Виртуальная экскурсия "Путешествие к планетам солнечной системы"

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: виртуальная экскурсия


Цель: создание условий для знакомства детей с планетами солнечной системы.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: Развивать словарь по теме «Космос», развивать умение подбирать слова с противоположным значением, образовывать существительные множественного числа именительного падежа, учить образованию сложных слов, согласованию существительного с прилагательным, согласованию существительных с числительными; образовывать прилагательные от существительных.
  • Коррекционно-развивающие задачи: развивать, внимание, зрительное восприятие, мышление, моторику рук.
  • Коррекционно-воспитательные: формирование положительной установки на участие в деятельности, самостоятельности.

Формы организации совместной деятельности: виртуальная экскурсия, игра

Форма организации детей: подгрупповая

Методы организации:

  1. Практические: упражнение, моделирование
  2. Наглядные: наблюдение
  3. Словесные: рассказ педагога, беседа
  4. Игровые: дидактические игры, воображаемая ситуация

Лексический материал:

  • Существительные: космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический), космодром, станция, спутник, полёт, планета, Планетарий, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т.д.).
  • Глаголы: осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.
  • Прилагательные: первый, космический, межпланетный, звёздное.

Оборудование: презентация.

Организационный момент. Упражнение «Добрый день».

Цель: Создание мотивации на совместную деятельность.

Задачи:

  1. Психологический настрой на совместную деятельность.
  2. Поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности.

Методы и приемы: словесный (беседа, вопросы), игровой (сюрпризный момент).

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети образуют круг.

- Добрый день, ребята! Сегодня нам предстоит не просто занятие, а целое путешествие. И полетим мы с вами в космос. Ребята, а что кто слышал о космосе? Кто знает, что это такое? (ответы детей)
Но мы с вами пока освоим не далекий-далекий космос, а Солнечную систему, в которой находится наша планета Земля.

Развитие пальчиковой моторики «Космонавт»

В темном небе звезды светят Сжимают и разжимают кулачки обеих рук
Космонавт летит в ракете Ладони соединены под острым углом
День и ночь вокруг летит Указательными и большими пальцами делают
И на Землю вниз глядит «очки» возле глаз
Видит сверху он поля, Загибают по одному пальцу
Реки, горы и моря.

Деть выполняют движения

Основная часть

Цель: Формирование умений.

Задачи: Развивать словарь по теме «Космос», развивать умение подбирать слова с противоположным значением, образовывать существительные множественного числа именительного падежа, учить образованию сложных слов, согласованию существительного с прилагательным, согласованию существительных с числительными.

Методы и приемы: словесный (художественное слово, вопросы, беседа, уточнение), игровой (пальчиковая гимнастика, физкультминутка), наглядный

«Старт»

Цель: развивать зрительное внимание; активизировать предметный словарь по теме.

Дети занимают свои места

- Итак, мы с вами полетим на космическом корабле. Управляет нашим кораблем опытный капитан, который будет иногда задавать нам вопросы.
А полетим мы вот с этого места нашего города. Кто узнал ее?
А вы знаете как называется окно в космическом корабле? Правильно, иллюминатор. Приготовились, посмотрите в иллюминатор, мы стартуем.
- Ребята, смотрите, как уменьшаются дома, какие маленькие люди и машины.
- А вот мы уже выше облаков.
- Посмотрите, какая красивая наша планета.
- Как красиво в космосе.

Слайды 2-5

«Солнце»

Цель: знакомство с звездой - Солнце.

Дети выполняют задания.

Мы подлетели к солнцу - это, ребята, яркая звезда, находящаяся в центре Солнечной системы. Солнце, словно, раскаленный огненный шар раздает тепло своим ближайшим планетам. Правда, тем планетам, которые очень близко к Солнцу (Меркурий и Венера), очень жарко, а тем, которые находятся дальше Марса, очень холодно, потому что до них теплые лучи почти не достают. А вот на планете Земля температура оказалась не низкой и не высокой, очень удобной для появления и развития на ней жизни.

- Находится рядом с Солнцем долго опасно, можно сгореть, поэтому мы летим дальше, к планете Меркурий

Слайд 6

«Меркурий»

Цель: знакомство с планетой Меркурий, развивать умение подбирать антонимы

Меркурий - эта самая маленькая планета находится ближе всего к Солнцу. При этом почти все время поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой очень холодно.

Игра «Скажи наоборот».

Далеко- близко.
Высоко - низко.
Улететь - …
Трусливый - смелый
Темно - …
Слабый - сильный
Вперед -…назад

- Как называется планета, с которой мы познакомились? Правильно, Меркурий.

Слайд 7

«Венера»

Цель: знакомство с планетой Венера, образование существительных множественного числа именительного падежа

А мы тем временем уже видим, как наша ракета подлетела к следующей планете

Венера − вторая планета от Солнца. На ней, как и на Земле, есть атмосфера - это такая воздушная оболочка. Только в отличие от нашей, земной, она состоит не из кислорода, а по большей части из углекислого газа. Поэтому дышать на Венере невозможно, да и на её поверхности очень-очень жарко. Вот и нет там ни растений, ни животных, ни бактерий.

Посмотрите в иллюминатор, капитан нашего корабля предлагает нам поиграть

Игра «Один - много»
Например: ракета -…ракеты;
комета - …кометы;
планета-…планеты;
космонавт-…космонавты,
созвездие-… созвездия

Слайды 8-10

«Земля»

Цель: знакомство с планетой - Земля, образование сложных слов

А к какой планете мы с вами подлетаем, попробуйте угадать! (ответы детей).
Земля - эта голубая планета, третья по счету от Солнца - наш общий дом, наша родная Земля. Здесь мы живём: животные, люди, рыбы, птицы - все под одной крышей. А крыша у планеты Земля состоит из атмосферы, в которой огромное количество газа − кислорода, необходимого для жизни. Здесь мы строим наш мир, пишем историю и отсюда мы наблюдаем за другими планетами и звёздами. И ещё у планеты Земля есть маленькая подружка − Луна, которая является спутником Земли.

