Приемы исследовательской работы на уроке музыки

Разделы: Музыка


Хороший учитель даст ученику готовую истину,
а отличный - поможет ему открыть ее самому.

Я.А.Коменский

Исследовательская деятельность на уроке. Когда мы говорим эту фразу, у большинства людей возникает ассоциация с предметами научно-естественного цикла. А как же обстоят дела с этим на уроках искусства? Можно ли заниматься исследованием на уроке музыки? Можно и нужно! Ведь любая исследовательская деятельность − это поиск истины, это не только интеллектуальный, но и увлекательный творческий процесс.

«В чём сущность богатырской силы?», «Зачем человеку музыка?», «Гений и злодейство − две вещи несовместные?», «Почему классика не стареет?», «Что такое красота в музыке?» − уже сами темы уроков-исследований вызывают у детей внутреннюю интригу. Опираясь на свой опыт, могу констатировать, что такие уроки стимулируют познавательную деятельность учеников, позволяют уводить от стандартов мышления и применять ранее полученные знания и личный опыт на практике в интересной для детей форме с непредсказуемым заранее финалом.

Поделюсь своими практическими находками.

Итак, урок в 6 классе «Где музыка берет начало?» Сразу предлагаю своим ученикам стать участниками творческой лаборатории исследовательского института и решить поставленную перед нами проблему. Мои ученики уже знакомы с алгоритмом исследования на уроке: выдвижение гипотез, музыкальный эксперимент или наблюдение (в данном случае подразумевается анализ музыкального содержания произведения) и вывод.

В качестве гипотез на этом уроке они называют умение и талант мастера, фантазию и чувства, природу, яркие события жизни… Очень здорово, если гипотезы учеников могу дополнить жизненными фактами и философскими размышлениями. Например, когда в качестве гипотезы «Где музыка берет начало?» дети говорят о вдохновении композитора, я вспоминаю мысль П.И. Чайковского о том, что вдохновение − редкая гостья, она посещает тех, кто много трудится.

Затем в качестве музыкального эксперимента мы слушаем и анализируем русскую народную песню «Матушка, матушка, что во поле пыльно?» в исполнении выдающейся певицы Людмилы Зыкиной.

Конечно, шестиклассники без труда определяют два контрастных музыкальных образа, а слово конкретизирует их: взволнованная дочь и матушка, которая ее успокаивает. Текст песни позволяет нам понять, что происходит: дочь выдают замуж без ее желания.

Но у нас же музыкальный эксперимент!

Мы анализируем: из чего рождается тревожная интонация дочери? Отмечаем, что ее мелодия словно мечется в быстром темпе то вверх, то вниз. В реальной жизни взволнованный человек также мечется, «места себе не находит». В музыке все как в жизни!

Далее мы анализируем: из чего рождается интонация матери? В спокойном темпе мелодия поступенно движется вниз, это напоминает мягкое поглаживание. Мать гладит дочь, успокаивая ее. В музыке все как в жизни!

События, о которых в песне поется, правдивые или выдуманные? Да, сюжет тоже взят из жизни.

Прослушав произведение еще раз, обращаем внимание, как изменяются интонации героев в последнем куплете. У дочери исчезла надежда. Ее голос − это крик души. У матери интонация стала трагической. Она не может ничем помочь дочери: положение женщины в семье было бесправным. В музыке все как в жизни!

И наш вывод по проблеме урока мы оформляем словами Б.Яворского: «Музыка - речь, которая черпает свой материал и законы из жизни, проявлением которой она является».

А затем я предлагаю сравнить картину Н.Пукирева «Неравный брак» с песней «Матушка, матушка, что во поле пыльно?» Такое задание помогает формировать целостную картину мира: в разных видах искусства общие темы, образы.

На уроке в 7 классе «Тайна очевидного» мы работаем над проблемным вопросом «Соответствует ли название «Лунная», данное поэтом Рельштабом, сонате №14 Л.Бетховена?» Свои мысли дети оформляют в виде сочинения-рассуждения. И вновь, согласно алгоритму исследования, сначала каждый выдвигает тезис-гипотезу: при слове «лунная» у меня возникает ассоциация …, я ожидаю услышать…

Возможно, кто-то представляет романтический вечер, соответственно ожидает услышать лирическую, наполненную нежностью и любовью музыку. Возможно, для кого-то это просто прекрасный пейзаж, во время которого тебя посещает абсолютный покой и гармония. Возможно, для кого-то луна будет ассоциироваться с одиночеством, и тогда ожидаемый музыкальный образ будет звучать горестно, трагически.

Таким образом, тезис-гипотеза у всех будет разной. Это важно!

