Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» (общекультурное направление) для детей младшего школьного возраста (6,5–11 лет)

Разделы: Начальная школа, Дополнительное образование


Срок реализации: 4 года.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Содержание программы курса «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.

Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.

В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Программа внеурочной деятельности «В мире книг» рассчитана на 4 года, всего 135 часов, из них в 1 классе - 33 часа; во 2-4 классах - по 34 часа в каждом классе. Занятия проводятся 1 раз в неделю в рамках общекультурного направления.

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире книг» формируются следующие личностные УУД:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально "проживать" текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям, к их поступкам.

Регулятивные УУД:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.

Основное содержание курса внеурочной деятельности

Содержание программы первого года обучения

1 класс (33 ч)

Здравствуй, книга (2 ч)

  1. Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
  2. Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
  3. Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
  4. Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
  5. Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе (2 ч)

  1. Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
  2. Структура книги, справочный аппарат книги.
  3. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям (3 ч)

  1. Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
  2. Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).
  3. Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
  4. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)

  1. Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
  2. Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
  3. Творческая работа «Сочини загадку», «Нарисуй иллюстрацию к фольклорным произведениям»

По страницам книг В.Сутеева (3 ч)

  1. Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
  2. В.Сутеев - автор и художник-оформитель.
  3. Игра «По страницам сказок В.Сутеева».
  4. Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира (4 ч)

  1. Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
  2. Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
  3. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
  4. Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

  1. Сборник сказочных историй А.Н.Толстого «Приключения Буратино».
  2. Слушание и чтение историй из книги А.Н.Толстого «Приключения Буратино».
  3. Инсценирование отдельных историй.
  4. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели (3 ч)

  1. Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
  2. К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
  3. Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.
  4. Книги-сборники произведений современных детских писателей.
  5. Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

  1. Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
  2. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
  3. Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
  4. Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.

Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)

  1. Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.
  2. Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
  3. Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
  4. Литературная игра «Послушай и назови».

Дети - герои книг (3 ч)

  1. Дети - герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н.Толстого «Приключения Буратино», Ш.Перро «Красная шапочка».
  2. Парад героев сказок.
  3. Дети - герои рассказов (В.Осеева «Мушка», Е.Пермяк «Первая рыбка», В.Осеева «Совесть», Н.Носов «Мишкина каша», В.Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
  4. Дети - герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй», Я.Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.

Книги о животных (3 ч)

  1. Книги-сборники о животных.
  2. Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.
  3. Обсуждение произведения и главного героя - дедушки Мазая.
  4. Книга В.Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И.Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
  5. Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
  6. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

Основные виды учебной деятельности:

  1. находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  2. выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  3. сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  4. формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
  5. характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
  6. сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  7. слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  8. пользоваться аппаратом книги;
  9. овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  10. систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Содержание программы второго года обучения

2 класс (34 ч)

Книга, здравствуй (3 ч)

  1. Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
  2. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
  3. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
  4. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Книгочей - любитель чтения (2 ч)

  1. Библиотека. Библиотечный формуляр.
  2. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
  3. Викторина «Что вы знаете о книге?».
  4. Игра «Я - библиотекарь».

Книги о твоих ровесниках (4 ч)

  1. Библиотечный урок «Дети - герои детских книг». Выставка книг.
  2. Книги-сборники В.Осеевой, Е.Пермяка, В.Драгунского, Н.Носова и других детских писателей.
  3. Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В.Железникова «Таня и Юсник» или В.Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».
  4. Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
  5. Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).
  6. Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
  7. Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)

  1. Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
  2. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
  3. Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
  4. Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Писатели-сказочники (4 ч)

  • Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
  1. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
  2. Герои сказок. Викторина.
  3. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Книги о детях (4 ч)

  1. Книги-сборники о детях и для детей (В.Осеева, Н.Носов, С.Михалков и др.).
  2. Книги о животных (В.Бианки, Э.Шим, Г.Скребицкий, Н.Сладков и др.).
  3. Книги-сборники стихотворений для детей (Я.Аким, С.Маршак, С.Михалков, А.Барто).

