Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Лес – наш друг»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: лес


Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: Закрепление и систематизирование знаний детей о природе, об охране окружающей среды.

Задачи:

  • Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду.
  • Систематизировать знания детей о правилах поведения в лесу, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих.
  • Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей.
  • Формировать связную речь и умение анализировать.
  • Воспитывать ответственное, заботливое и бережное отношение к родной природе.

Материал: картина с изображением леса, экологические знаки, рюкзак (компас; мусорные пакеты; перчатки; бутылочка с водой, закрытая крышкой; игрушка машинка, игрушка утюг, любой музыкальный инструмент, веревочка, фонарик); мусор (бумажный и пластиковый); набор карточек с изображением диких животных, их жилья; набор карточек с изображением птиц; магнитофон (звуки леса (пение птиц, журчание ручья и т.д.), голоса и звуки птиц, звук пожара); декорация (деревья (на одном сломлена ветка, на другом гнездо); макет муравейника, макет огня, игрушка ёжик; муравейник; ежик.

Приветствие:

- Придумано кем-то.

- Просто и мудро при встрече здороваться! - Доброе утро!

- Ребята, я хочу, чтобы у всех было хорошее настроение, доброе утро и добрый день. Наше тепло, наше хорошие настроение, наши улыбки пошлем друг другу и нашим гостям!

- Мы очень много с вами говорили о природе.

- Сегодня давайте вспомним и поговорим с вами о лесе - нашем богатстве.

- Для чего мы с лесом дружим и зачем он людям нужен?

- Чем же является лес для человека?

- Ребята, для чего нам нужен лес?

  • «Лес - место отдыха». Почему? (Лес - это место отдыха человека. Человек приходит в лес, погулять, отдохнуть, послушать пение птиц, полюбоваться красотой природы, растениями, цветами)
  • «Лес - столовая». Чем поможет лес нам, если лес - столовая? (В лесу человек находит себе пищу (ягоды, орехи, грибы, мед)).
  • «Лес - аптека» - А почему лес - аптека? (В лесу много лекарственных растений (иван-чай, подорожник, ромашка, одуванчик, зверобой, лесной воздух тоже лечит).
  • «Лес - мастерская». Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева есть в саду и у вас дома? (Шкафы, стулья, столы, кровати)
  • «Лес - дом» - для кого лес является домом? (Для птиц, животных, насекомых; для цветов, кустов, деревьев, потому что они растут в лесу).

- Посмотрите сколько приносит лес пользы. Но, к сожалению, порой человек своей деятельностью может на нести вред природе. Сегодня давайте превратимся в помощников леса и пойдем посмотрим все ли в лесу хорошо.

- Но для начала, чтобы отправится в лес, мы соберем рюкзак, возьмем все необходимое, что может пригодиться для спасения леса и его обитателей.

Игра «Собери рюкзак»

- Итак, что же мы возьмем?

- Экологические знаки. Правильно. А для чего нужны эти знаки? (Чтобы люди знали, как правильно вести себя в лесу и не причиняли вред природе).

(Мусорные пакеты, веревочку, фонарик, компас, бутылочку с водой)

- А теперь давайте произнесем наш девиз и станем помощниками леса.

Мы призываем, берегите люди лес!
Он столько радости нам дарит и чудес.
Лесу будем помогать! Все живое сохранять!

Показ картины «Лес»

- Вот мы с вами и очутились в лесу.

- Ребята, смотрите впереди дерево. Ветка надломлена, видимо хотели сломать дерево, и не получилось. Что может случиться с деревом? (Дерево может засохнуть и погибнуть.)

- Как мы можем помочь дереву? (подвяжем дерево)

- Молодцы!

- Скажите, ребята, а деревья - живые или нет? Почему вы так считаете? (Живые, потому что оно дышит, питается, растет. Дерево дышит листьями).

- Ребята, а чем деревья отличаются от других растений (кустарников)?

(Деревья имеют один большой ствол, покрытый корой, а трава и кустарники низкорослые, не имеют ствола (несколько стеблей).

- Какие деревья вы знаете?

(Дуб, береза, осина, ива, каштан, клен, липа, рябина, тополь)

- Как вы думаете, кто сажает деревья в городе и для чего?

(Деревья сажает человек. Для очищения воздуха, для красоты парков).

- Перечислите хвойные деревья? (Сосна, ель, кедр, лиственница пихта)

- В лесу много деревьев. А кто их там сажает? (В лесу деревья сажают люди, лесники (те кто следит за порядком в лесу, работник лесной охраны). Так же семена деревьев разносит ветер и птицы).

- А знаете ли вы, как называется лес, где растут одни сосны? (Сосновый бор), Одни березы? (Березовая роща) Одни дубы? (Дубрава)

- Молодцы!