Дидактическая игра «Подбери словечко»
- человек, который считает звезды - звездочет,
- космический корабль, летящий к звездам - звездолет,
- момент, когда звезды «падают» - звездопад,
- ходит по луне - луноход,
- скопление звезд на небе - созвездие,

Слайды 11-13

«Марс»

Цель: знакомство с планетой - Марс, активизация двигательной активности, снятия утомления

Дети выполняют движение в соответствии с текстом

Готовы узнать, какие еще планеты нас ждут дальше в космическом пространстве?
Мы видим с вами следующую планету - Марс.
Марс - красная маленькая планета, четвертая по счету. На ней очень мало кислорода, почти нет. Также почти нет воды, хотя учёные её все время ищут, ведь когда-то её, возможно, было на Марсе очень много. Тогда много-много лет назад на планете могли быть реки, моря и океаны, но потом что-то случилось, и вода исчезла. Эту тайну ещё предстоит разгадать.

Физминутка
Координация речи с движением: «Космическая зарядка»
Мы в ракету смело сели Садимся на корточки
Шлем на голову надели Круглые руки над головой
«Пуск» - и в космос мы летим Встаем, кружимся и тянемся вверх
В невесомости парим Руки в стороны и качаемся на одной ноге
Путь наметили к планете Вытягиваем руки вперед
Помахали вслед комете Тянем за «рычаг»
Потянули за рычаг
Взяли курс к созвездию Рак Два плотно сжатых кулака перед глазами
Посмотрели в телескоп
Надавили кнопку стоп Давим большим пальцем на воображаемую кнопку
Развернули мы ракету Поворачиваемся
Как обычную карету Руки в стороны, покачиваемся
И продолжили полет Машем рукой
Космос нас с тобой зовет!

Слайд 14

«Юпитер»

Цель: знакомство с планетой - Юпитер, учить подбирать слова, отвечающие на вопросы: «Какая? Какое? Какой? Какие?», согласование существительного с прилагательным.

Дети отвечают

А перед нами следующая планета − Юпитер, пятая от Солнца.
Юпитер - самая большая, пятая планета Солнечной системы. Юпитер состоит из газа, его и называют газовый гигант. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок.

Игра «Подбери признак»
- Ответьте на вопрос:
космонавт (какой?) - ....
ракета (какая?) - ….
Небо (какое?) - ….

Слайды 15-17

«Сатурн»

Цель: знакомство с планетой - Сатурн, развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными).

Молодцы, мы пролетели вокруг планеты Юпитер, а сейчас перед нами планета Сатурн.

Сатурн - красивая и необычная планета, шестая от Солнца. Её удивительная особенность, которую можно увидеть с Земли в телескоп - это кольцо вокруг планеты. Выглядит кольцо, как диск, только на самом деле это не сплошной диск, а тысячи-тысячи мелких камней, осколков астероидов и пыли.

Игра «Скажи со словом пять...»
Один опытный космонавт, ...
Одна яркая звезда, ...пять ярких звезд.
Один большой метеорит, пять больших метеоритов.
Одна быстрая ракета, ...
Один научный спутник...
Одна далёкая планета, ...

Слайды 18-20

«Уран»

Цель: знакомство с планетой - Уран, развивать умение выделять лишний объект

Обратите внимание, перед нами следующая планета - Уран.
Уран - таинственная планета, седьмая по счету, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так, как другие планеты. У Урана необычный синий цвет и он выглядит, как круглый с ровной поверхностью мячик.
Игра «Что лишнее и почему?»
Посмотрите внимательно. Скажите, что здесь лишнее и почему.

Слайд 21-26

«Нептун»

Цель: знакомство с планетой - Нептун; образование прилагательных от существительных

Постепенно мы перемещаемся к краю Солнечной системы, обратите внимание на планету Нептун.
Нептун - ледяная, очень холодная планета, восьмая по счету, находится очень далеко от Солнца. Поэтому солнечные лучи почти не достигают поверхности этой синей планеты. На Нептуне дуют сильнейшие ветра, и поэтому погода на ней не просто зимняя, а по космическим меркам, совсем холодная, так, что все на ней превращается в лёд.

Игра «Измени по образцу» Например я скажу добро, а вы мне скажите добрый, я скажу орбита, а вы - (какой?) орбитальный
Земля - земной.
Луна - … лунный
Солнце - … солнечный.
Звезда - ... звездный.
Спутник - ... спутниковый.

Слайд 27-28

«Плутон»

Цель: знакомство с карликовой планетой - Плутон

Вот мы и добрались до края Солнечной системы, перед нами самая маленькая планета.

Плутон- когда-то эта планета была девятой по счету и входила в Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты и её теперь называют карликовой планетой и к взрослым планетам её не пускают. Может Плутон ещё совсем младенец и ему просто надо подрасти.

Пора нам возвращаться обратно. Но прежде капитан предлагает нам прочитать по первым буквам, как называется наш корабль. (Союз)

Слайд 28-32

Заключительная часть

Цель: Подведение итогов НОД.

Задачи:
Сохранять и поддерживать интерес к познанию окружающего мира.
Методы и приемы: словесный (поощрение).

Дети

- Ну вот мы с вами и познакомились со всеми планетами солнечной системы. Пора возвращаться обратно.
Ребята, понравилось вам наше путешествие? Скажите, куда мы летали? Какие планеты вы запомнили? Сможете назвать их?
Молодцы!

Слайд 33-35