В настоящее время иностранный язык является средством межкультурного общения, инструментом взаимообогащения народов, стран, континентов, способом познания достижений национальной и общечеловеческой культуры, а также способом осмысления себя гражданами своей страны и членами мирового сообщества. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции школьников. Овладение коммуникативной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо.
Информационная технология ТОГИС (технология образования в глобальном информационном сообществе) соответствует новой концепции образования. Автором этой технологии является доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой образовательной технологии АПКиППРО В.В.Гузеев. Во многом ТОГИС ориентирована на создание учениками собственного интеллектуального или материального продукта и сравнение его с имеющимися культурными образцами. Эта технология используется для проведения уроков английского языка с элементами проектной деятельности.
Универсальные деятельностные умения, входящие в состав любой ТОГИС-задачи, - это обычный набор действий при работе с информацией. В него входят:
- терминологические изыскания,
- o выделение ключевых слов,
- o контекстный поиск информации,
- o анализ информации,
- o формулирование выводов,
- o сопоставление выводов с результатами других исследователей или культурной нормой,
- o при необходимости коррекция выводов и выведение следствий из них.
Процедура работы над задачей:
- Предъявление задачи. Обсуждение до полного понимания.
- Подбор ключевых слов для поиска информации.
- Поиск, обработка, анализ информации.
- Подготовка доклада.
- Тур слушания.
- Предъявление культурного образца.
- Переработка информации с учетом культурного образца.
- Тур слушания.
- Подведение итогов.
ТОГИС реализует деятельностно-ценностный подход к образованию. Преобладающие методы обучения в этой технологии - проблемный и моделирование. Функции учителя в ТОГИС - это постановка целей и планирование результатов, организация самостоятельной деятельности учащихся, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия их предполагавшимся результатам.
Преобладающие методы обучения в этой технологии - проблемный и моделирование.
Пример проведения урока английского языка с использованием ТОГИС
«Загадки жизни и творчества Уильяма Шекспира». 6 класс
Цели урока:
- Образовательная - повторить материал и обобщить знания по теме.
- Воспитательная - развить навыки и умение работать в команде, отработать навыки публичного вступления.
- Развивающая - отработать навыки поиска, систематизации, анализа и обработки информации.
Задачи урока:
- Расширить лексический запас по теме.
- Изучить методы поиска информации.
- Ознакомить учащихся с планом работы в технологии ТОГИС.
- Подобрать, проанализировать и обобщить информацию.
- Сравнить полученные выводы с культурным образцом.
- Проанализировать полученные результаты.
Ожидаемый результат:
- расширение лексического запаса;
- отработка навыка подбора ключевых слов для поиска информации; развития умения поиска, анализа и обработки информации;
- отработка навыка работы в команде;
- улучшение качества спонтанной монологической речи по заданной теме;
- отработка навыка чтения с выбором информации;
- развитие навыка аудирования;
- отработка навыка сравнительного анализа;
- закрепление навыка написания сочинения-рассуждения.
План урока
- Введение в тему. Просмотр видеоматериалов по теме, определение целей и задач урока, план работы, разделение на группы.
- Знакомство со словами, необходимыми для работы по поиску и анализу информации.
- Подбор ключевых слов для поиска информации в сети Интернет.
- Подготовка выступления по теме. Сбор информации, анализ, подготовка текста выступления. Выступление групп.
- Представление культурного образца. Прослушивание отрывков из сонетов, перевод, анализ текстов.
- Проведение сравнительного анализа выступления групп с культурными образцами.
- Объяснение домашнего задания.
- Подведение итогов. Обратная связь.
В ходе урока школьники решают задачу: Сонеты Шекспира представляют собой вершину лирической поэзии эпохи Возрождения. Такого сложного изображения человеческой души мы не находим ни у одного другого лирика этой эпохи. Почему же именно сонет? Каковы адресаты этих творений Шекспира? Каковы основные темы сонетов?
В результате применения технологии ТОГИС ученики самостоятельно организуют, планируют и решают возникшие задачи, проводят коллективный анализ результатов, свободно работают с информацией. Использование этой технологии позволяет не только повысить мотивацию к обучению, но и сформировать ключевые компетенции обучающихся.
Список используемых источников
- Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС-ПК. - [Электронный ресурс] http://www.gouzeev.ru/togis-pk.pdf.
- Гузеев В.В. ТОГИС: итоги шести лет эксперимента. - Научно-популярный журнал «Учитель Приморья». - Владивосток, 2010. - №1.