Старые добрые сказки (5 ч)

  1. Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
  2. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
  3. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
  4. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)

  1. Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
  2. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
  3. Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

  1. Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
  2. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
  3. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
  4. Работа с книгой А.Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
  5. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

По страницам любимых книг (2 ч)

  1. Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
  2. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
  3. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
  4. Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
  5. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

Основные виды учебной деятельности:

  1. знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
  2. ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
  3. пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
  4. заполнять каталожную карточку;
  5. систематизировать книги по авторской принадлежности;
  6. составлять список прочитанных книг;
  7. выделять особенности учебной книги;
  8. работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
  9. аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
  10. классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.

Содержание программы третьего года обучения

3 класс (34 ч)

История книги. Библиотеки (4 ч)

  1. Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
  2. Библия. Детская библия (разные издания).
  3. Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
  4. Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
  5. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
  6. Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (4 ч)

  1. Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С.Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
  2. Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А.Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
  3. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

  1. Книги-сборники басен И.Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
  2. Русские баснописцы И.Хемницер, А.Измайлов, И.Дмитриев.
  3. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н.Толстого.
  4. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе (3 ч)

  1. Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
  2. Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
  3. Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н.Толстого для детей (3 ч)

  1. Книги Л.Н.Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
  2. Книга «Азбука Л.Н.Толстого» и сборник «Для детей».
  3. Составление таблицы жанров произведений Л.Н.Толстого (работа в группах).
  4. Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н.Толстого», «Сказки в обработке Л.Н.Толстого».

Животные - герои детской литературы (4 ч)

  1. Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
  2. Читальный зал: работа с книгой А.Куприна «Ю-ю» или Дж.Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
  3. Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А.Брема «Жизнь животных».
  4. Художники-оформители книг о животных.
  5. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Дети - герои книг (3 ч)

  1. Книги о детях (Л.Пантелеев, А.Гайдар, В.Драгунский и др.).
  2. Книга-произведение А.Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л.Пантелеева «Честное слово».
  3. Литературная игра «Кто они, мои сверстники - герои книг?».
  4. По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
  5. Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
  6. Проект «Расскажи о любимом писателе».

Книги зарубежных писателей (2 ч)

  1. Книги зарубежных писателей (Ц.Топелиус, Дж.Лондон, Э.Сетон-Томпсон, Дж.Чиарди).
  2. Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
  3. Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Книги о детях войны (3 ч)

  1. Книга Л.Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
  2. Аннотация. Каталожная карточка.
  3. Работа в читальном зале. Книга В.Железникова «Девушка в военном».
  4. Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Газеты и журналы для детей (3 ч)

  1. Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
  2. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
  3. Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
  4. Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги…» (2 ч)

  1. Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
  2. Справочная литература. Энциклопедии для детей.
  3. Сбор информации о Л.Н.Толстом и Х.К.Андерсене. Библиографические справочники.
  4. Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Основные виды учебной деятельности:

  1. работать с книгой-сборником басен И.Крылова;
  2. сравнивать басни по структуре и сюжету;
  3. выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
  4. собирать информацию для библиографической справки об авторе;
  5. составлять таблицу жанров произведений писателя;
  6. выполнять поисковую работу по проекту;
  7. презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
  8. готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
  9. находить по каталогу нужную книгу;
  10. заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
  11. писать отзыв о книге или героях книги;
  12. пользоваться библиографическим справочником;
  13. рассматривать и читать детские газеты и журналы;
  14. находить нужную информацию в газетах и журналах;
  15. собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
  16. готовить материал для классной и школьной газеты;
  17. пользоваться электронными газетами и журналами.

Содержание программы четвёртого года обучения

4 класс (34 часа)

Страницы старины седой (4 ч)

  1. Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.
  2. Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
  3. Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.
  4. Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
  5. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».
  6. Экскурсия в типографию или книжный магазин.

Крупицы народной мудрости (4 ч)

  1. Сборники произведений фольклора.
  2. Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».
  3. Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».
  4. Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.
  5. Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В.Суворове (справочники, энциклопедии).
  6. Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках».
  7. Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.

