Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Что такое семья?"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: семья, УМК «Начальная школа 21 века»


Задачи:

  • формировать обществоведческие представления у детей: о правилах поведения в обществе, со сверстниками и взрослыми; о нормах взаимоотношений между людьми;
  • формировать знания об особенностях семьи как части общества, своеобразного социального института (хотя эти термины и не вводятся в лексикон учащихся);
  • воспитывать уважение к старшим родственникам, интерес к истории своей семьи и ее традициям;
  • развивать мышление, воображение, речь детей.

Оборудование:

  • учебник "Окружающий мир": 2 класс/ автор Н.Ф.Виноградова;
  • тетрадь "Окружающий мир": 2 класс; презентация

Ход урока

Организация начала занятия (орг. момент)

Проверка домашнего задания:

- На прошлом уроке мы говорили о том, почему нужно быть осторожными. Так почему же? (Чтобы быть здоровыми)

- Какие правила нужно соблюдать на дороге? (ПДД)

- На какие три группы делятся дорожные знаки? (Предписывающие (требуют что-то выполнить), запрещающие и предупреждающие)

Сообщение темы:

- Сегодня мы начинаем знакомство с новым разделом (стр.71). Прочтите, как он называется. ("Кто живёт рядом с тобой").

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом разделе? (о близких)

- Прочитайте, на какие вопросы мы ответим, изучая этот раздел? (Нужны ли правила поведения? Чем можно заняться в свободное время?)

- Чтобы узнать, о чем пойдет речь сегодня на уроке, отгадайте загадку:

Там есть папа, мама,
Бабушка и я.
Вместе мы - большая,
Дружная … (семья)

- Сегодня мы выясним, что такое семья. Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?

Усвоение новых знаний. Знакомство с понятием «семья»:

- А как вы думаете, что такое семья? (ответы детей)

- Где мы можем посмотреть это понятие? (в словаре, в интернете или можно спросить у взрослых)

- Давайте прочитайте значение слова «семья» в толковом словаре Ожегова С.И.:

1. Это группа живущих вместе близких родственников;

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Семья - это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сёстры - наша семья, самые близкие и родные нам люди, наша опора на всю жизнь.

- В старину всех членов семьи называли «домочадцы». Как вы думаете, почему?

- Что еще объединяет всех членов семьи? Если затрудняются, стр.73 учебника.

- Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей?

Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.

- Говорят, что когда в семье люди живут дружно, то со временем они становятся похожи друг на друга. Как в стихотворении Р.Сефа "На свете все на все похоже".

На свете все на все похоже:
Змея - на ремешок из кожи,
Луна - на круглый глаз огромный,
Журавль - на тощий кран подъемный,
Кот полосатый - на пижаму,
Я - на тебя, а ты - на маму.

Знакомство с понятием «поколение»:

- А на кого еще могут быть похожи дети? (на родителей)

- Послушайте одно очень интересное стихотворение:

Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое
И немножко злюсь и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: "Где я был тогда?"
Отвечает папа: "Не было тебя!"
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная семья?.. (свадебная фотография)

- Действительно, как такое могло случиться? (Семья рождается до появления детей)

- Есть такие семьи, в которых проживает сразу несколько поколений.

- А чтобы узнать, что такое поколение, нужно прочитать материал учебника на странице 73.

- Что же такое поколение? (Поколение - это люди одного возраста.)

- Все ученики нашего класса - это одно поколение - младшее, ваши родители - другое поколение, а ваши дедушки, бабушки - это люди более старшего поколения.

- Сколько поколений в этой семье? (3 поколения).

В прошлом году вы составляли родословное древо семьи. Давайте посчитаем поколения на нем. (4 поколения)

- Посчитайте, сколько поколений в вашей семье?

Физминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я -
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

Закрепление материала

В семье каждый из нас имеет множество ролей. Я - жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Давайте немного поиграем в игру «Кто кому кто?»

  • ………….., ты кто для мамы? (дочь)
  • ………, кто называет тебя сыном? (папа)
  • …………., ты кто для бабушки? (внук)
  • ………….., у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
  • ………….., у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
  • ……….., у папиного брата есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)

Работа в группах:

1. Когда дома собирается вместе старшее и младшее поколения, вспомните, кто, чем обычно занимается. Перед вами тесты на доске даны ответы, выберите 1 группа, чем занимается мама, 2 группа - папа, 3 группа - бабушка, 4 группа - дети.

  • Вытирает пыль
  • Рисует
  • Стирает белье
  • Читает газету
  • Готовит ужин
  • Пылесосит
  • Смотрит телевизор
  • Моет полы
  • Готовит уроки
  • Гладит белье
  • Штопает носки
  • Вяжет
  • Дремлет
  • Ухаживает за растениями
  • Моет посуду

- Чем же обычно занимаются дети? Старшее поколение? Папа? Мама?

- Сейчас поработаем в парах, в тетрадях на стр.32 №1. Заполни пропуски.

Папин папа - это...
Внучка - это дочка сына или ...
Бабушка - это мама мамы или ...
Тетя - это сестра мамы или …
Дядя - это брат мамы или …

- У кого в парах совпали слова?

- Это значит, вы дружно поработали. Молодцы!!!

- Проверка правильности выполнения.

- Ребята, а чем любит заниматься ваша семья в свободное время?

- В каждой семье есть свои традиции. О них мы уже говорили на уроках. Давайте вспомним, что такое традиция, открыв учебник на стр. 86 (обычаи, интересные общие занятия).

- Т.о. всё, что вы перечислили, можем отнести к традициям вашей семьи? (да)

Итог урока:

  • О чем говорили на уроке? (о семье)
  • Что такое семья? (родные друг другу люди, живущие вместе)
  • Что объединяет членов семьи? (быт, отдых, ведение дом.хозяйства)
  • Чем семья отличается от другой группы людей? (живут вместе)
  • Как называют членов семьи? (домочадцы)
  • Как называют людей одного возраста? (поколение)

Рефлексия:

Наш урок хотелось бы закончить стихотворением Валентина Берестова из цикла «Перекресток детства»:

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь, до конца твоих дней -
Останется тайной опорой твоей.

Домашнее задание: Придумать и нарисовать герб своей семьи, РТ стр. 32-37.