Реализация познавательно-исследовательского проекта в группе компенсирующей направленности "Сызрань помидорная"

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: ОВЗ


Решая задачи «Рабочей программы воспитания СП «Детского сада № 4» ГБОУ ООШ № 7 г. о. Сызрань» о гармоничном социально-коммуникативном развитии наших воспитанников, педагоги старшей группы для детей с ОВЗ разработали и реализовали познавательно-исследовательский проект «Сызрань помидорная».

«Сызранский помидор» - региональный праздник-фестиваль, посвящённый помидору, произрастающему в нашем городе. Фестиваль проводят с 2001 года. Это традиционное и яркое мероприятие, в котором принимают участие жители не только жители Сызрани и Самарской области, но и многочисленные гости из ближнего и дальнего зарубежья. Наш маленький городок на время праздника преображается: появляется площадь «Помидорный рай», аллея «Помидоры мои раскудрявые», «Закусочная аллея», «Томатная площадь», район «Великой объедаловки и отдыхаловки». Проходят конкурсы «Мисс Помидорка» и «Мистер Помидор», «Женские тайны» и «Ударим помидором по аппетиту» и веселые «томатные бои».

Педагоги группы решили, что маленьким сызранцам необходимо расширить представления о традиционных праздниках родного города. Позитивная социализация воспитанников с ТНР невозможна без взаимопонимания с стороны родителей, которые приняли активное участие на всех этапах реализации этого проекта. Так, позитивное сотрудничество воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитанников группы и их родителей помогло не только расширить детский кругозор, но и воспитать у маленьких граждан чувство гордости за свой город, родной край.

Актуальность проекта: Способствовать расширению представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ о традиционных праздниках родного города.

Цель: Формирование представлений детей с ОВЗ о ежегодном региональном празднике-фестивале "Сызранский помидор».

Задачи:

  • Развивать интерес к изучению традиций родного города.
  • Познакомить детей с историей возникновения праздника-фестиваля «Сызранский помидор» и его мероприятиями.
  • 3.Расширять представления об овощах и их полезных свойствах для здоровья человека. Познакомить с блюдами, которые можно из них приготовить.
  • Активизировать словарь тематической лексикой.
  • 5.Закрепить представления о трудовых действиях для выращивания помидоров. Воспитывать желание помогать взрослым в работе на огороде.
  • 6.Развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности по выращиванию помидоров, формировать элементарные практические навыки по посадке и уходу за овощной культурой.
  • 7.Формировать позитивное настроение, эмоциональный отклик, желание участвовать в празднике, прославляющим наш город.
  • 8. Воспитывать у детей любовь к родному краю, чувство гордости за свой город, край.

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Сроки реализации: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители воспитанников.

Предполагаемый результат: Расширение представлений у детей-дошкольников о празднике-фестивале регионального уровня «Сызранский помидор».

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный:

  1. составление перспективного плана мероприятий;
  2. поиск материалов по данному проекту;
  3. разработка и составление конспектов непосредственно образовательной деятельности, наблюдений, бесед, игровой деятельности;
  4. подбор художественной литературы,
  5. подбор информационного материала в уголок для родителей;

2 этап - основной:

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

Познавательно-исследовательская деятельность:

  1. Интерактивная экскурсия «Фестиваль «Сызранский помидор».
  2. Рассказ воспитателя с использованием презентации «История возникновения праздника «Сызранский помидор»
  3. НОД «Полезные свойства томатов»
  4. Викторина «Мистер Помидор»
  5. Просмотр мультфильмов «Чиполино», «Веселый огород»

Опытно-экспериментальная деятельность:

  1. Рассматривание семян томатов разных сортов.
  2. Посадка и выращивание томатов «От семечки до урожая»
  3. Взвешивание и анализ томатов разных сортов.

Изобразительная детская деятельность:

  1. Лепка «Синьор помидор»
  2. Рисование «Придумай эмблему праздника».
  3. Аппликация «Забавные томаты»
  4. Рисование по шаблонам и трафаретам «Овощи»
  5. Творческое рисование «Помидорная раскраска»

Конструктивно-модельная деятельность:

  1. Изготовление овощей из конструктора Лего и Репейник «Весёлый огород»

Чтение художественной литературы:

  1. Д.Родарри «Приключения Чиполино»
  2. Н.Томилина «Весёлый огород»
  3. И.Ревю сказка «Граф томат»
  4. Е.В.Фартутдинова «Сказка о том, почему помидор стал красным»
  5. С.Я.Маршак «Песня синьора Помидора»
  6. «Сызрань-мой родной город» (пособие по краеведению для детей)
  7. «О Сызрани с любовью» (сборник творческих работ учащихся школ города)

Коммуникативная деятельность:

  1. Отгадывание и заучивание загадок о томатах.
  2. Заучивание пословиц и стихотворений об овоще и труде на огороде.
  3. Составление описательных рассказов об овощах с опорой на мнемосхему.
  4. Драматизация «Сказка о том, почему помидор стал красным»
  5. Изготовление книжек- малышек

Игровая деятельность: Инженерная книга представляет собой подробный дневник всех занятий с детьми, в котором все этапы продвижения инженерного проекта, проблемы, задачи, решения описываются «детским языком». Для этого используются рисунки, схемы, простейшие чертежи.

  • инженерной книге дети отмечают этапы работы над созданием модели, фиксируют правила техники безопасности, результаты своей деятельности.
  • книгу можно как занести схематическое изображение хода конструктивно-модельной деятельности, так и зарисовать, какие материалы были выбраны, какие инструменты понадобились.

Книга должна вестись регулярно, отражать реальный, живой процесс работы над моделями, фиксируя различные аспекты детской деятельности по созданию моделей.

  1. Дидактические игры «Собери картинку», «Угадай на вкус».
  2. Настольные игры «Лото «Овощи»», «Вершки и корешки»
  3. Пазлы «Огород»
  4. Хороводные игры «Есть у нас огород», «Эй, ребята не зевай»».
  5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» с муляжами фруктов и овощей.
  6. Развивающая игра «Овощи для гномика и великана»
  7. Настольная игра «Запоминай-ка. Овощи-фрукты»
  8. Сюжетно-ролевые игры «Магазин «Овощи и фрукты»», «Ярмарка»

Вовлечение родителей в образовательный процесс.

  1. Изготовление костюмов на «овощную тематику» для участия в «Томатном шоу».
  2. Подготовка мини-выставки народных промыслов, предметов «ручной работы».
  3. Подготовка гастрономической мини-выставки «Ударим помидором по аппетиту»

3 этап - заключительный:

  • Результатом работы над проектом стала ярмарка «Город мастеров» и костюмированное «Томатное шоу».

Итоги работы над проектом:

В результате реализации проекта дети:

  1. Расширили представления о традиционном празднике-фестивале нашего города «Сызранский помидор»
  2. Актуализировали знания об овощах и их полезных свойствах для здоровья человека.
  3. Получили элементарные практические навыки по посадке и уходу за овощной культурой.
  4. Испытали гордость за родной город и желание активно участвовать в будущих праздниках «Сызранский помидор».

Список используемой литературы

  1. Википедия-ru. m.wikipedia.org
  2. Сайт «Маленькая Сызрань».
  3. «Сызрань=Syzran» /ред. Сост. Е.Г.Мочалова. - Сызрань: Ваш Взгляд, 2008.
  4. «Сызрань - мой родной город» (пособие по краеведению для детей).
  5. «О Сызрани с любовью» (сборник творческих работ учащихся школ города).