Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Слайд 2. Свой мастер-класс я бы хотела начать с высказывания Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас, и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет несколько идей».
Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. Мы все с вами разные. Но есть что-то, что нас всех объединяет - это стремление стать лучше для своих учеников.
Слайд 3. Я попрошу вас на листочках составить список прилагательных (5-6), которые, на ваш взгляд, характеризуют успешного человека. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.
Теперь обведите 1 прилагательное из списка, которое лучше всего характеризует ВАШ характер.
Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают, осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы. А как это сделать? Как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить выделять главное и существенное в тексте или в речи? Как развить такие базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, самостоятельность?
Слайд 4. Мне кажется, ответы на многие вопросы можно найти в технологии развития критического мышления. Цель технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п. Технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях, на разных уроках в начальной школе. Это универсальная, "надпредметная" технология.
Слайд 5. Что же такое критическое мышление? Это мышление самостоятельное, обобщенное, проблемное и оценочное, аргументированное, социальное.
Слайд 6. Мне кажется на развитие именно такого мышления нас нацеливают современные требования к результатам обучения, ФГОС. В основе данной технологии - трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
I фаза
Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) |
II фаза
|
III фаза
|
На слайде вы видите различные приемы данной технологии, их достаточно много, и, наверное, многие из них вам знакомы.
Мне хотелось бы остановиться подробнее на одном приёме. Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока, для многих предметов в начальной школе.
Слайд 7. Для выяснения ваших ожиданий и опасений в ходе знакомства с кластерами предлагаю более чётко определить, что вы ожидаете (хотели бы получить) от сегодняшнего мастер-класса и чего опасаетесь.
На слайде яблоня - образ ваших надежд, мешок - ваши опасения. Предлагаю поделиться надеждами и опасениями по теме «Составление кластера».
Распределим яблоки: яблоки - ожидания на дерево, а яблоки - опасения отправим в мешок.
Слайд 8. Итак (далее читаю со слайда и щелчком по «яблоку» отправляю их на дерево или в мешок).
- Я научусь различать некоторые виды кластера.
- Думаю, что такой вид работы вряд ли будет полезен ученикам.
- Я смогу применить на практике полученные знания о составлении кластера.
- Составление кластера - увлекательное и полезное занятие.
- Не успею всё выполнить вовремя.
- Специальные термины и новые слова препятствуют восприятию.
- Удачи в освоении метода кластера и его составлении.
Слайд 9. Рассмотрим последовательность действий при составлении кластера, они просты и логичны:
От английского слово «кластер» cluster обозначает
- Кисть, рой, пучок, гроздь.
- Группа (a cluster of people).
Объединенный по каким-либо подобным признакам.
Слайд 10. Кластер - это один из стратегически активных методов, который организует взаимодействие учащихся и учителя. А продуктом такой деятельности является моделирование - информация, выстроенная в определённой последовательности. Овладение данной информацией и есть достижение планируемых результатов. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Слайд 11. Кластеры бывают различными по структуре: гроздь, рыбья кость, елочка, ступени.
Слайд 12. Предлагаю опробовать на практике один из способов знакомства учащихся с кластером в начальной школе, когда ученики еще не знают, что это такое и поэтому нужен такой способ, при котором проявится интерес к новому. И этот прием - составление кластера с помощью готовых карточек или пособия «Полезный конверт», по-другому может называться «Умный конверт». Кому как нравится.
Сегодня я познакомлю вас с этим приемом на примере урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России».
Слайд 12. Тема урока «Тела, вещества, частицы». Я предлагаю детям заполнить пустую схему уже в начале урока, так, как они предполагают. Таким образом, ученики сталкиваются с затруднением, которое мы и будем разрешать по ходу урока. Сейчас я предлагаю вам почувствовать себя в роли учеников и в парах заполнить этот кластер. Перед вами схема с пустыми окошечками, а в конвертах необходимые для заполнения данные, попробуйте расставить все слова в схему, как вы считаете нужным.
- Заполнили, далее мы приступаем к стадии осмысления, и идем по теме урока, проверяя свои предположения поэтапно, начинаем с левой части кластера - как же называются все предметы, живые существа, окружающие нас. Кто-то предположил, что это тела, кто-то, что это вещества. Проверяем по тексту учебника.
Слайд 13. Итак, тела - это все предметы, живые существа, окружающие нас, они делятся на следующие группы: естественные, искусственные и небесные. Теперь мы можем эту часть приклеить.
Слайд 14. Двигаемся дальше, из чего же состоят тела? Предполагаем, что из веществ.
