Цель: создание условий для проявления детьми разных эмоций.
Задачи:
Образовательные:
- Область познания «Коммуникация»: знакомить с художественно выразительными средствами (интонация). Расширять словарь детей эмоциональной лексикой.
- Область познания «Художественно-эстетическое развитие»: развивать умение правильно держать карандаш и использовать его при создании изображения; формировать умение располагать изображение на листе бумаги.
Коррекционные:
- Продолжать формировать интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: развивать связную речь, учить понимать и употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, веселый, радостный, грустный, спокойный);
Воспитательные:
- Побуждать эмоционально, откликаться на переживания персонажей. Воспитывать навыки позитивного межличностного общения, умение быть терпимым к чувствам и желаниям друг друга.
Развивающие
- Область познания «Социализация»: развивать умение использовать для воплощения образа выразительные средства (интонация, мимика, жест); побуждать использовать в играх образные игрушки. Снимать эмоциональное и мышечное напряжение. Развивать воображения.
Оборудование: карточки с изображением эмоций, аудиозапись - со сказочными звуками «ковра-самолёта» и релаксации, бумага, цветные карандаши, изображение цветка с разными эмоциями, игрушки - заяц, мишка, ёжик, гномик, смайлики без эмоций.
Ход занятия
Вводная часть
(персонаж Лето)
- Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? (ответы детей)
- Да, я Лето.
- Давайте познакомимся с вами и поиграем в игру.
Игра «Приветствие»
Вышли дети на лужок,
Сели дети все в кружок,
Дети все красивые,
Вот такие сильные!
Выросли совсем большие,
Стали добрые такие.
Птичка в гости прилетела,
И к Насте села,
Будем Настю мы хвалить,
Будем хоровод водить.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Настенька хорошая, Дети гладят ребёнка.
Настенька пригожая.
Ну-ка, Настя, улыбнись! Дети хлопают в ладоши.
Ну-ка, Настя, поклонись!
И т.д.
Сели дети все в кружок,
Дети все красивые,
Вот такие сильные!
Выросли совсем большие,
Стали добрые такие!
Друг на друга поглядим,
Про себя поговорим,
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Все у нас хорошие, все у нас пригожие!
- Вот мы и познакомились!
Основная часть
- Ребята, сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие.
- Скажите, а на чём мы отправимся? (ответы детей)
- Вы перечислили много видов транспорта, но у нас ведь сказочное путешествие, поэтому вспомните транспорт из сказок (ответы детей)
- Да, мы полетим на ковре самолёте! (заносит «ковёр-самолёт»)
- Разворачивает его, и дети находят картинки с изображением разных эмоций. (грусть, радость, печаль, спокойствие)
Лето рассказывает об этих эмоциях и предлагает сесть на ковёр самолёт и отправиться в «Сказочное путешествие»
- Занимайте места и в путь. Почему же наш ковер не взлетает? Мы забыли сказать волшебные слова.
Энике-бенике, коврик лети
В страну волшебную нас отнеси
(включить аудиозапись)
Ребята, держитесь крепче! Посмотрите вокруг, что вы видите? Например, я вижу облака, а вы? (ответы детей)
Какие мы молодцы, сколько всего увидели.
Наш ковер идёт на посадку. Скорее говорим слова.
Энике-бенике коврик спустись
В стране волшебной мы появись.
(отключить аудиозапись)
Ура! Мы с вами попали в необычную страну - «Страну Эмоций», и очутились на станции «Смешинка».
Заяц (картинка или игрушка)
Здесь все улыбаются, веселятся и смеются, Вот так. (Показ пиктограммы)
Физкультминутка
«Игрушки»
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение).
«Ласковое солнышко»
Игровое упражнение «Соедини ладошки».
Цель: погрузить в атмосферу событий, происходящих сейчас, отвлечь от страхов, переживаний, способствовать установлению эмоционального контакта с детьми, снять эмоциональное возбуждение, создать атмосферу группового доверия и принятия друг друга.
Лето: - А теперь встаньте в круг, ладошки друг другу покажите, соедините ваши ладошки все вместе. Закройте глаза и представьте, что солнышко гладит ваше лицо своими лучиками. Чувствуете тепло ладошек друг друга? Вам приятно так стоять? (ответы детей) Если мы все вместе скажем волшебные слова шепотом, то вы почувствуете прикосновение лучиков на вашем лице. Повторяйте шепотом волшебные слова: «Поднимись, поднимись, над нами окажись!» (дети произносят слова).
- Откройте глазки, ручки опустите. Вот волшебное солнышко и поласкало нас.
Какие эмоции вы сейчас ощущаете. Мне тоже стало очень весело, и мне захотелось посмеяться, а вам?
- Как здорово когда у всех такое веселое, радостное настроение. Но нам пора дальше.