- Ребята, а теперь давайте выберем экологический знак по спасению деревьев.

- А как вы думаете, чем поможет этот знак? (Люди не будут ломать ветки деревьев и бездумно вырубать леса)

Физминутка

Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем
Крылья сложили назад.

Звуки леса и пение птиц в лесу.

Воспитатель обращает внимание на другое дерево и гнездо на нем.

- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай по звуку и голосу».

- Какая же птичка может жить в этом замечательном гнездышке?

Дети отгадывают по голосу и звуку птицу, далее воспитатель демонстрирует картинку (правильный ответ).

  • Звук - синица (показ картинки)
  • Звук - воробей (показ картинки)
  • Звук - дятел (показ картинки)
  • Звук - сорока (показ картинки)
  • Звук - глухарь (показ картинки)
  • Звук - утка (показ картинки)
  • Звук - сова (показ картинки)
  • Звук - соловей (показ картинки)
  • Звук - ворона (показ картинки)

- Ребята, а теперь давайте выберем экологический знак. Какой знак мы выберем? «Не разоряйте птичьи гнезда и не берите птенцов»

- Для чего этот знак? (Чтобы люди не разоряли птичьи гнезда)

- Какая чудесная поляна. Но что с ней не так? Как вы думаете? (Люди оставили мусор). А как мы можем помочь лесу? (Собрать его)

Игра «Собери мусор»

- Ребята, скажите собрать мусор - это важно, но важно что еще? (Отсортировать) Для быстрой переработки, вторичного использования.

(Детей поделить на две команды. Одна команда собирает пластик, другая команда собирает бумагу)

- Какой экологический знак мы выберем и почему?

Выбирают и ставят экологический знак «Нельзя мусорить в лесу»

Звуки пожара

Появляется огонь - макет

- Дети, вы чувствуете запах, что -то горит. Кто - то оставил не потушенный костер. Это безопасно? (Нет). А что может произойти? (Может случиться пожар и тогда погибнет все живое)

- Что же мы будем делать? (Потушим костер водой из бутылки)

- Молодцы мы потушили пожар и поставим здесь какой знак?

Выбирают и ставят экологический знак «Нельзя разводить костры в лесу»

- Для чего этот знак? (Чтобы люди не оставляли костры в лесу)

- Ребята, смотрите, что это? (Муравейник)

- А кто живет в нем? (Муравьи)

- А вы знаете почему муравьев называют санитарами леса? (Они приносят огромную пользу, истребляя множество вредителей, особенно гусениц. Муравьи, поселяются в старой древесине или старых пнях, они разрушают отмершую древесину, после этого она быстро разлагается. Еще муравьи рыхлят и удобряют почву.)

- Ребята, какой экологический знак мы выберем? («Не разорять и топтать муравейники»)

Дети выбирают и ставят экологический знак «Не разорять и не топтать муравейники»

- Давайте поиграем в игру «Чей домик?»

- Белка (дупло)

- Мышь, лиса (нора)

- Волк (логово)

- Бобр (хатка)

- Птица (гнездо)

- Медведь (берлога)

- Паук (паутина)

Воспитатель обращает внимание на ежика.

- Ребята, какой он хороший и милый, мы можем его взять с собой домой? (Нет)

- Правильно диких животных нельзя забирать домой и обижать их тоже нельзя.

- Какой экологический знак мы выберем и почему? Для чего этот знак? (Чтобы люди были вежливыми с обитателями леса, не разоряли их жилища, не истребляли и не забирали животных домой)

Рефлексия

- Ребята, как вы думаете, все ли мы сделали, что задумали, для спасения леса?

- А что мы сделали для спасения леса? (Подвязали дерево, собрали мусор, потушили пожар, расставили экологические знаки)

- А как вы думаете, помогут ли наши таблички лесу? (Да)

- Как помогут (Люди будут соблюдать правила поведения в лесу).

Благодаря таким помощникам, как вы, лес и его обитатели еще долго - долго будет радовать нас. Лес - наш друг. Давайте будем беречь его все вместе.

Берегите леса, берегите!
От пожаров, от злых людей!
Сохраните леса, сохраните!
Для своих любимых детей!
Сберегите леса! Очень просим!
Обращаемся к вам от детей!
Чтобы были лесные просторы: для людей, для птиц, для зверей!
Чтобы было раздолье лесное, где смогли бы мы отдыхать.
От палящего летом зноя, а зимой лыжню протоптать.
Сберегите леса для животных,
Ведь без леса им не прожить!
Окружите леса заботой,
Птицы гнезда весной будут вить!
Берегите его тем более
От обидчиков, от огня.
Лес для жизни нашей условие,
Словно воздух и земля.
Сберегите леса! Сохраните!
Не устанем мы говорить!
Сберегите леса! Сохраните!
В этом мире потомкам жить!