Срок реализации: 4 года.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание программы курса «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Программа внеурочной деятельности «В мире книг» рассчитана на 4 года, всего 135 часов, из них в 1 классе - 33 часа; во 2-4 классах - по 34 часа в каждом классе. Занятия проводятся 1 раз в неделю в рамках общекультурного направления.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире книг» формируются следующие личностные УУД:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально "проживать" текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям, к их поступкам.
Регулятивные УУД:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.
Основное содержание курса внеурочной деятельности
Содержание программы первого года обучения
1 класс (33 ч)
Здравствуй, книга (2 ч)
- Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
- Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
- Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
- Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
- Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
- Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
- Структура книги, справочный аппарат книги.
- Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3 ч)
- Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
- Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).
- Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
- Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
- Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
- Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
- Творческая работа «Сочини загадку», «Нарисуй иллюстрацию к фольклорным произведениям»
По страницам книг В.Сутеева (3 ч)
- Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
- В.Сутеев - автор и художник-оформитель.
- Игра «По страницам сказок В.Сутеева».
- Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (4 ч)
- Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
- Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
- Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
- Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
- Сборник сказочных историй А.Н.Толстого «Приключения Буратино».
- Слушание и чтение историй из книги А.Н.Толстого «Приключения Буратино».
- Инсценирование отдельных историй.
- Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3 ч)
- Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
- К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
- Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.
- Книги-сборники произведений современных детских писателей.
- Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
- Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
- Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
- Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
- Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
- Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.
- Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
- Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
- Литературная игра «Послушай и назови».
Дети - герои книг (3 ч)
- Дети - герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н.Толстого «Приключения Буратино», Ш.Перро «Красная шапочка».
- Парад героев сказок.
- Дети - герои рассказов (В.Осеева «Мушка», Е.Пермяк «Первая рыбка», В.Осеева «Совесть», Н.Носов «Мишкина каша», В.Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
- Дети - герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй», Я.Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (3 ч)
- Книги-сборники о животных.
- Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.
- Обсуждение произведения и главного героя - дедушки Мазая.
- Книга В.Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И.Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
- Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
- Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Основные виды учебной деятельности:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- пользоваться аппаратом книги;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Содержание программы второго года обучения
2 класс (34 ч)
Книга, здравствуй (3 ч)
- Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
- Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
- Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
- Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей - любитель чтения (2 ч)
- Библиотека. Библиотечный формуляр.
- Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
- Викторина «Что вы знаете о книге?».
- Игра «Я - библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках (4 ч)
- Библиотечный урок «Дети - герои детских книг». Выставка книг.
- Книги-сборники В.Осеевой, Е.Пермяка, В.Драгунского, Н.Носова и других детских писателей.
- Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В.Железникова «Таня и Юсник» или В.Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».
- Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
- Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).
- Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
- Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
- Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
- Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
- Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
- Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (4 ч)
- Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
- Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
- Герои сказок. Викторина.
- Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях (4 ч)
- Книги-сборники о детях и для детей (В.Осеева, Н.Носов, С.Михалков и др.).
- Книги о животных (В.Бианки, Э.Шим, Г.Скребицкий, Н.Сладков и др.).
- Книги-сборники стихотворений для детей (Я.Аким, С.Маршак, С.Михалков, А.Барто).
Старые добрые сказки (5 ч)
- Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
- Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
- Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
- Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
- Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
- Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
- Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
- Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
- Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
- Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
- Работа с книгой А.Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
- Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (2 ч)
- Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
- Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
- Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
- Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
- Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Основные виды учебной деятельности:
- знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
- ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
- пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
- заполнять каталожную карточку;
- систематизировать книги по авторской принадлежности;
- составлять список прочитанных книг;
- выделять особенности учебной книги;
- работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
- аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
- классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Содержание программы третьего года обучения
3 класс (34 ч)
История книги. Библиотеки (4 ч)
- Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
- Библия. Детская библия (разные издания).
- Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
- Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
- Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
- Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (4 ч)
- Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С.Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
- Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А.Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
- Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
- Книги-сборники басен И.Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
- Русские баснописцы И.Хемницер, А.Измайлов, И.Дмитриев.
- Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н.Толстого.
- Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
- Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
- Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
- Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н.Толстого для детей (3 ч)
- Книги Л.Н.Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
- Книга «Азбука Л.Н.Толстого» и сборник «Для детей».
- Составление таблицы жанров произведений Л.Н.Толстого (работа в группах).
- Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н.Толстого», «Сказки в обработке Л.Н.Толстого».
Животные - герои детской литературы (4 ч)
- Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
- Читальный зал: работа с книгой А.Куприна «Ю-ю» или Дж.Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
- Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А.Брема «Жизнь животных».
- Художники-оформители книг о животных.
- Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети - герои книг (3 ч)
- Книги о детях (Л.Пантелеев, А.Гайдар, В.Драгунский и др.).
- Книга-произведение А.Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л.Пантелеева «Честное слово».
- Литературная игра «Кто они, мои сверстники - герои книг?».
- По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
- Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
- Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2 ч)
- Книги зарубежных писателей (Ц.Топелиус, Дж.Лондон, Э.Сетон-Томпсон, Дж.Чиарди).
- Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
- Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
- Книга Л.Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
- Аннотация. Каталожная карточка.
- Работа в читальном зале. Книга В.Железникова «Девушка в военном».
- Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей (3 ч)
- Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
- История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
- Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
- Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…» (2 ч)
- Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
- Справочная литература. Энциклопедии для детей.
- Сбор информации о Л.Н.Толстом и Х.К.Андерсене. Библиографические справочники.
- Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Основные виды учебной деятельности:
- работать с книгой-сборником басен И.Крылова;
- сравнивать басни по структуре и сюжету;
- выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
- собирать информацию для библиографической справки об авторе;
- составлять таблицу жанров произведений писателя;
- выполнять поисковую работу по проекту;
- презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
- готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
- находить по каталогу нужную книгу;
- заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
- писать отзыв о книге или героях книги;
- пользоваться библиографическим справочником;
- рассматривать и читать детские газеты и журналы;
- находить нужную информацию в газетах и журналах;
- собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
- готовить материал для классной и школьной газеты;
- пользоваться электронными газетами и журналами.
Содержание программы четвёртого года обучения
4 класс (34 часа)
Страницы старины седой (4 ч)
- Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.
- Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
- Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.
- Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
- Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».
- Экскурсия в типографию или книжный магазин.
Крупицы народной мудрости (4 ч)
- Сборники произведений фольклора.
- Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».
- Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».
- Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.
- Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В.Суворове (справочники, энциклопедии).
- Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках».
- Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.
Мифы народов мира (2 ч)
- Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т.д. Выставка книг.
- Работа с системным каталогом.
- Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».
- Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Русские писатели-сказочники (4 ч)
- Библиотека сказок. Книги со сказками А.С.Пушкина, В.Жуковского, М.Лермонтова, П.Ершова, В.Гаршина. Фольклорные корни сказок.
- Час читателя. Сказка сказок П.П.Ершова «Конёк-Горбунок».
- Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
- Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).
«Книги, книги, книги…» (4 ч)
- Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.
- Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.
- Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг
- по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).
- Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники
- и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.
- Книги-сборники «Басни И.Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».
- Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами.
Книги о детях и для детей (3 ч)
- Дети - герои книг Н.Гарина-Михайловского, К.Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В.Гюго, А.Гайдара, Е.Ильиной и др. Выставка книг.
- Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.
- Читальный зал. Книги А.Рыбакова, В.Крапивина, К.Булычёва,
- А.Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».
- Аннотация к книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)
- «Хранители слов» - словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
- Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
- Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.
Родные поэты (3 ч)
- Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.
- Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С.Пушкина,
- М.Ю.Лермонтова, И.Никитина, С.Есенина, Н.Рубцова, И.Бунина.
- Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)
- Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.
- Очерки С.Михалкова «Слово о Крылове», К.Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.
- Воспоминания Л.Н.Толстого, А.Куприна «Воспоминания об А.П.Чехове».
- Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.
Мир книг (3 ч)
- Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
- Книги о животных. Э.Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В.Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».
- Час читателя: знакомство с книгой В.Бульванкера «От кота до кита».
- Литературная игра «Тайны учебной книги».
- Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
Основные виды учебной деятельности:
- составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
- различать виды и типы книг;
- писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
- знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
- писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
- пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
- составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
- задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
- выполнять роль библиотекаря - выдавать книги и заполнять формуляры;
- собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т.д.);
- работать с детскими газетами и журналами.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «В мире книг»
Формы подведения итогов реализации Программы
Педагог должен не только определить конечную цель, но и отслеживать промежуточные результаты, чтобы своевременно внести коррективы в процесс обучения. Для этого в конце в начале и конце каждого года обучения проводится тестирование, цель которого определить уровень сформированности мыслительных процессов. А в конце первого полугодия проводится литературная викторина, для проверки умения работать в группах, заниматься поисковой и исследовательской деятельностью.
Сроки
|
Вид контроля |
Задачи |
Формы |
Критерии оценивания |
Сентябрь |
Входной |
Определить уровень сформированности читательских умений и интереса к чтению книг. |
Тестирование, диагностическая работа |
|
Декабрь |
Промежуточный |
Литературная викторина |
||
Май |
Итоговый |
Тестирование, диагностическая работа |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Литература
- Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева. - М: Баллас, С-Инфо, 1996
- Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост. Е.А.Копытова. Ижевск, 1998.
- «Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. - Тула: «Родничок», 2009.
ВСЕ что есть в библиотеке по внеклассному чтению
Мультимедийное обеспечение:
- компьютер
- проектор
- множительная техника
- интернет
Наглядные пособия (таблицы).
- Жанры устного народного творчества.
- Фольклор народов России.
- Народные сказки.
- Сказки народов России.
- Литературные сказки.
- Сказки русских писателей.
- Сказки зарубежных писателей.
- По страницам любимых книг.
Литература для учителя
- Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
- Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1. - М.: Либерия, 1999.
- Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А.Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Педагогика, 1980
- Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. - М.: Педагогика, 1980
Литература для учащихся
- Азбука. / Сост. Л.Н.Власенко. - М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000.
- Азбука в загадках: книжка-раскраска - М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
- Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». - Киров. 2003.
- Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. - М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наглядные пособия, учебные пособия и др.- Портреты детских поэтов и писателей.
- Детские книги для чтения.
- Куклы для инсценировки детских произведений.