Развитие дивергентного мышления как условие повышения качества образования

Разделы: Биология

Ключевые слова: познавательное развитие, Дивергентное мышление


В школе, изучение биологии направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности учащегося. В связи с тем, учитель ставит на первый план в учебном процессе, учитывая социальный заказ современного общества. В век нанотехнологий необходимы люди с новым мышлением, которые способны найти креативные решения поставленных целей и задач. Именно данная проблема побудила меня пройти курсы «Школьная лиги РОСНАНО» в Санкт-Петербурге.

«Школьная лига РОСНАНО» - образовательная программа, целью которой является продвижение в школах Российской Федерации практик, обеспечивающих раннюю профориентацию, развитие общего и дополнительного образования детей в области естественных наук и основ нанотехнологий, формирование базовых навыков для исследовательской и инженерно-конструкторской деятельности и так называемых компетенций XXI века, а также популяризацию высоких технологий среди детей и молодежи.

Школы, участвующие в сетевой программе "Школьная лига РОСНАНО", получают возможность совместно реализовывать образовательные проекты, направленные на качественное улучшение школьного естественнонаучного образования, пользуясь, в том числе, всем спектром возможностей специально созданной сетевой среды.

Важной стороной деятельности Программы является проведение научно-практических конференций, семинаров, мастер-классов для преподавателей, директоров школ и координаторов проектов. Разработаны и реализуются на платформе «Цифровой Наноград» дистанционные курсы для учителей и школьников. Школа №5 города Якутска Республики Саха (Якутия) входит в состав «Школы Лиги» и мы получаем возможность:

  1. Участие во всех событиях Календарного плана.
  2. Свободный доступ к Медиатеке портала.
  3. Повышение квалификации педагогов.
  4. Участие в летней школе "Наноград".
  5. Очные семинары и стажировки.

Работая с лекторами курса, заинтересовалась темой и проблемой развития дивергентного мышления учащихся.

О дивергентном мышлении впервые заговорил Дж.Гилфорд. Он указал, что дивергентное мышление - это тип мышления, которое идет в различных направлениях. Такой тип мышления предполагает, что на один вопрос может быть дано несколько ответов, либо несколько способом решения, что и является условием возникновения креативных и неординарных идей, а также самовыражения личности.

Е.Торранс, К.Тейлор, Г.Груббер смогли дать наиболее точный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление. Они установили, что этот тип мышления работает на поиск неординарных идей, на использование нестандартных форм деятельности, на формирование исследовательского интереса. Дивергентность позволяет человеку лучше анализировать и сопоставлять факты, строить гипотезы и выдвигать догадки, составлять классификацию полученной информации. Однако хотелось бы отметить, что «дивергентность» мышления ребенка - это тот аспект, на который практически не обращено внимание педагогов в своей практике.

Учитывая, что дивергентное мышление - это творческое мышление, способность находить множество вариантов решения одной проблемы я остановилась на данной теме саморазвития «Развитие дивергентного мышления школьников среднего звена с помощью различных методов на уроках биологии». Данная тема позволяет построить нетрадиционные уроки для учащихся - выставки, мастер-классы и т.д. Так как очень часто то, что кажется на уроке трудным и неинтересным - усваивается проще, быстрее и с большим интересом. Например, наша кафедра естественного цикла ежегодно проводит предметные недели с целью: расширить знания, развивать творческое мышление и познавательный интерес учащихся к наукам. В таких мероприятиях с удовольствием принимают участие все ученики, независимо от успеваемости. У ребят не возникает чувства страха перед «поражением». Между тем, в процессе игры или соревнования, учащиеся приобретают дополнительные знания и сведения. По общему мнению учащихся, такие внеклассные мероприятия по биологии, химии и географии получались весёлыми, яркими и запоминающимися.

Ежегодно меняем формы мероприятий. В прошлый учебный год в рамках Недели я организовала выставку экзотических животных «Братья меньшие», мастер-класс по запуску аквариума, мастер-класс по запуску полностью сбалансированных экосистем - палюдариума.

