Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


В школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Одной из главных задач является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат. Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Русский язык - один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь активизировать его конкретную часть в зависимости от ситуации. Организация уроков русского языка и литературного чтения в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель подбирает и составляет упражнения, задания, в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.

2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.

3. Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Реализовать эти принципы на уроках русского языка лучше всего при изучении нового материала. Особенностью современного урока является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод.

Как сделать урок русского языка интересным, увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Для этого надо внести определенные изменения в содержание и организацию процесса обучения. В этом помогут образовательные педагогические технологии.

Технологию критического мышления чаще всего использую на уроках русского языка и литературного чтения. Считаю, что данная технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Цель данной технологии, на мой взгляд, состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшем, причём не только в учёбе, но и в повседневной жизни (умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и не существенное, анализировать различные стороны явлений).

На уроках ставлю перед собой задачи: учить ребят работать с текстом, общаться друг с другом; развивать навыки сбора информации, запоминания.

Считаю основной задачей научить ребёнка мыслить, осмысливать, передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что он открыл для себя.

Воспитываю в учениках такие качества, как настойчивость, готовность исправлять свои ошибки и поиск компромиссных решений. Технология критического мышления предназначена для подготовки детей нового поколения, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других; детей, умеющих вести дискуссию. Эффективность данной технологии создаёт условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.

Особое внимание занимают игровые технологии, технология развивающего обучения мышления через чтение и письмо, проектные и исследовательские методы в обучении.

Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого ученика, активизировать творческие и познавательные способности детей, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературному чтению на протяжении всех лет их изучения.