Разработка предметной интеллектуальной игры "Интеллект-ассорти"

Разделы: Химия, Биология, Внеклассная работа, Экология

Ключевые слова: интеллектуальная игра


Цель:

  • развитие интеллектуальных способностей, обучающихся;
  • помощь в правильном и гармоничном развитии;
  • развитие любознательности, эрудиции;
  • развитие мотивации к обучению;
  • закрепление изученного материала.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, музыкальная заставка.

Ход мероприятия

  1. Делим всех обучающихся на команды по 5 человек. (разноцветные жетоны при входе в аудиторию, 4-5 команд)
  2. Игра состоит из трех раундов по 8 вопросов. Правила игры - ведущий зачитывает вопрос, команды обсуждают 1 минуту, пишут ответ на листочке, сдают жюри. Принимаются досрочные ответы.
  3. Правильный ответ оценивается в 1 балл и вносится в копилку команды. Жюри также выбирает 2 оригинальных неправильных вопроса. За них команда получает банан. Победившая команда получает шоколадку.

Начинаем игру.

1 раунд - «Биология»

  1. Каким образом широкие дамские юбки стали причиной массового истребления китов? (для них использовали каркас, сделанный из китового уса)
  2. С какой целью знатные дамы в 16 веке носили подвешенные на цепочке к поясу шкурки животных? (на этих шкурках собирались блохи, заводившиеся в складках платья)
  3. Индусское изречение советует учиться у него 4 добродетелям: сражаться, рано вставать, защищать подругу в минуту опасности и пировать с друзьями. Кто же этот рыцарь? (петух)
  4. Вряд ли кто из россиян может похвастаться, что съел черта. А среднему европейцу это удовольствие вполне доступно. Объясните, о чем идет речь? (речь идет о вкусной рыбе - морском черте или европейском удильщике)
  5. Всем известно, что в картофель на нашем материке приживался трудно, в России случались даже картофельные бунты. Французский агроном Антуан Пармантье, живший в 18 веке, придумал остроумный способ. Он посадил картофель на государственных полях и выставил вооруженную охрану. Это привело к тому, что очень скоро картофель появился на крестьянских огородах. А как это произошло? (крестьяне воровали картофель и сажали для пробы на своих полях, на что и рассчитывал агроном)
  6. Всем известна картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза». А что отсутствует у женщины, изображенной на полотне, в то время как эта деталь есть у каждого человека? (брови)
  7. 19 июля 1912 года русский физиолог Иван Павлов должен был получить почетное звание доктора Кембриджского университета. Когда он шел получать диплом, студенты передали ему подарок. Позже он узнал, что 30 лет назад студенты так же приветствовали Чарльза Дарвина. Так что же подарили Павлову и что Дарвину? ( Павлову - собачку игрушечную, Дарвину - обезьянку)
  8. За что благодарные жители Бостона поставили в центральном парке памятник воробью? (воробей спас посевы от гусениц)

Музыкальная пауза

2 раунд - «Экология»

