Компетентностно-ориентированные задания на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Главная задача, которая стоит перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания, а прежде всего, научить применять эти знания в жизни, развивать такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться. У выпускника школы должны быть сформированы ключевые компетенции.

Выполняя компетентностно-ориентированные задания, обучающиеся осваивают опыт публичного выступления, умения соблюдать нормы публичной речи и регламент, готовят план выступления, работают с вопросами, заданными на уточнение и понимание. Ученики самостоятельно следуют заданной процедуре коллективного обсуждения, разъясняют свою точку зрения, а также своё отношение к идеям других членов группы. Таким образом, развивается коммуникативная компетентность.

Следует отметить, что использование компетентностно-ориентированных заданий и тестов на уроках способствует осознанию обучающими роли различных предметов в современном мире, применению знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий. Учащиеся самостоятельно добывают, обрабатывают полученную информацию.

На уроках математике использую следующие компетентностно-ориентированные задания.

Тема: «Решение задач»

Класс: 3.

Стимул: все мы ходим в магазин и делаем покупки. Мамы чаще бывают в продуктовых магазинах, папы в тех магазинах, где продается товар для мужчин. А вы, в каких магазинах чаще бываете? Что вы чаще всего покупаете? Сейчас вы выступите в роли покупателя. Предлагаю вам следующую ситуацию.

Задание: Девочка купила 4 открытки и заплатила за них 24 руб. У неё осталось на 82 руб. больше, чем она потратила. Сколько денег было у девочки?

Запиши задачу кратко и реши её.

Потратила -

Осталось -

Было -

Решение: __________________

Ответ:_____________________

Какое из данных лишнее в задаче?______________________

Запиши, что ты найдёшь, вычислив значение выражения 24:4_______________

Инструмент проверки:

  1. Краткая запись записана верно - 3 б.
  2. Верно записано решение задачи - 3 б.
  3. Не верно записано 1 действие - 1 б.
  4. Верно найдено лишнее данное в задаче - 1 б.
  5. верно дано пояснение выражению 24 : 4 - 3 б.

Критерии оценивания задания:

Таблица 1

Уровень компетентности

низкий

удовлетворит.

хороший

высокий

баллы

1- 4 б.

5 - 8 б.

9 - 10 б.

11 б.

Тема урока: «Единицы длины»

Класс: 4.

Стимул: на уроках физкультуры вы сдавали нормативы по легкой атлетике. В задании использованы данные некоторых учеников. Предлагаю поработать с ними.

Задание. В таблице представлены результаты учащихся, сдававших норматив по легкой атлетике. Поработаем с этими данными.

Результаты соревнований по лёгкой атлетике.
Имя участника

Прыжки в длину

Прыжки в высоту

Метание мяча

Артём

120

85

28

Миша

105

95

32

Света

152

95

20

Используй данные таблицы для ответа на вопросы:

а) Запиши в таблице, какой одинаковой единицей измерения длины выражены результаты - ________

б) Какой результат в метании мяча у Светы? _______________

в) Кто из ребят показал самый высокий результат по прыжкам в длину? ________________

г) Кто из ребят показал самый низкий результат по прыжкам в высоту? _________________

д) Какой результат в сумме у ребят по прыжкам в длину? ___________________

е) Какой результат в сумме у ребят по метанию мяча? _________________

ж) Найди разницу между результатами прыжков в длину Миши и Светы -

Инструмент проверки:

  • За каждый правильный ответ - 1 б.
  • Максимальный балл - 15 б.

Критерии оценивания задания:

Таблица 1

Уровень компетентности

низкий

удовлетворит.

хороший

высокий

баллы

1-4 б.

5-10 б.

11-14 б.

15 б.

Тема: Свойства натурального ряда чисел

Стимул: Ребята из кружка «ЮИД» в селе Сосновка помогают своим шефам «Дорожной службе» следить за состоянием дорог. А шефы, в свою очередь, поощряют ребят путёвками в летний лагерь «Светофор», находящейся возле села Кедровое. Ребятам необходимо сделать схему местности и восстановить разметочный столб возле села Кедровое.

Задачная формулировка: Рядом с автобусной остановкой у села Сосновка стоит километровый столб, на котором написано 115. Это означает, что от города до Сосновки 115 км. А на столбе у Ольховки написано 145.

За Ольховкой идёт село Кедровое. Автобусная остановка у Ольховки одинаково удалена и от Сосновки, и от Кедрового.

1 задание: Начерти схему к условию. Вычисли, какое расстояние от Сосновки до Ольховки?

2 задание: Определи, какой километровый столб стоит возле села Кедровое?

3 задание: Какое расстояние от Сосновки до Кедрового. Запиши решение двумя способами.

Инструменты проверки:

1. Начерчена схема без ошибок - 5 баллов;
2. Правильно вычислено расстояние от Сосновки до Ольховки - 5 баллов;
3. Верно определён номер километрового столба возле остановки села Кедровое - 5 баллов;
4. Без ошибок произведены расчёты расстояния между с. Сосновка и с. Кедровое:

  • одним способом - 10 баллов;
  • двумя способами - 15 баллов.

Максимальное количество баллов - 40.