Мифы народов мира (2 ч)

  1. Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т.д. Выставка книг.
  2. Работа с системным каталогом.
  3. Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».
  4. Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

Русские писатели-сказочники (4 ч)

  1. Библиотека сказок. Книги со сказками А.С.Пушкина, В.Жуковского, М.Лермонтова, П.Ершова, В.Гаршина. Фольклорные корни сказок.
  2. Час читателя. Сказка сказок П.П.Ершова «Конёк-Горбунок».
  3. Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
  4. Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).

«Книги, книги, книги…» (4 ч)

  1. Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.
  2. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.
  3. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг
  4. по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).
  5. Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники
  6. и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.
  7. Книги-сборники «Басни И.Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».
  8. Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами.

Книги о детях и для детей (3 ч)

  1. Дети - герои книг Н.Гарина-Михайловского, К.Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В.Гюго, А.Гайдара, Е.Ильиной и др. Выставка книг.
  2. Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.
  3. Читальный зал. Книги А.Рыбакова, В.Крапивина, К.Булычёва,
  4. А.Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».
  5. Аннотация к книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)

  1. «Хранители слов» - словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
  2. Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
  3. Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.

Родные поэты (3 ч)

  1. Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.
  2. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С.Пушкина,
  3. М.Ю.Лермонтова, И.Никитина, С.Есенина, Н.Рубцова, И.Бунина.
  4. Конкурс чтецов «Стихи о Родине».

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)

  1. Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.
  2. Очерки С.Михалкова «Слово о Крылове», К.Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.
  3. Воспоминания Л.Н.Толстого, А.Куприна «Воспоминания об А.П.Чехове».
  4. Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.

Мир книг (3 ч)

  1. Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
  2. Книги о животных. Э.Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В.Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».
  3. Час читателя: знакомство с книгой В.Бульванкера «От кота до кита».
  4. Литературная игра «Тайны учебной книги».
  5. Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.

Основные виды учебной деятельности:

  1. составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
  2. различать виды и типы книг;
  3. писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
  4. знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
  5. пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
  6. писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
  7. пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
  8. составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
  9. задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
  10. выполнять роль библиотекаря - выдавать книги и заполнять формуляры;
  11. собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т.д.);
  12. работать с детскими газетами и журналами.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «В мире книг»

Формы подведения итогов реализации Программы

Педагог должен не только определить конечную цель, но и отслеживать промежуточные результаты, чтобы своевременно внести коррективы в процесс обучения. Для этого в конце в начале и конце каждого года обучения проводится тестирование, цель которого определить уровень сформированности мыслительных процессов. А в конце первого полугодия проводится литературная викторина, для проверки умения работать в группах, заниматься поисковой и исследовательской деятельностью.

Сроки

Вид контроля

Задачи

Формы

Критерии оценивания

Сентябрь

Входной

Определить уровень сформированности читательских умений и интереса к чтению книг.

Тестирование, диагностическая работа

Декабрь

Промежуточный

Литературная викторина

Май

Итоговый

Тестирование, диагностическая работа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Литература

  1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева. - М: Баллас, С-Инфо, 1996
  2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост. Е.А.Копытова. Ижевск, 1998.
  3. «Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. - Тула: «Родничок», 2009.

ВСЕ что есть в библиотеке по внеклассному чтению

Мультимедийное обеспечение:

  • компьютер
  • проектор
  • множительная техника
  • интернет

Наглядные пособия (таблицы).

  • Жанры устного народного творчества.
  • Фольклор народов России.
  • Народные сказки.
  • Сказки народов России.
  • Литературные сказки.
  • Сказки русских писателей.
  • Сказки зарубежных писателей.
  • По страницам любимых книг.

Литература для учителя

  1. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  2. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1. - М.: Либерия, 1999.
  3. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А.Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
  4. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Педагогика, 1980
  5. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. - М.: Педагогика, 1980

Литература для учащихся

  1. Азбука. / Сост. Л.Н.Власенко. - М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000.
  2. Азбука в загадках: книжка-раскраска - М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
  3. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». - Киров. 2003.
  4. Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. - М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наглядные пособия, учебные пособия и др.
  1. Портреты детских поэтов и писателей.
  2. Детские книги для чтения.
  3. Куклы для инсценировки детских произведений.