«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узна.»
В.А.Сухомлинский
Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать самим дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений закономерностей, в преобразовании опыта. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка; он настроен на познание мира, он хочет познать этот мир.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования и проектирования, который давно занял прочное место в ДОУ.
Достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими изучаемыми объектами и со средой обитания.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют детям возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», дают обильную пищу детскому любопытству и пользуются большой популярностью.
Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Тема: «Вулкан»
Цель:
- познакомить детей с таким природным явлением-вулкан. провести совместно с детьми опыт-эксперимент «извержение вулкана»;
- развивать у детей любознательность, познавательную активность в процессе выполнения опыта, коммуникативные навыки;
- вызвать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности;
- расширять словарный запас детей: лава, жерло, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан.
Оборудование: Поднос, муляж вулкана из пластилина, сода, пищевой краситель, красного цвета, моющее средство, минеральная вода. Иллюстрации с изображением вулкана.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с изображениями спящего и активного вулканов.
- Чтение энциклопедии о вулканах для малышей.
Ход опытно-экспериментальной деятельности
Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в удивительное путешествие, но для этого нам необходимо взять с собой хорошее настроение, готовы? Предлагает всем встать в круг и поиграть.
Для отличного настроенья
Делаем мы это упражненье:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись
То приселим, то нагнулись
И опять же улыбнулись!
Воспитатель: Теперь вы готовы, молодцы. А куда мы отправимся, мы сейчас узнаем с помощью загадки.
Ото сна гора проснулась,
Забурлила, закипела.
И из шапки вверх взметнулось
Много дыма, сажи, пепла.
Лаву льёт, как мёд, густую.
Как назвать гору такую? (вулкан)
Воспитатель: правильно, ребята, а сейчас я про него вам расскажу.
Это большая природная гора с отверстием на вершине, из которого горячие потоки выливаются на поверхность земли. Внизу под горой - вулканом есть огромная пещера с горячим веществом, которое называется магма. Магма накапливается в пещере, начинает бурлить, поднимается по жерлу наверх и через кратер выливается на землю, превращаясь в лаву. Вместе с магмой из вулкана вырываются наружу столбы дыма, вулканического пепла, летят горячие камни. Вся земля вокруг становится серой и безжизненной. Откуда взялось такое название - Вулкан? У древнего народа - римлян - был Бог огня по имени Вулкан и жил он на острове Вулькано в стране, которая называется в настоящее время Италия. Бог Вулкан повелевал огнем и молниями, помогал кузнецам с помощью огня изготавливать предметы из железа.
Воспитатель: Посмотрите у нас в группе тоже есть вулкан, только он не настоящий, а сделан из пластилина.
Верхняя часть похожа на большую яму, воронку, и называется она кратер вулкана. Вулкан на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость - магма.
Вулкан считается спящим, пока магма живет в своем домике.
А если вулкан извергает магму, то - это действующий вулкан.
Воспитатель: Хотите посмотреть, как извергает лаву наш вулкан.
Но сначала вспомним правила безопасности.
Я одену специальную защитную одежду (халат, колпак, перчатки).
Воспитатель: Мы насыпаем в стакан с водой 2 ложки соды. Хорошо размешаем! Большую ложечку красной пищевой краски, опять перемешиваем. Добавляем 1 ложку моющей жидкости. Перемешиваем. Давайте возьмём лейку, вставим в жерло нашего вулкана. Получился кратер? Молодцы, правильно! А сейчас я возьму минеральную газированную воду и добавлю в наш вулкан! Что вы наблюдаете?
Дети: Вулкан начал извергаться.
Воспитатель: А чем он извергается?
Дети: Лавой!
Воспитатель: Теперь вы знаете, ребята, что такое вулкан и как он извергается.
Давайте мы сейчас нарисуем наш вулкан, а вы дома покажете свои рисунки и расскажите, что такое вулкан и как он извергается.