- Занимайте места и в путь, нам пора дальше.
- Почему же наш ковер не взлетает? Мы забыли сказать волшебные слова.
Энике-бенике, коврик лети
На станцию волшебную ты нас отнеси
(включить аудиозапись) (летят )Энике-бенике коврик спустись
В на станции волшебной мы появись.
(отключить аудиозапись)
- Кого мы видим? Мишку на полянке. Как вы думаете? Какое настроение у Мишки? Ой. Кажется не у всех радостное настроение?
Какие сейчас он испытывает эмоции? (Пиктограмма «Грусть»)
Мишка грустный сидит на поляне -
Мишка устал, мишке хочется к маме.
Мишка, мишка, не грусти -
Лучше с нами пошали.
Нас тут много, ты один,
И грустить тебе мы не дадим.
Игра: «Мишка».
Под музыку дети передают Мишку друг другу, как только музыка останавливается, то тот ребёнок, у которого в руках игрушка, говорит ему комплимент (добрые слова, пожелания и т.д.)
- Посмотрите, на этой станции ещё и цветочек. Но он тоже не улыбается. Какое у него настроение? Пиктограмма «Печаль»
Давайте спросим, что же с ним случилось.
- Цветочек, почему ты грустный?
- Я грустный, потому что у меня нет друзей.
- Ребята, а как мы можем помочь нашему цветочку? Где мы возьмем столько цветов? (ответы детей)
- Правильно, давайте с вами нарисуем друзей нашему цветочку. Только все цветочки должны улыбаться.
Дети рисуют цветы фломастерами (карандашами) на большом листе бумаги в командах.
Смотрите, наш цветочек улыбается. Показ пиктограммы «Улыбка»
Отправляемся дальше по стране Эмоций.
- Занимайте места и в путь, нам пора дальше.
- Говорим волшебные слова!
Энике-бенике, коврик лети
На станцию волшебную ты нас отнеси
(включить аудиозапись) (летят )Энике-бенике коврик спустись
В на станции волшебной мы появись.
(отключить аудиозапись)
Ой, кажется, кто здесь сердится?
Подходим к игрушке ежа. (Пиктограмма «Сердитый еж»)
Жил да был сердитый еж, Всех пугал иголками, Он ни с кем не дружил, и сидел под елкою. Так он злился - фыр-фыр-фыр! И сердился - фыр-фыр-фыр! Он ворчал - пшш-пшш-пшш! И кричал - пшш-пшш-пшш! Как ужасно - р-р-р! Успокойся, милый еж. Так друзей ты не найдешь. Крепче кулачки сжимай - злость скорее прогоняй!
Игровое упражнение «Убеждалочка» (на восстановление эмоционального фона)
Если очень рассердился,
На кого-то разозлился.
Ручки сжать, глаза закрыть.
И тихонько говорить:
«Я спокоен, не кричу.
И ногами не стучу.
И не буду я сердиться -
злость совсем не пригодится! (Разжать кулаки, дунуть.)Дружно до пяти считаем.
И спокойно отдыхаем:
1,2,3,4,5.
Релаксация
Нужно тихо полежать. (Дети ложатся под релаксирующую музыку)
Мы спокойно отдыхали,
И немножко полежали,
Но пора уже вставать.
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем,
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
- Мы собираемся, дальше отправляемся.
- Говорим волшебные слова!
Энике-бенике, коврик лети
На станцию волшебную ты нас отнеси
(включить аудиозапись) (летят )Энике-бенике коврик спустись
В на станции волшебной мы появись.
(отключить аудиозапись)
Ребята, посмотрите гномик перед нами.
Спокойный гномик. Подходим к гному с пиктограммой «Спокойствие».
- Наш гном сегодня рано встал. И сладко потянулся. В спокойном настроении. Наверно, он проснулся: ему спокойно на душе. Легко ему шагается. Ему, конечно, хорошо. Хоть он не улыбается. Нам рядом с гномом быть приятно. Мы любим с ним поговорить. Нам так не хочется обратно.
Из этой сказки уходить.
Заключительная часть
Но нам пора возвращаться. Занимайте места на нашем ковре-самолете.
Попрощаемся с жителями страны Эмоций. Помашем им рукой.
Скажем волшебные слова.
Энике-бенике ковер поднимись
Энике-бенике в группу вернись.
Ну, а пока мы с вами летим, давайте вспомним эмоции, которые мы испытали. Сначала покажите эмоцию грусти, радости, печали, злости, и спокойствия. Жалко возвращаться из такой замечательной страны. Давайте вспомним кому вы сегодня помогли? (ответы детей)
Рефлексия
Ну, вот мы и вернулись из нашего путешествия.
Держите смайликов, у них нет никаких эмоций, нарисуйте им свои эмоции от нашего путешествия.