  1. Девять жителей французского города Шамони изготовили в центре ледника Мерде - Гляс на Монблане статую высотой 6 метров и весом в 1 тонну. А вот из какого материала была статуя? (из мусора, который оставили горепокорители)
  2. Однажды во время беседы о достижениях техники Бернард Шоу сказал: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться …» Чему? (вести себя как люди)
  3. В горах Средней Азии при рождении мальчика сажает 40 тополей. Зачем? (когда сын вырастет, ему будет из чего построить дом)
  4. Один лесник решил вырубить в лесу старые дуплистые деревья. Почему эта затея не пошла на пользу лесу? (в дуплах жили насекомоядные птицы и летучие мыши, которым пришлось покинуть лес)
  5. Привыкшие к молочным продуктам английские колонизаторы стали завозить на пастбища Австралии коров, что едва не привело к экологической катастрофе. Коровий помет стал отравлять местную растительность, в результате чего погибло почти 1 млн плодородной почвы. Кого должна была закупить Англия, чтобы исправить положение? (жуков - навозников или скарабеев)
  6. Ранее в Красной Книге было 4 категории животных: исчезающие виды, редкие виды, сокращающиеся виды и виды, степень опасности исчезновения которых еще не установлена. Потом появилась 5 категория, сведения о которой печатаются на зеленых страницах. Что это за категория? (виды, опасность исчезновения которых миновала)
  7. Где на сегодняшний день находится самый большой заповедник на земле? (Самая большая территория, на которой запрещена любая деятельность и вмешательство человека - Антарктида. На огромной территории, покрытой толщей льда, растет более 810 видов растений и проживают множество видов птиц и животных)
  8. Какое море вскоре умрет и исчезнет с лица земли? (Аральское. Площадь этого моря уменьшилась втрое. Произошло это из-за того, что людям срочно понадобилась территория для посадки хлопчатника и риса. На реках, которые вливались в Аральское море, были построены сеть каналов для отвода воды. Почти за пятьдесят лет объем воды в море снизился в несколько раз, увеличилась концентрация соли, погибли вся рыба и растения, которые находились в море. Исправить эту экологическую катастрофу, созданную руками человека уже невозможно)

Музыкальная пауза

3 раунд «Химия»

  1. Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел сильный дождь и в этот момент произошло ключевое событие в жизни человечества. Оно остается важным для нас и сейчас. Интересно, о чем идет речь? (головы покрылись пеной, и из соединения золы и жира возникло мыло)
  2. Для устранения неприятных запахов обычно используют кусочки древесного угля. А для чего? (поглощает различные вещества - адсорбция)
  3. В древней Индии при совершении священных обрядов в полумраке храмов внезапно вспыхивали и рассыпались искрами таинственные красные огни, наводящие ужас на молящихся. Будда здесь точно не при чем, а вот вам предстоит раскрыть секрет жрецов. (соли стронция смешивались с углем, серой и бертолетовой солью. Поскольку смесь принадлежала жрецам из Бенгалии, огни называются бенгальскими)
  4. Из истории и известно, что Григория Распутина пытались отравить смертельно опасным ядом. Его положили в сладкие пирожные, чем допустили большую оплошность. О каком яде идет речь и в чем заключалась ошибка? (яд - цианид, а глюкоза и сахароза пирожных его нейтрализует)
  5. Однажды Роберт Вуд направлялся домой из лаборатории. Дорога шла через негритянский квартал. Посреди дороги стояла большая лужа, а неподалеку стояли негры. Проходя мимо, Вуд на виду у всех плюнул в лужу и незаметно бросил какое - то вещество. Произошел большой взрыв, поднялось пламя над лужей. Люди испугались, стали кричать «..Этот человек плюнул огнем! Сам Сатана умеет делать это!» О каком веществе идет речь? (натрий)
  6. Хоть этот металл был получен еще в 1827 году, он до сих пор является ценностью. Организаторы Парижской выставки в 1855 году дали ему название - «серебро из глины». Чернышевский, увидев ложку из этого металла сказал: «Этому металлу суждено великое будущее!» А в романе «Что делать» героиня Вера Павловна видит картины далекого будущего и повсюду …. О каком металле идет речь? (алюминий)
  7. Биологи считают, что этот металл помогает медицине в борьбе с переутомлением. Опыты показали, что у людей с переутомлением этого металла меньше, ведь когда человек сердится металл сгорает. Вот почему у нервных людей чаще возникают заболевания сердечных мышц. И что это за металл? (магний)
  8. Нильс Бор за создание теории строения атома в 1922 году получил Нобелевскую золотую медаль. Во время ВМВ, когда немцы оккупировали Данию, он медаль уничтожил, чтобы она не досталась врагу. Что же Н. Бор сделал с наградой? (растворил в царской водке)

Ведущий: Жюри подводит итоги третьего раунда и в целом нашей игры. А пока музыкальная пауза.

Итоги игры. Награждение