Главная задача, которая стоит перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания, а прежде всего, научить применять эти знания в жизни, развивать такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться. У выпускника школы должны быть сформированы ключевые компетенции.
Выполняя компетентностно-ориентированные задания, обучающиеся осваивают опыт публичного выступления, умения соблюдать нормы публичной речи и регламент, готовят план выступления, работают с вопросами, заданными на уточнение и понимание. Ученики самостоятельно следуют заданной процедуре коллективного обсуждения, разъясняют свою точку зрения, а также своё отношение к идеям других членов группы. Таким образом, развивается коммуникативная компетентность.
Следует отметить, что использование компетентностно-ориентированных заданий и тестов на уроках способствует осознанию обучающими роли различных предметов в современном мире, применению знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий. Учащиеся самостоятельно добывают, обрабатывают полученную информацию.
На уроках математике использую следующие компетентностно-ориентированные задания.
Тема: «Решение задач»
Класс: 3.
Стимул: все мы ходим в магазин и делаем покупки. Мамы чаще бывают в продуктовых магазинах, папы в тех магазинах, где продается товар для мужчин. А вы, в каких магазинах чаще бываете? Что вы чаще всего покупаете? Сейчас вы выступите в роли покупателя. Предлагаю вам следующую ситуацию.
Задание: Девочка купила 4 открытки и заплатила за них 24 руб. У неё осталось на 82 руб. больше, чем она потратила. Сколько денег было у девочки?
Запиши задачу кратко и реши её.
Потратила -
Осталось -
Было -
Решение: __________________
Ответ:_____________________
Какое из данных лишнее в задаче?______________________
Запиши, что ты найдёшь, вычислив значение выражения 24:4_______________
Инструмент проверки:
- Краткая запись записана верно - 3 б.
- Верно записано решение задачи - 3 б.
- Не верно записано 1 действие - 1 б.
- Верно найдено лишнее данное в задаче - 1 б.
- верно дано пояснение выражению 24 : 4 - 3 б.
Критерии оценивания задания:
Таблица 1
Уровень компетентности |
низкий |
удовлетворит. |
хороший |
высокий |
баллы |
1- 4 б. |
5 - 8 б. |
9 - 10 б. |
11 б. |
Тема урока: «Единицы длины»
Класс: 4.
Стимул: на уроках физкультуры вы сдавали нормативы по легкой атлетике. В задании использованы данные некоторых учеников. Предлагаю поработать с ними.
Задание. В таблице представлены результаты учащихся, сдававших норматив по легкой атлетике. Поработаем с этими данными.
Результаты соревнований по лёгкой атлетике.
|
Прыжки в длину |
Прыжки в высоту |
Метание мяча |
Артём |
120 |
85 |
28 |
Миша |
105 |
95 |
32 |
Света |
152 |
95 |
20 |
Используй данные таблицы для ответа на вопросы:
а) Запиши в таблице, какой одинаковой единицей измерения длины выражены результаты - ________
б) Какой результат в метании мяча у Светы? _______________
в) Кто из ребят показал самый высокий результат по прыжкам в длину? ________________
г) Кто из ребят показал самый низкий результат по прыжкам в высоту? _________________
д) Какой результат в сумме у ребят по прыжкам в длину? ___________________
е) Какой результат в сумме у ребят по метанию мяча? _________________
ж) Найди разницу между результатами прыжков в длину Миши и Светы -
Инструмент проверки:
- За каждый правильный ответ - 1 б.
- Максимальный балл - 15 б.
Критерии оценивания задания:
Таблица 1
Уровень компетентности |
низкий |
удовлетворит. |
хороший |
высокий |
баллы |
1-4 б. |
5-10 б. |
11-14 б. |
15 б. |
Тема: Свойства натурального ряда чисел
Стимул: Ребята из кружка «ЮИД» в селе Сосновка помогают своим шефам «Дорожной службе» следить за состоянием дорог. А шефы, в свою очередь, поощряют ребят путёвками в летний лагерь «Светофор», находящейся возле села Кедровое. Ребятам необходимо сделать схему местности и восстановить разметочный столб возле села Кедровое.
Задачная формулировка: Рядом с автобусной остановкой у села Сосновка стоит километровый столб, на котором написано 115. Это означает, что от города до Сосновки 115 км. А на столбе у Ольховки написано 145.
За Ольховкой идёт село Кедровое. Автобусная остановка у Ольховки одинаково удалена и от Сосновки, и от Кедрового.
1 задание: Начерти схему к условию. Вычисли, какое расстояние от Сосновки до Ольховки?
2 задание: Определи, какой километровый столб стоит возле села Кедровое?
3 задание: Какое расстояние от Сосновки до Кедрового. Запиши решение двумя способами.
Инструменты проверки:
1. Начерчена схема без ошибок - 5 баллов;
2. Правильно вычислено расстояние от Сосновки до Ольховки - 5 баллов;
3. Верно определён номер километрового столба возле остановки села Кедровое - 5 баллов;
4. Без ошибок произведены расчёты расстояния между с. Сосновка и с. Кедровое:
- одним способом - 10 баллов;
- двумя способами - 15 баллов.
Максимальное количество баллов - 40.