1. Выставка экзотических животных

Школьники-хозяева привезли своих экзотических питомцев - змей, ящериц, пауков, хамелеона, ежика, улиток, муравьев и т.д. Посетители могли задавать любые вопросы, послушать, посмотреть, как нужно ухаживать, сфотографироваться и даже взять в руки.

Целью данной ярмарки было не только расширить кругозор других школьников и учителей, показать каких животных можно содержать в домашних условиях, но и показать, как важен правильный уход и создание условий для роста, развития и нормальной жизнедеятельности. Хозяева - опытные «зоологи», которые бесконечно могут рассказывать о своём питомце. Они с большой охотой рассказывали о происхождении животного, о его характере, режиме дня, предпочтениях в еде, а также показывали, как зверька правильно держать, гладить и кормить. Таким образом, в процессе выполнения роли экскурсовода, ребёнок развивает творческое мышление по личной инициативе, т.е. активно размышляя об объекте, подходит творчески, применяет самостоятельное мышление в процессе рассказа и ответа на вопрос.

2. Мастер-класс по запуску аквариума

Ребята и учителя наглядно увидели, как запустить настоящий пресноводный аквариум. Узнали не только про объёмы аквариума, обязательные компоненты экосистемы, факторы окружающей среды, биологический баланс, ландшафт, но и про самих обитателей - рыб, улиток, рачков и бактерий. Задача данного мастер-класса была такой: дать понять, что нельзя торопить события, а надо соблюдать в действиях порядок запуска, так как спешка может быть губительна для растений и рыб. Только чётко спланированный и поэтапный запуск нового аквариума может принести отличный результат и избавить от нежелательных последствий в виде помутнения воды или потери рыб и растений.

3. Мастер-класс по запуску полуводной среды - палюдариума

Этот мастер-класс для учащихся и учителей стал самым настоящим открытием. Ведь все в основном знают только аквариум, а тут целый прибрежный сад, который можно самим развить.

Известно, что наибольшее разнообразие видов в природе достигается в биоценозах на границах сред. Поверхностные воды богаче и разнообразнее населены, чем глубины, верхний слой почвы богаче жизнью, чем её более глубокие участки, а воздушная среда наиболее населена у поверхности земли или воды и чем выше, тем меньше разнообразие живых организмов.

Основное отличие аквариума и палюдариума заключается в том, что первый полностью заполнен водой, а второй предусматривает наличие участков суши. Кроме того, в палюдариуме могут обитать не только рыбки, но и рептилии, земноводные, насекомые и прочие. Еще одна отличительная особенность заключается в том, что в открытом аквариуме могут выращиваться различные виды растений, в том числе и цветущие.

Наши гости не только узнали, что необходимо приобрести для этой экосистемы: начиная с объема аквариума до правильного подбора растений и животных, но и способы создания комфортных условий (температурный режим, подсветка, водный уровень, дизайн и оформление, показатели влажности, фильтрация, аэрация и вентиляция), чтобы аквариумные обитатели и зелёные насаждения были здоровы, красивы, полноценно развивались.

Для проведения всех мастер-классов дети очень серьёзно готовились: изучали материал, смотрели видеообзоры, закупались материалами, заранее готовили аудитории, писали сценарии и доклады. Была проделана большая работа, но важным было то, что дети с большим желанием и энтузиазмом готовились к нашему большому мероприятию. В этой работе также, немаловажным, было то, что подключились родители - помогали с закупкой материалов, привозили и увозили животных, помогали с докладами и презентациями.

Список литературы

1. Карашашева Д.Б. Развитие дивергентного мышления школьников среднего звена с помощью различных методов на уроках биологии / Д.Б.Карашашева, А.Н.Шевчук. - Текст: непосредственный // Молодой учёный. - 2017. - № 18.1 (152.1). - С. 30-34.