Цель: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру.
Задачи:
- формировать навыки вычислительной деятельности;
- упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10;
- закреплять названия геометрических фигур, их форму, цвет, величину;
- продолжать развивать навыки конструирования;
- продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги;
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- развивать воображение, смекалку, зрительную память;
- воспитывать интерес к математическим знаниям;
- воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.
Оборудование:
- 2 мольберта,
- карта-схема,
- геометрический лес,
- мост через реку (рисунок),
- схемы расположения геометрических фигур,
- 1 набор цифр от 1 до 10,
- наборы геометрических фигур на каждого ребенка,
- таблицы,
- графитовый карандаш,
- фломастеры,
- деревянные «кочки»,
- конструктор плоскостной и объемный,
- подарок.
Ход занятия
Сегодня мы отправимся в гости к Королеве Знаний. А живет она в волшебной «Стране Математики». Королева ждет нас и приготовила для нас подарок. Она прислала нам карту, чтобы мы не заблудились.
Давайте внимательно посмотрим на карту.
Сначала мы должны пройти Геометрический лес, потом перебраться через реку Бесконечности по мосту, затем через болото Знаний, долину Головоломок и попасть в Замок Знаний.
- Ребята, вы готовы отправиться в путь? (Да)
Звучит аудиозапись:
«Всем привет! Меня зовут «Ошибка». Чтобы добраться до «Замка Знаний», вам придется потрудиться. Я забрала все цифры и приготовила препятствия на вашем пути. Если будете правильно выполнять задания, я буду возвращать цифры. Но я все же надеюсь, что вы не справитесь и подарок достанется мне!».
Ну что, ребята, постараемся справиться со всеми заданиями? Дети, у нас есть почтовый ящик, если нам придет письмо и «Ошибка» решит вернуть нам цифры, то прозвучит сигнал (оповещение) о доставленном письме и мы его увидим в нашем ящике.
Давайте сначала проверим готовы ли вы к выполнению заданий!
1. Сколько носов у трех котов?
2. Сколько ушей у двух мышей?
3. Сколько пальцев на одной руке?
4. Какой сегодня день недели?
5. Сколько раз в году бывает день рождения?
6. Сколько углов в треугольнике?
7. Сколько дней в одной неделе?
8. Что бывает раньше: утро или вечер?
9. Вечером встает луна - Сколько в небе лун? (одна - 1)
10. Яблоко круглое или треугольное?
Молодцы! Тогда отправляемся в путь. Первое препятствие на карте«геометрический лес». Будьте внимательны. «Ошибка» расставила ловушки.
(Дети садятся за столы)
Геометрический лес
Мы попали в загадочный лес (картинка с лесом). Посмотрите, пожалуйста, из каких геометрических фигур состоит наш лес. (прямоугольник, треугольник, круг, овал). А теперь давайте внимательно посчитаем и ответим:
- сколько всего деревьев в лесу?
- сколько елочек;
- сколько лиственных деревьев;
- сколько солнышек;
- сколько грибов
- сколько у елочек треугольников;
- сколько треугольников зеленого цвета;
- сколько квадратов
- сколько прямоугольников
- что здесь лишнее? (лужа) Почему? (это проделки Ошибки)
Молодцы! Прозвучало оповещение и в почтовом ящике появляются цифры, за то, что мы справились, «Ошибка» возвращает нам 2 цифры. (1 и 3).
Дети садятся за столы.
Отправляемся дальше. И на пути у нас:
Мост через реку «Бесконечности»
Посмотрите опять Ошибка напакостила. Как вы думаете из каких геометрических фигур построен мост? (прямоугольник). Ошибка не только разрушила мост, но еще и дощечки перекрасила в разные цвета. Нам нужно найти части сломанного мостика и соединить стрелкой одну фигуру с другой.
Молодцы, справились с этим заданием, но нам нужно сложить мостик из конструктора.
Конструирование «Мостик»
Мы починили мостик и даже построили новые, и за это «Ошибка» отдала нам еще 2 цифры (5 и 7).
Дети, а сейчас немного отдохнем!
Физкультминутка «На лугу»
Перед нами луг широкий / развели руки в стороны./
А над нами лес высокий / руки вверх. /
Слева сосны / руку влево./
Справа ели /руку вправо./Головами зашумели /махи руками над головой/
Вдруг ударил сильный гром, /хлопки перед собой/
Побежали быстро в дом.
Ой, дождь пошел! спрячемся в домики.
Дети присаживаются на корточки на ковре, складывают углом ладошки над головой, показывая крышу у дома.
Продолжаем путешествие. Следующий пункт на карте «Болото знаний».
Здесь «Ошибка» придумала для нас задачки, заколдовала «кочки».
Не на каждую кочку можно наступить. Чтобы узнать на какие кочки можно наступать, нужно решить эти задачки (слушайте внимательно)! После правильного решения задачи, воспитатель рядом с «кочкой» кладет цифру, которую возвращает «Ошибка».
1.
Четыре овечки на травке лежали,
Потом две овечки домой убежали.
А ну-ка, скажите скорей:
Сколько овечек теперь? (2).
2.
Я рисую Кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху ещё окно, чтобы не было темно.
Посчитай окошки.
В домике у кошки. (4)
3.
Пять пушистых кошек
Улеглись в лукошке.
Тут одна к ним прибежала,
Сколько кошек вместе стало? (6)
4.
Шесть цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет счесть,
Сколько будет два и шесть? (8)
Ура! Мы справились и за это нам «Ошибка» отдала еще 4 цифры. (какие) Теперь в колонну по одному переходим через болото и наступаем только на цифры, которые нам вернула «Ошибка» 2, 4, 6 и 8.
Дети садятся за столы.
Молодцы, справились с заданием! Следующий пункт на карте «Долина головоломок».
Будьте внимательны, посмотрите на фигуры в таблице. Какой фигуры не хватает в пустом окошке? Правильно, квадрата, (круга, треугольника).
В своих пустых табличках, которые лежат перед вами, расположите фигуры по образцу, добавив при этом недостающую (один ребенок у доски).
Ориентировка на листе:
Ребята, а сейчас вам нужно быть внимательными! Я называю фигуру, цвет и место ее расположения, а вы выполняете.
Ура! Мы справились. И за это «Ошибка» отдала нам еще 2 цифры (9, 10)
Давайте проверим, все ли цифры нам вернула Ошибка. Расставим их по порядку и сосчитаем. (Дети берут цифры)
Игра «Живые цифры»
Дети под музыку двигаются по группе с цифрами.
Музыка обрывается, дети должны стать с цифрами в правильном порядке.
«Назови соседей числа»
Какое число больше? Меньше? 2или 4.
Вот мы и добрались до Замка знаний. Понравилось вам путешествие? Где мы были? Что делали? Что больше всего понравилось? С чем труднее всего
было справиться?
А где же обещанный сюрприз? Но чтобы открыть сундук с подарком мы должны назвать код. Какой же он может быть - это обратный счет. (Дети называют числа в обратном порядке). Молодцы, ребята, и вот ваш приз! (Подарок «Цифры и счет» развивающая игра).