Решая задачи «Рабочей программы воспитания СП «Детского сада № 4» ГБОУ ООШ № 7 г. о. Сызрань» о гармоничном социально-коммуникативном развитии наших воспитанников, педагоги старшей группы для детей с ОВЗ разработали и реализовали познавательно-исследовательский проект «Сызрань помидорная».
«Сызранский помидор» - региональный праздник-фестиваль, посвящённый помидору, произрастающему в нашем городе. Фестиваль проводят с 2001 года. Это традиционное и яркое мероприятие, в котором принимают участие жители не только жители Сызрани и Самарской области, но и многочисленные гости из ближнего и дальнего зарубежья. Наш маленький городок на время праздника преображается: появляется площадь «Помидорный рай», аллея «Помидоры мои раскудрявые», «Закусочная аллея», «Томатная площадь», район «Великой объедаловки и отдыхаловки». Проходят конкурсы «Мисс Помидорка» и «Мистер Помидор», «Женские тайны» и «Ударим помидором по аппетиту» и веселые «томатные бои».
Педагоги группы решили, что маленьким сызранцам необходимо расширить представления о традиционных праздниках родного города. Позитивная социализация воспитанников с ТНР невозможна без взаимопонимания с стороны родителей, которые приняли активное участие на всех этапах реализации этого проекта. Так, позитивное сотрудничество воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитанников группы и их родителей помогло не только расширить детский кругозор, но и воспитать у маленьких граждан чувство гордости за свой город, родной край.
Актуальность проекта: Способствовать расширению представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ о традиционных праздниках родного города.
Цель: Формирование представлений детей с ОВЗ о ежегодном региональном празднике-фестивале "Сызранский помидор».
Задачи:
- Развивать интерес к изучению традиций родного города.
- Познакомить детей с историей возникновения праздника-фестиваля «Сызранский помидор» и его мероприятиями.
- 3.Расширять представления об овощах и их полезных свойствах для здоровья человека. Познакомить с блюдами, которые можно из них приготовить.
- Активизировать словарь тематической лексикой.
- 5.Закрепить представления о трудовых действиях для выращивания помидоров. Воспитывать желание помогать взрослым в работе на огороде.
- 6.Развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности по выращиванию помидоров, формировать элементарные практические навыки по посадке и уходу за овощной культурой.
- 7.Формировать позитивное настроение, эмоциональный отклик, желание участвовать в празднике, прославляющим наш город.
- 8. Воспитывать у детей любовь к родному краю, чувство гордости за свой город, край.
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Сроки реализации: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители воспитанников.
Предполагаемый результат: Расширение представлений у детей-дошкольников о празднике-фестивале регионального уровня «Сызранский помидор».
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный:
- составление перспективного плана мероприятий;
- поиск материалов по данному проекту;
- разработка и составление конспектов непосредственно образовательной деятельности, наблюдений, бесед, игровой деятельности;
- подбор художественной литературы,
- подбор информационного материала в уголок для родителей;
2 этап - основной:
В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:
Познавательно-исследовательская деятельность:
- Интерактивная экскурсия «Фестиваль «Сызранский помидор».
- Рассказ воспитателя с использованием презентации «История возникновения праздника «Сызранский помидор»
- НОД «Полезные свойства томатов»
- Викторина «Мистер Помидор»
- Просмотр мультфильмов «Чиполино», «Веселый огород»
Опытно-экспериментальная деятельность:
- Рассматривание семян томатов разных сортов.
- Посадка и выращивание томатов «От семечки до урожая»
- Взвешивание и анализ томатов разных сортов.
Изобразительная детская деятельность:
- Лепка «Синьор помидор»
- Рисование «Придумай эмблему праздника».
- Аппликация «Забавные томаты»
- Рисование по шаблонам и трафаретам «Овощи»
- Творческое рисование «Помидорная раскраска»
Конструктивно-модельная деятельность:
- Изготовление овощей из конструктора Лего и Репейник «Весёлый огород»
Чтение художественной литературы:
- Д.Родарри «Приключения Чиполино»
- Н.Томилина «Весёлый огород»
- И.Ревю сказка «Граф томат»
- Е.В.Фартутдинова «Сказка о том, почему помидор стал красным»
- С.Я.Маршак «Песня синьора Помидора»
- «Сызрань-мой родной город» (пособие по краеведению для детей)
- «О Сызрани с любовью» (сборник творческих работ учащихся школ города)
Коммуникативная деятельность:
- Отгадывание и заучивание загадок о томатах.
- Заучивание пословиц и стихотворений об овоще и труде на огороде.
- Составление описательных рассказов об овощах с опорой на мнемосхему.
- Драматизация «Сказка о том, почему помидор стал красным»
- Изготовление книжек- малышек
Игровая деятельность: Инженерная книга представляет собой подробный дневник всех занятий с детьми, в котором все этапы продвижения инженерного проекта, проблемы, задачи, решения описываются «детским языком». Для этого используются рисунки, схемы, простейшие чертежи.
- инженерной книге дети отмечают этапы работы над созданием модели, фиксируют правила техники безопасности, результаты своей деятельности.
- книгу можно как занести схематическое изображение хода конструктивно-модельной деятельности, так и зарисовать, какие материалы были выбраны, какие инструменты понадобились.
Книга должна вестись регулярно, отражать реальный, живой процесс работы над моделями, фиксируя различные аспекты детской деятельности по созданию моделей.
- Дидактические игры «Собери картинку», «Угадай на вкус».
- Настольные игры «Лото «Овощи»», «Вершки и корешки»
- Пазлы «Огород»
- Хороводные игры «Есть у нас огород», «Эй, ребята не зевай»».
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек» с муляжами фруктов и овощей.
- Развивающая игра «Овощи для гномика и великана»
- Настольная игра «Запоминай-ка. Овощи-фрукты»
- Сюжетно-ролевые игры «Магазин «Овощи и фрукты»», «Ярмарка»
Вовлечение родителей в образовательный процесс.
- Изготовление костюмов на «овощную тематику» для участия в «Томатном шоу».
- Подготовка мини-выставки народных промыслов, предметов «ручной работы».
- Подготовка гастрономической мини-выставки «Ударим помидором по аппетиту»
3 этап - заключительный:
- Результатом работы над проектом стала ярмарка «Город мастеров» и костюмированное «Томатное шоу».
Итоги работы над проектом:
В результате реализации проекта дети:
- Расширили представления о традиционном празднике-фестивале нашего города «Сызранский помидор»
- Актуализировали знания об овощах и их полезных свойствах для здоровья человека.
- Получили элементарные практические навыки по посадке и уходу за овощной культурой.
- Испытали гордость за родной город и желание активно участвовать в будущих праздниках «Сызранский помидор».
Список используемой литературы
- Википедия-ru. m.wikipedia.org
- Сайт «Маленькая Сызрань».
- «Сызрань=Syzran» /ред. Сост. Е.Г.Мочалова. - Сызрань: Ваш Взгляд, 2008.
- «Сызрань - мой родной город» (пособие по краеведению для детей).
- «О Сызрани с любовью» (сборник творческих работ учащихся школ города).