Конспект занятия по ручному труду из ткани на тему «Солнечный конь» для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


При необходимости это занятие можно разделить на 2 занятия.

Цель: закрепить интерес детей к народной игрушке.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с русской народной игрушкой Солнечный конь;
  • закрепить знания о уже известных русских народных игрушках;
  • освоение детьми приемов изготовления тряпичной куклы (свернуть, перегнуть, примотать, закрепить, завязать узелок)

Развивающие:

  • развивать глазомер и мелкую моторику рук;
  • развитие внимание, цветовое восприятие, мышление, память, фантазию, художественное восприятия;
  • развивать интерес культурному наследию нашего народа;
  • формировать творческую активность.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к животным.
  • воспитывать трудолюбие, усидчивость, взаимовыручку, самостоятельность, привычку доводить начатое дело до конца.

Материалы и оборудование: набор русских народных игрушек для выставки (глиняные, деревянные, тряпичные, соломенные), игрушка-образец Солнечный конь, материалы для каждого ребенка и воспитателя: прямоугольный лоскут ткани 20х8 см с надрезанными на 3 см краями по короткой стороне (с двух сторон), лоскут 8х20 см красного цвета, лоскут 14х8 см красного цвета, лоскут 14х8 см ткани в горошек с надрезанными краями с двух сторон по длинной стороне, ножницы, крепкие белые нитки, шерстяная нить 15-20 см любого цвета для уздечки.

Предварительная работа: беседы о домашних животных, о детенышах домашних животных, отгадывание загадок про домашних животных, рассматривание иллюстраций в атласе «Домашние животные», беседы о народных промыслах, изготовление глиняных русских народных игрушек, мотание тряпичных кукол «пеленашка» и «кувадка».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, то, что вы очень любите играть с разными игрушками я знаю, поэтому спрашивать вас об этом не буду. А хочу спросить я у вас вот о чем: «Какая у вас самая любимая игрушка?»

Дети: (отвечают)

Воспитатель: Вот как много у вас самых разных игрушек! Мы уже много раз говорили с вами об игрушках, в которые играли наши предки. Несколько из них мы с вами даже делали. Кто-нибудь запомнил, какие это были игрушки?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: Я хочу пригласить вас на небольшую выставку, где я собрала игрушки, которые вы сами мастерили, и несколько экземпляров я добавила сама. Полюбуйтесь на эту красоту.

Воспитатель подводит детей к столу, где собраны народные игрушки из глины, дерева и ткани. Педагог снимает покрывало со стола и ребята рассматривают игрушки.

Воспитатель: Ребятки, я совсем забыла поставить сюда еще одну русскую народную игрушку, которую совсем недавно сделала. Вот она!

Воспитатель показывает детям Солнечного коня.

Можете ее не только посмотреть, но и подержать в руках.

Дети рассматривают и трогают игрушку.

Воспитатель: Как вы думаете, кто это? На кого она похожа?

Дети: на коня, лошадь, жеребенка и другие ответы детей.

Воспитатель: Вы совершенно правы. Это конь. И не простой конь, а совершенно особенный. И называется он «Солнечный конь»! Как вы думаете, почему он получил такое красивое название? (ответы детей)

Воспитатель: Наши предки в стародавние времена считали, что солнце по небу везет огненный конь на своей колеснице.

Воспитатель: А из какого материала сделана эта лошадка?

Дети: Из кусочков ткани, из ниток.

Воспитатель: Молодцы! Чтобы смастерить такого коня, нужны только нитки да лоскутки тряпочек. Поэтому эта игрушка называется тряпичная, сделанная из тряпочек.

Воспитатель: Какая это игрушка?

Дети: тряпичная.

Воспитатель: У наших предков лошадь, конь были в большом почете. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Воспитатель: Конь людей перевозил, помогал пахать поле, перевозил также разные грузы. Мужчины (особенно воины) лошадь или коня считали своими друзьями. Того человека, у кого был конь считали счастливым и богатым.

Воспитатель: А вы хотите попробовать сделать Солнечного коня, как это делали ваши пра-прадедушки или пра-прабабушки? (Да)

Воспитатель: Тогда приглашаю вас занять свои рабочие места. Я бы сказала, творческие места!

Дети проходят за столы и занимают рабочие места.

Воспитатель: прежде, чем мы начнем мастерить коня, предлагаю вам хорошо рассмотреть материалы, из которых вы будете его делать (Фото 1)

1. Сначала нам понадобится ткань в горошек. Из нее будем мастерить мордочку и гриву. Этот лоскут кладем перед собой лицевой стороной на стол длинной стороной к себе. Свернуть пополам по короткой стороне. Сгиб хорошо прогладить пальцем, чтобы появилась полоска. Развернуть. Получилась центральная линия. К этой линии подогнуть один короткий край (фото 2), а затем второй, чтобы получились «дверцы». (Фото 3)

2. По длинной стороне свернуть пополам так, чтобы края этой длинной стороны оказались внутри. (фото 4).

3. Шерстяную нить положить поперек заготовки по центру.

4. Свернуть заготовку пополам, отложить пока в сторону и прижать ножницами. (фото 5)

5. Взять красный длинный прямоугольный лоскут с ненадрезанными краями и положить длинной стороной к себе. Аналогично п.1 свернуть «дверцы». (фото 6)

6. Аналогично п.2 свернуть пополам. (фото 7)

7. Свернуть заготовку поперек пополам. Внутрь вложить заготовку в горошек, так, чтобы были видны мордочка грива коня. (фото 8)

8. Взять крепкую белую нитку и сделать несколько витков под головой. Закрепить двумя или тремя узелками. Лишние нитки отрезать. Таким образом мы примотаем голову к передним ногам. Следите за тем, чтобы лошадка смотрела вперед. Завязываем на узел уздечку. (фото 9) Отложить пока в сторону.

9. Берем еще один прямоугольник с прорезанными краями. Это будет туловище и хвост Солнечного коня. Делаем заготовку аналогично пунктам 1 и 2. (фото 10)

А теперь немножко отдохнем. Физминутка.

Быстроногая лошадка утром делала зарядку. (пототали ногами)
Потянулась для начала (потянулись)
И копытом постучала. Цок! Цок! Цок! (постучали ногой)
А теперь прыжки - вперед, вбок, назад, наоборот.
Скок! Скок! Скок! (попрыгали)
Бег на месте, а потом - махи гривой и хвостом.
Мах! Мах! Мах! (бежим на месте, делаем взмахи руками)
До чего же хвост и грива шелковисты и красивы!
Ах! Ах! Ах! (наклоны)
Громко фыркнула Лошадка: - Фр-р-р! Закончена Зарядка!

Воспитатель: Отдохнули немножко. Пора за работу. Приглашаю вас за творческие места.

10. Свернуть заготовку пополам. Внутрь вставить первую заготовку. (фото 11). Закрепить белой ниткой, примотав туловище к передним ногам. Отложить в сторону.

11. Берем оставшийся прямоугольный лоскут и аналогично п.1 и п.2 складываем его. (фото 12)

12. Перекинуть заготовку через туловище. Выровнять концы. (фото 13)

13. Закрепить белой ниткой, примотав ноги к туловищу. (фото 14)

14. Белой ниткой «обозначить копыта». (фото 15)

15. Если передние и задние ноги коня оказались разной длины, их надо выровнять, вытянув голову за шею.

16. Положить лошадку на одну ладошку, другой нежно ее погладить и можно играть с таким замечательным Солнечным конем!

Итог занятия