Слайд 15. Проверяем свои мысли в тексте учебника. Действительно, все тела состоят из веществ, которые делятся на 3 группы: твердые, жидкие и газообразные. Далее из текста учебника дети узнают, что частицы в разных веществах располагаются по-разному, и пробуют соотнести картинку расположения частиц в веществе с его видом.
Слайд 16. Приклеиваем эту часть.
Слайд 17. Остается одна часть схемы - частицы, из текста ребята выясняют, что существуют разные частицы - сложные и простые и приклеивают молекулы и атомы.
Слайд 18. Таким образом, в ходе урока мы подтвердили или опровергли свои предположения, разобрались с тем, что же такое тела, вещества и частицы, справились с затруднением, возникшим на начальном этапе урока, и на стадии рефлексии мы с детьми обобщаем, делаем выводы, приходим к тому, что мы добились поставленных целей урока, выяснили, что же такое тела, вещества и частицы, узнали на какие группы они делятся.
Тема эта достаточно объемная и сложная для понимания, а вот так, используя прием кластер, можно наглядно систематизировать и обобщить всю информацию.
Этот прием можно предложить детям для работы в парах, как вы сегодня работали, можно организовать работу в группах, это тоже довольно удобно и продуктивно.
Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к текстам, данным в учебникам, к словам автора. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.
Слайд 19. Прием «Умный конверт» я использую на разных уроках. Вот только несколько примеров. Дети, объединившись в 4 группы, составляли кластер при изучении темы «Части речи» в 3 классе.
Слайд 20. При изучении глаголов-синонимов и антонимов в 3 классе ребята смогли найти слова-помощники для изучения материала про данной теме.
Слайд 21. Одна из самых сложных тем по окружающему миру в 4 классе - изучение природных зон. На обобщающем уроке мы с учениками составили кластер по теме «Природные зоны России». На уроке работала 6 групп исследователей, в конце урока они представили всем свою природную зону. Опираясь на карточки-помощницы, юные ученые рассказали о совей зоне. В конце урока получился кластер.
Слайд 22. Прием «кластер» можно использовать и на уроках литературного чтения, при изучении образов героев, и на уроке математике, например, составление кластера на тему «Задача».
Слайд 23. На уроках я активно использую приём «Модель - описание». Цель: формирование умения обучающихся работать над образом героя, давать характеристику предметам и явлениям.
Слайд 24. На уроках ребятам полезно составлять «Модель - сравнение». Такая модель помогает формировать умение у обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию.
Слайд 25. Следующий приём «Модель - рассуждение». Цель: Формирование умения обучающихся анализировать, доказывать и отбирать необходимую информацию. Построение модели - рассуждения к русской народной сказке «Дети Деда Мороза». Дети рассуждают, какая снежинка: выбирают, обосновывая и доказывая каким из качеств обладает герой сказки.
Слайд 26. Кластер (гроздья) - один из наиболее популярных видов кластера, его цель: Систематизировать знания обучающихся по данной проблеме.
Слайд 27. Итак, каковы же правила составления кластера
- Посередине чистого листа пишется ключевое слово, которое является «сердцем идеи, темы».
- Записывается всё то, что вспомнилось по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова.
- Осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.
- По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь, появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определят информационное поле данной темы.
Кластеры можно применять, как вы сегодня увидели, на разных этапах урока. Можно еще попробовать дать детям в качестве проверки знаний, например, после того как прошли тему, дать кластер для самостоятельного заполнения. Ну и в начальной школе - этот приём, мне кажется, просто находка, на любом уроке.
Как и у каждой методики у методики составления кластера есть свои плюсы и минусы.
Плюсы. Кластер развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Минусы. Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления кластера.
Этот метод требует от педагога дополнительной подготовки к уроку - составление схем, заготовка конвертов, карточек.
Метод составления кластера в начальной школе лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.
Слайд 28. Вернемся к началу нашего мастер класса. Посмотрим на яблоньку и мешок. Подводя итог, хочется узнать оправдались ли ваши ожидания в результатах нашего занятия? Я надеюсь, что ваши опасения были напрасны?
«То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю - это ветвь яблони, то, что я передам ученику - это яблоко, то, что он возьмет от меня - это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!».
Слайд 29-30. Удачи вам! Надеюсь, мой мастер-класс был для вас полезным, и вы будете применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.
Ресурсы
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80
- http://kladraz.ru/blogs/chernova-sventlana-anatolevna/priyom-klaster.html
- http://www.openclass.ru/node/459297