Цели и задачи урока
Цели урока:
- Предметные: навыки использования электронных таблиц, подготовка к ОГЭ.
- Метапредметные: развитие общеучебных и общекультурные навыков работы с информацией; навыков визуализации данных.
- Личностные: представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.
Решаемые учебные задачи:
- систематизация и расширение представлений учащихся о возможностях использования электронных таблиц;
- формирование практических навыков работы с электронной таблицей.
Тип урока: повторение изученного материала.
Дидактические средства и материалы.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый.
Дидактические средства:
- учебник Л.Л.Босовой Информатика 9 класс;
- проектор;
- интерактивная доска;
- презентация;
- ПК обучающихся;
- задания ОГЭ для выполнения практических работ.
Форма организации работы в классе:
- фронтальная;
- в парах;
- индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, ПК обучающихся, интерактивная доска, презентация, учебник Л.Л.Босовой "Информатика. 9 класс", задания ОГЭ для выполнения практических работ.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует обучающихся. Дежурный сообщает, кто отсутствует. (слайд 1).
2. Актуализация знаний (повторение пройденного материала)
(Устно). Учитель выводит тестовые вопросы на слайд по всему пройденному материалу, обучающиеся отвечают по очереди. Кто не знает правильного ответа, право на ответ переходит тому кто поднимет руку. (слайд 2-7, Приложение 1).
3. Формулирование темы и задач урока
Обучающиеся сами сформулируют тему и задачи урока, так как весь материал по данной главе в учебнике пройден.
Учитель выводит на слайд тему и задачи урока. (слайд 8).
Тема: «Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Подготовка к ОГЭ.
Задачи: повторить изученный материал и подготовиться к ОГЭ задание 14.
4. Решение задач (9-11 слайд): [1]
[1] Задачи по информатике электронные таблицы 9 класс.
5. Динамическая пауза (слайд 12): гимнастика для глаз. (Важно проводить динамическую паузу на уроке, так как идет очень сильная нагрузка на глаза)
6. Практическая работа. Решение заданий №14 ОГЭ
(слайд 13)
Учитель предлагает обучающимся вспомнить технику безопасности.
(До урока, для выполнения практической работы учитель готовит каждое рабочее место обучающегося. Для этого скачиваются заготовки для выполнения ПР с сайта по следующей ссылке: https://nobr.ru/files/informatika-2022/).
Перед выполнением практической работы учитель показывает видео разбор задания №14 демоверсии-2022 по ссылке: https://yandex.ru/video/preview/?text=задания%2014%20по%20информатике%20ОГэ%202022&path=wizard&parent-reqid=1646900558821937-875972359119614076-vla1-2557-vla-l7-balancer-exp-8080-BAL-9845&wiz_type=vital&filmId=5627553084704447880 (слайд 14)
Задания для практической работы. (Так как обучающиеся, еще в течение урока выполняли задания по повторению изученного материала в ПР они выполняют только одно задание. Задание заранее распечатано на бумаге). Ссылка: https://inf.reshuoge.ru/test?theme=29
Задание 14 № 10573.
В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по географии и информатике. Вот первые строки получившейся таблицы:
A |
B |
C |
D |
|
1 |
Ученик |
Школа |
География |
Информатика |
2 |
Лиштаев Евгений |
1 |
81 |
79 |
3 |
Будин Сергей |
2 |
63 |
90 |
4 |
Христич Анна |
6 |
62 |
69 |
5 |
Иванов Данила |
7 |
63 |
74 |
6 |
Глотова Анастасия |
4 |
50 |
66 |
7 |
Лещенко Владислав |
1 |
60 |
50 |
В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В - номер школы учащегося; в столбцах С, D - баллы, полученные, соответственно, по географии и информатике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 272 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание. (слайд 15-16)
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько учащихся школы № 2 набрали по информатике больше баллов, чем по географии? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F3 таблицы.
2. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по географии больше 50 баллов? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку F5 таблицы.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение учеников из школ «1», «3» и «4». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Решение (слайд 17-18). (Решение в конце урока учитель выводит на слайд. Обучающиеся проверяют, обсуждают вместе с учителем ход выполнения практической работы).
1. В столбец Е для каждого учащегося запишем 1, если это ученик школы № 2, набравший по информатике больше баллов, чем по географии. Для всех остальных ячейка будет содержать пустую строку. В ячейку Е2 запишем формулу =ЕСЛИ(И(B2=2; D2>C2); 1; "") Скопируем формулу во все ячейки диапазона ЕЗ:Е273. Для того чтобы найти количество учеников, удовлетворяющих условию, в ячейку F3 внесём формулу =СУММ(Е2:Е273).
2. Для ответа на второй вопрос в дополнительной ячейке, например в НЗ, найдём количество участников, набравших поч географии более 50 баллов. Это можно сделать различными способами, в том числе при помощи функции = СЧЁТЕСЛИ(C2:C273; ">50"). Выразим полученное значение в процентах от общего числа участников тестирования. Результат запишем в ячейку F5: =НЗ/272*100.
3. В ячейку J2 вставим формулу =СЧЁТЕСЛИ(B2:B273; "1"), в ячейку J3 вставим формулу =СЧЁТЕСЛИ(B2:B273; "3"), в ячейку J4 вставим формулу =СЧЁТЕСЛИ(B2:B273; "4"). Теперь построим по полученным значениям круговую диаграмму, подпишем сектора.
Ответ: 1) 37; 2) 74,6.
7. Домашнее задание
(слайд 19)
Выполнить тестовые задания для самоконтроля в учебнике страница 154-159.
8. Подведение итогов урока
(слайд 20)
Учитель вместе с обучающимися подводят итоги урока. Делают вывод по выполненной практической работе, так как это задание №14 есть в ОГЭ.
Учитель выставляет оценки.
9. Рефлексия
(слайд 21)
Учитель предлагает вывести обучающимся на экран рабочего стола заранее заготовленные картинки-смайлики. Каждый смайлик имеет свое обозначение:
Список литературы (слайд 22)
- Информатика и ИКТ, 9 класс, Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
- Материалы к изданиям Издательства «Национальное образование».
- Демоверсия-2022 задания №14 ОГЭ по информатике.
- ОГЭ-2022, информатика: задания, ответы, решения.