Технологическая карта занятия по технологии в 5-м классе «Основы здорового питания. Роль витаминов в питании»

Разделы: ОБЖ, Технология, Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 5

Ключевые слова: витамины, здоровое питание


Тип урока

Открытия и первичного закрепление новых знаний

Цель

Исследуя различные виды витаминов, создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы и предлагать пути их решения при совместной работе.

Задачи

Образовательные:

  • ознакомить обучающихся с витаминами
  • формировать и развивать умения определять полезность блюд
  • закреплять умения извлекать информацию из текстовых и изобразительных источников и обобщать их по заданной теме;
  • обеспечить приобретение учащимися опыта выступления

Развивающие:

  • развивать умение анализировать информацию и преобразовывать ее
  • развивать мышление, монологическую речь, память
  • развивать познавательную активность детей, творческую фантазию.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к продуктам питания прививать навыки культуры здорового питания

УУД

УУД

Личностные УУД:

  • Способствовать развитию речи учащихся
  • учить анализировать работу, выделять главное
  • способствовать овладению всеми видами памяти
  • способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».

Регулятивные УУД:

  • Выдвигать версии
  • Оценивать степень и способы достижения цели

Коммуникативные УУД:

  • Уметь учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Познавательные УУД:

  • Находить информацию в разных источниках.
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач
  • Анализировать, аргументировать
  • Сравнивать

Делать выводы

Планируемые
результаты

Предметные:

  • Знать: что такое Витамины, питательные вещества
  • Уметь: анализировать меню, делать выводы об использовании различных продуктов.

Метапредметные:

  • коммуникативные - строить логические обоснованные рассуждения, определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу, излагать свое мнение, делать выводы. умение работать в паре при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы.
  • познавательные - формирование умения выбора наиболее рациональных способов приготовления пищи и проведения сравнительного анализа
  • личностные - формирование потребности в здоровом образе жизни, в частности в правильном питании. развитие способности анализировать и воспринимать информацию

Основные понятия

Витамины, белки, жиры, углеводы, рациональное питание

Межпредмет ные связи

История, биология

Образовательные ресурсы

УМК по технологии учебник 5 класс Тищенко А.Т., Синица Н.В.
Презентация по теме урока

Оборудование

ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал

Формы урока

Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая

Технология

Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Организационный момент и мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте! А хотите ли вы быть здоровыми? Вот сегодня мы подумаем, что для этого можно сделать. Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к одноклассникам.

Предполагаемый ответ: Да!

Актуализация знаний

Во второй половине XV века началась эпоха кругосветных мореплаваний. Так, корабли Васко да Гамы в 1495-97 годах, отправившиеся в Индию (португальские мореплаватели выяснили, что Африку можно обогнуть с юга) потеряли более 100человек из 160 членов экспедиции.
Путешествие вокруг Земли Джорджа Энсона в XVII веке закончилось не менее трагически: из английского порта вышло 6 кораблей с командой около двух тысяч человек, вернулось меньше половина из них, причем в боях командир не потерял ни одного солдата.
Моряки погибали от какой-то странной болезни.

Давайте же попробуем разобраться в причине гибели такого количества людей.
Экспедиции тщательно готовились, специально были построены корабли, один из них специально служил для перевозки припасов, запчастей и товаров для обменной торговли.

Обсуждают задаваемые вопросы; пытаются формулировать тему и цель урока.

А зачем они вообще брали с собой продукты? Чтобы есть. Питаться.

Получение новых знаний

Что же человек получает с пищей?
Белки - это строительный материал клеток и тканей организма.
Жиры - резерв энергии нашего организма. В нашем теле они превращаются в более простые соединения - жирные кислоты и глицерин. Они необходимы для нормального развития человеческого организма, в особенности нервной системы. Улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости. Однако они трудно сгорают в организме, поэтому могут накапливаться в нем и при переедании вызывать ожирение.
Углеводы - главный источник энергии для организма. Поэтому потребность в них в 4-5 раз больше чем в белках и жирах. В продуктах углеводы находятся в виде сложных химических соединений - сахаров. Превращение сахаров в простые соединения происходит еще во рту под воздействием слюны.

Питательные вещества.
Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, воду и витамины.

Первичное усвоение новых знаний. Постановка проблемы

Какие же продукты могли взять с собой в плавание моряки?
Действительно, кормили команду обычно сухарями, кашей, солониной, и выдавали немного вина. Рыба, зелень, пресная вода, свежее мясо добывались по пути на стоянках.
Итак в продуктах моряков были: в солонине (или вяленом мясе) - белки и жиры, в крупах и сухарях - углеводы и практически не было витаминов. А умирали моряки от цинги - болезни, вызванной недостатком витамина С.
Но моряки в своих странствиях заметили, что на судах, идущих домой, на которых цитрусовые составляли значительную часть провизии, потери были меньше. Позднее было установлено. Что в цитрусовых (фруктах)
Содержится что-то, что позволяет сохранить здоровье моряков. Что же это могло быть?

Долгохранящиеся (предполагаемые ответы детей) консервы, вяленое мясо, сухари.

Тема занятия

Формулируют тему и цель урока: Витамины. Основы здорового питания.

Составить определение из предложенных слов. Запись в тетрадь

Получение новых знаний

Витамины - само название от лат. Vita - жизнь. Это слово ввел и придумал польский биохимик Казимир Функ в 1932 году - это органические вещества, необходимые для правильного обмена веществ, роста и развития организма. В настоящее время известно более 20 витаминов. Каждый участвует в определенных процессах. Их требуется мало, но их нельзя запасти впрок, они должны поступать в организм постоянно.
Сегодня мы остановимся на 5 основных А, В, С, Д, Е.

Сообщения учащихся
Из сообщений извлекают недостающую информацию и заполняют пропуски в таблице.

Заполнить пропуски в таблице.
Разделить на водорастворимые (В,С) и жирорастворимые (А,Е,Д)

Физкультминутка

Игра «Вершки-корешки»: Морковь, щавель, картофель, томат, свекла, салат, редис, огурец, лук….

Если съедобны «Вершки» поднять руки вверх, если «Корешки» - присесть

Первичное закрепление новых знаний

Задание по группам: изучить меню.

Что еще можно сказать, проанализировав меню?

Итак, мы выяснили, что питание должно быть разнообразным.
Вся еда разделена на определенные приемы пищи (завтрак, обед, полдник). И в выходные дни организм нам напоминает о том, что пора есть - режим. Ну и третье правило правильного питания - умеренность в употреблении пищи.

Ученики делают вывод, что в школьном меню присутствуют все необходимые питательные вещества, то есть питание должно быть разнообразным.

Вся еда разделена на определенные приемы пищи (завтрак, обед, полдник) - режим.

Задание группам: изучаем школьное меню, анализируем, какие питательные вещества получают школьники с каждым блюдом? получаем ли мы все необходимые вещества?

Закрепление нового материала

А теперь небольшой тест

Ученики отвечают на вопросы теста

Рефлексия

Что-же могло спасти тех погибших моряков и что в конце концов стало входить в рацион питания?

А для чего нам нужны знания о витаминах, где применяются эти знания?
Какую цель мы ставили на уроке?

Овощи, фрукты, богатые витамином С: цитрусовые, квашеная капуста, клюква, сухофрукты…)

Чтобы быть здоровыми