Цель: создание условий для знакомства детей с планетами солнечной системы.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: Развивать словарь по теме «Космос», развивать умение подбирать слова с противоположным значением, образовывать существительные множественного числа именительного падежа, учить образованию сложных слов, согласованию существительного с прилагательным, согласованию существительных с числительными; образовывать прилагательные от существительных.
- Коррекционно-развивающие задачи: развивать, внимание, зрительное восприятие, мышление, моторику рук.
- Коррекционно-воспитательные: формирование положительной установки на участие в деятельности, самостоятельности.
Формы организации совместной деятельности: виртуальная экскурсия, игра
Форма организации детей: подгрупповая
Методы организации:
- Практические: упражнение, моделирование
- Наглядные: наблюдение
- Словесные: рассказ педагога, беседа
- Игровые: дидактические игры, воображаемая ситуация
Лексический материал:
- Существительные: космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический), космодром, станция, спутник, полёт, планета, Планетарий, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т.д.).
- Глаголы: осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.
- Прилагательные: первый, космический, межпланетный, звёздное.
Оборудование: презентация.
Организационный момент. Упражнение «Добрый день». Цель: Создание мотивации на совместную деятельность. Задачи:
Методы и приемы: словесный (беседа, вопросы), игровой (сюрпризный момент). |
||
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Примечание |
Дети образуют круг. |
- Добрый день, ребята! Сегодня нам предстоит не просто занятие, а целое путешествие. И полетим мы с вами в космос. Ребята, а что кто слышал о космосе? Кто знает, что это такое? (ответы детей)
Развитие пальчиковой моторики «Космонавт»
В темном небе звезды светят Сжимают и разжимают кулачки обеих рук
|
Деть выполняют движения |
Основная часть Цель: Формирование умений. Задачи: Развивать словарь по теме «Космос», развивать умение подбирать слова с противоположным значением, образовывать существительные множественного числа именительного падежа, учить образованию сложных слов, согласованию существительного с прилагательным, согласованию существительных с числительными. Методы и приемы: словесный (художественное слово, вопросы, беседа, уточнение), игровой (пальчиковая гимнастика, физкультминутка), наглядный |
||
«Старт» Цель: развивать зрительное внимание; активизировать предметный словарь по теме. |
||
Дети занимают свои места |
- Итак, мы с вами полетим на космическом корабле. Управляет нашим кораблем опытный капитан, который будет иногда задавать нам вопросы.
|
Слайды 2-5 |
«Солнце» Цель: знакомство с звездой - Солнце. |
||
Дети выполняют задания. |
Мы подлетели к солнцу - это, ребята, яркая звезда, находящаяся в центре Солнечной системы. Солнце, словно, раскаленный огненный шар раздает тепло своим ближайшим планетам. Правда, тем планетам, которые очень близко к Солнцу (Меркурий и Венера), очень жарко, а тем, которые находятся дальше Марса, очень холодно, потому что до них теплые лучи почти не достают. А вот на планете Земля температура оказалась не низкой и не высокой, очень удобной для появления и развития на ней жизни. - Находится рядом с Солнцем долго опасно, можно сгореть, поэтому мы летим дальше, к планете Меркурий |
Слайд 6 |
«Меркурий» Цель: знакомство с планетой Меркурий, развивать умение подбирать антонимы |
||
|
Меркурий - эта самая маленькая планета находится ближе всего к Солнцу. При этом почти все время поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой очень холодно. Игра «Скажи наоборот».
Далеко- близко.
- Как называется планета, с которой мы познакомились? Правильно, Меркурий. |
Слайд 7 |
«Венера» Цель: знакомство с планетой Венера, образование существительных множественного числа именительного падежа |
||
А мы тем временем уже видим, как наша ракета подлетела к следующей планете Венера − вторая планета от Солнца. На ней, как и на Земле, есть атмосфера - это такая воздушная оболочка. Только в отличие от нашей, земной, она состоит не из кислорода, а по большей части из углекислого газа. Поэтому дышать на Венере невозможно, да и на её поверхности очень-очень жарко. Вот и нет там ни растений, ни животных, ни бактерий. Посмотрите в иллюминатор, капитан нашего корабля предлагает нам поиграть
Игра «Один - много»
|
Слайды 8-10 |
|
«Земля» Цель: знакомство с планетой - Земля, образование сложных слов |
||
А к какой планете мы с вами подлетаем, попробуйте угадать! (ответы детей).
Дидактическая игра «Подбери словечко»
|
Слайды 11-13 |
|
«Марс» Цель: знакомство с планетой - Марс, активизация двигательной активности, снятия утомления |
||
Дети выполняют движение в соответствии с текстом |
Готовы узнать, какие еще планеты нас ждут дальше в космическом пространстве?
Физминутка
|
Слайд 14 |
«Юпитер» Цель: знакомство с планетой - Юпитер, учить подбирать слова, отвечающие на вопросы: «Какая? Какое? Какой? Какие?», согласование существительного с прилагательным. |
||
Дети отвечают |
А перед нами следующая планета − Юпитер, пятая от Солнца.
Игра «Подбери признак»
|
Слайды 15-17 |
«Сатурн» Цель: знакомство с планетой - Сатурн, развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными). |
||
Молодцы, мы пролетели вокруг планеты Юпитер, а сейчас перед нами планета Сатурн. Сатурн - красивая и необычная планета, шестая от Солнца. Её удивительная особенность, которую можно увидеть с Земли в телескоп - это кольцо вокруг планеты. Выглядит кольцо, как диск, только на самом деле это не сплошной диск, а тысячи-тысячи мелких камней, осколков астероидов и пыли.
Игра «Скажи со словом пять...»
|
Слайды 18-20 |
|
«Уран» Цель: знакомство с планетой - Уран, развивать умение выделять лишний объект |
||
Обратите внимание, перед нами следующая планета - Уран.
|
Слайд 21-26 |
|
«Нептун» Цель: знакомство с планетой - Нептун; образование прилагательных от существительных |
||
Постепенно мы перемещаемся к краю Солнечной системы, обратите внимание на планету Нептун.
Игра «Измени по образцу» Например я скажу добро, а вы мне скажите добрый, я скажу орбита, а вы - (какой?) орбитальный
|
Слайд 27-28 |
|
«Плутон» Цель: знакомство с карликовой планетой - Плутон |
||
Вот мы и добрались до края Солнечной системы, перед нами самая маленькая планета. Плутон- когда-то эта планета была девятой по счету и входила в Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты и её теперь называют карликовой планетой и к взрослым планетам её не пускают. Может Плутон ещё совсем младенец и ему просто надо подрасти. Пора нам возвращаться обратно. Но прежде капитан предлагает нам прочитать по первым буквам, как называется наш корабль. (Союз) |
Слайд 28-32 |
|
Заключительная часть Цель: Подведение итогов НОД.
Задачи:
|
||
Дети |
- Ну вот мы с вами и познакомились со всеми планетами солнечной системы. Пора возвращаться обратно.
|
Слайд 33-35 |