Развитие элементарных математических представлений через ознакомление с окружающим миром.
ЦЕЛИ:
Обучающие:
- Познакомить детей с составом числа 10.
- Упражнять детей в сложении нескольких чисел в пределах 10.
- Закрепить знание детей о геометрических фигурах.
- Закрепить знания детей о дорожных знаках.
Воспитательные:
- Убедить детей в необходимости выполнения правил дорожного движения.
Развивающие:
- Развивать память, речь детей; воспитывать их творческую активность;
- Развивать умение ориентироваться по плану.
Материалы для занятия:
- Игрушка Светофарик
- Письмо от Светофорика в запечатанном конверте.
- Разрезные картинки с изображением различного городского транспорта
- План маршрута путешествия
- Индивидуальные карточки для выполнения письменной работы.
- Заготовки к выполнению аппликации «Открытка для Светофорика»
- Дорожные знаки.
Предварительная работа.
- Знакомство детей с дорожными знаками, с наземным транспортом, с правилами поведения в общественном транспорте.
- Закрепление состава чисел 8 и 9, написание чисел.
- Знакомство с многоугольниками (треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т.д.)
- Изготовление с детьми заготовок к аппликации.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня придя в группу, я увидела на своем столе конверт. Наверное, его принес почтальон. На конверте написан адрес нашего детского сада и указано: «Детям подготовительной группы». Значит письмо для вас. Хотите узнать, что в нем? (Ответы детей).
Воспитатель читает письмо: «Привет друзья пишет вам ваш друг Светофорик. Я приглашаю вас на свой день рождения. Чтобы вы нашли мой дом легко и быстро, я посылаю вам карту. Следуйте по маршруту и не забывайте о правилах дорожного движения. Жду вас с нетерпением».
Воспитатель: Посмотрите ребята! Светофорик нарисовал нам схему сказочной улицы. Здесь есть и проезжая часть, по которой едут машины и обочина по которой по которой ходят пешеходы. Наш детский садик и дом Светофорика, а так же домик в котором живут зайчата. Лес и детская игровая площадка. Давайте с вами соберем картинки и узнаем, какой транспорт ходит на этой улице.
Дидактическая игра «Собери картинку» (наземный вид транспорта)
Цель: закрепить с детьми умение собирать разрезные картинки без образца, вспомнить вид и название транспорта.
Дети делятся на группы. Каждой группе предлагается собрать разрезную картинку и назвать вид транспорта (автобус, легковая машина, грузовая машина, трамвай, троллейбус). После игры картинки остаются на полу.
Воспитатель: А теперь давайте проверим вашу сообразительность и внимательность. Я буду загадывать вам загадки, а кто правильно отгадает загадку, соберет картинку в конверт
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней. (Грузовая машина)Дом на улице идет
На работу всех везет
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках (Автобус)По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нем
А над крышей вожжи,
Он ходить без них не может. (Троллейбус)Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут
Ты садись и не зевай
Отправляется (Трамвай)Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль)
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Ребята! Пока мы ждем наш автобус, давайте вспомним, как нужно вести себя в общественном транспорте.
Дети:
- Входить в транспорт спокойно, не отталкивая других пассажиров.
- В салоне транспорта не бегать, не играть, мешая другим.
- Если нет свободного места, нужно удобно и устойчиво встать и крепко держаться руками за поручень.
- Нельзя высовываться из окон, высовывать руки или какие-нибудь предметы.
Воспитатель: Правильно! А я, кажется, догадалась, почему наш автобус никак не приедет. Ведь на нашей карте не хватает дорожных знаков, а в гости к Светофорику может попасть только тот, кто знает дорожную азбуку.
Ребята, давайте найдем знак «Автобусная остановка и прикрепим его на карте.
Воспитатель вызывает ребенка, и он выполняет задание.
Воспитатель: А вот и наш автобус.
Дети садятся на полу в произвольном порядке.
Музыкальная физкультминутка «Автобус»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, впереди ремонтные работы. Дорожное покрытие совсем испортилось. Давайте поставим нужный знак и попробуем починить дорогу, чтобы можно было продолжить путь.
Дидактическая игра «Почини дорогу»
Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
Воспитатель: Дорогу починили, знак прикрепили можно едать дальше.
Ребята, наш волшебный автобус опять остановился. Посмотрите, какого знака не хватает?
Дети: «Осторожно впереди крутой поворот».
Воспитатель: Правильно! А еще здесь записка от Светофорика.
«Дорогие ребята, помогите зайчатам разместиться в трамвайчике»
Воспитатель: Сначала все 10 зайчат, сели в один вагон трамвая и им стало тесно, тогда к трамваю прицепили еще один вагон. Посмотрите, как я разместила зверят: в первом вагоне 5 зайчат, и во втором вагоне 5 зайчат, всего 10 зайчат.
А можно разместить и по-другому.
Посмотрите на свои карточки
Два прямоугольника - это вагоны трамвая. На одном прямоугольнике нарисованы кружочки - это зайчики. Дорисуйте во втором прямоугольнике столько кружочков, чтобы всего их стало 10. Внизу запишите пример.
Воспитатель опрашивает детей, из каких двух чисел получилось число 10.
Ответы детей: из 2 и 8, из 6 и 4 и т.д.
Воспитатель: Молодцы ребята! Мы познакомились с составом числа 10 и помогли зайчатам.
А теперь, давайте сядем на стульчики и сделаем зарядку для глаз.
(Движения выполняются в соответствии с текстом)
Зайки серые сидят
Ушки длинные торчат
Глазки лапками прикрыли
1-2, 3 -4, 5-6, 7-8, 9 -10
Посмотрели вправо, влево
Не идет ли серый волк,
А потом они моргали,
Чтобы глазки отдыхали. (Быстро моргнуть 10 раз)
Воспитатель: Вот мы с вами и добрались до леса. Давайте прикрепим нужный знак и прочитаем записку от Светофорика: «Ребята, помогите белочке разложить грибочки по лукошкам».
Дидактическая игра «Собери грибы»
Цель: Закрепить навыки устного счета в пределах 10.
Детям выдаются лукошки, на которых написано число, на полу лежат грибы. В лукошко нужно положить только подходящие грибы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! С заданием справились. А наш автобус уже подъезжает к игровой площадке. Давайте остановимся, прикрепим к карте нужный знак и поиграем.
«Перевези пассажира»
Дети делятся на две команды. Выбирается «водитель», он держит обруч - это автобус. По сигналу водитель перевозит пассажиров с одной остановки на другую. Кто быстрее перевезет пассажиров, та команда и победила.
«Подземный переход»
Каждой команде предлагается перейти на другую сторону по подземному переходу (туннелю), выигрывает та команда, которая быстрее переберется на другую сторону.
Воспитатель: Ребята! Мы почти доехали до домика Светофорика. И совсем забыли сделать ему подарок.
Светофорик охраняет улицы от аварий и разных происшествий. Мне кажется если вы правильно наклеите аппликацию, соблюдая правила дорожного движения, то Светофорику такой подарок очень понравится.
Коллективная аппликация «Улица города»
На большом листе бумаги, дети приклеивают сделанные на прошлых занятиях заготовки (дома, деревья, машины и т.д.) в соответствии с правилами дорожного движения.
Появляется Светофорик
Здравствуйте, ребята! Я так рад, что вы пришли ко мне в гости. Какие замечательные работы у вас получились, сразу видно ребята знакомы с дорожной азбукой. А у меня для вас тоже есть подарки. Это новая игра и вкусные угощения. К сожалению, я не могу надолго оставлять свой пост и мне пора возвращаться. Но мы обязательно увидимся с вами на улицах города.
Светофорик уходит.