Затем мы переходим к музыкальному эксперименту: слушаем и анализируем музыкальное содержание каждой части бетховенской сонаты №14. Наши общие выводы являются аргументами сочинения-рассуждения.

Так, в первой части мы определяем в музыкальной ткани три линии и наполняем их символическим смыслом: басы - бездна; триоли - «океан бытия», «мир вокруг»; скандирующая мелодия - голос человека. Следим за развитием каждого из них: басы и триоли звучат от начала до конца, а мелодия иногда теряется в этом «мире вокруг». Мелодия здесь звучит как трагические обрывки, силящиеся запеть, - что может быть страшнее? Голос скандирует один звук. А где мелодия звучит в конце? Да, она уходит к басам, падает в бездну. Последние аккорды накрывают ее, как гробовая плита. В чем смысл содержания? Речь идет не о физической смерти, а о душевной смерти человека.

Свой первый аргумент записываем в тетрадь: прослушав первую часть сонаты №14 Л.Бетховена, я могу сказать, что это исповедь страдающего человека, в музыке я слышу горе и безнадежное отчаяние.

Аналогично анализируем следующую часть и делаем вывод: музыкальное содержание второй части - это островок счастья.

А что же в финале? Да, мы слышим волны звуков, накатывающие с огромным напором. Каждая волна завершается двумя резкими ударами - бушует стихия. Стихия чувств. Порой кажется, что наступает полное изнеможение, но человек вновь поднимается, чтобы преодолеть свои страдания.

Какой перед нами человек: сильный или слабый? Да, сильный!

В тетради записываем третий аргумент: финал сонаты создает образ сильного духом человека, который пытается преодолеть свои страдания.

Последний абзац сочинения-рассуждения - это вывод. Говорю своим ученикам: «Посмотрите на ваши ассоциации к слову «лунная». Совпадают они с музыкальным содержанием, которое мы услышали? Или нет? От этого зависит ваш вывод».

Думаю, что такая исследовательская работа позволяет стать моим ученикам творческими участниками процесса познания, открытия истины, помогает развитию и «зоркости сердца», и ассоциативного мышления, и универсальных учебных действий.

Открытие истины благодаря исследовательскому подходу может готовиться несколько уроков. Например, в 7 классе, знакомясь с оперой А. П. Бородина «Князь Игорь», мы анализируем образы Игоря и Ярославны, находим общее и отличное в их характеристиках в сравнении «Со словом о полку Игореве». Приходим к выводу, что композитор создаёт идеальных героев, которые вобрали в себя лучшие черты русского народа. Князь Игорь − идеальный мужчина. Ярославна − идеальная женщина. Можно ли назвать их супружеский союз идеальным? Да, ведь их взаимоотношения строятся на уважении друг к другу, их мироощущения очень созвучны. Бородин здорово это передал единством мелодического материала. Это и два любящих сердца, и настоящие единомышленники! Кто-то из великих сказал: «Любовь - это когда смотрят не друг на друга, а в одну сторону». Не построишь крепкой счастливой семьи только на одной страсти или выгоде. Вот к какой истине бытия привела нас историческая по содержанию, патриотическая по духу русская опера.

Остановлюсь еще на одном примере исследовательской работы из своей практики. После серии уроков в шестом классе, где мы знакомились с творчеством композиторов-романтиков, у нас проводится пресс-конференция с Н.Паганини, Ф.Шопеном, Ф.Листом. Класс делится на три группы, каждая выступает от имени конкретного композитора. Для пресс-конференции я предлагаю перечень вопросов, в течение недели дети готовятся. Такая деятельность − это не только путь к поиску информации, ее обработке, но и работа в команде, настоящее творчество, ведь презентовать композитора надо в интересном формате.

На мой взгляд, есть очень интересный прием, который позволяет ученику увидеть объект исследования с разных сторон - это рассказ от имени персонажа. Например, в 5 классе мы сочиняем от имени разных предметов, изображенных художником, рассказ «Какую музыку я слышу в картине». Можно об этом поведать от лица гитары, купола храма, журчащей речки. Это увлекательно и интересно!

Мы часто на уроках сравниваем литературный и музыкальный образы. Находим созвучные музыке поэтические строки и картины художников. Переводим в другую знаковую систему проанализированный музыкальный образ. Создаем интеллект-карты. Считаю, что это тоже исследовательский подход к изучаемому материалу.

А как относятся к исследовательскому подходу на уроках сами дети? Вот как ответили мои семиклассники на этот вопрос: расширяет мой кругозор, это более комфортная и познавательная атмосфера, интересно и эффективно, лучше усваивается художественный материал, формируется мировоззрение, развивается наше мышление и речь…

Результаты ответов показали, что исследовательский подход на уроках музыки помогает эффективно развивать образованную, творческую личность, формировать целостную картину мира у ребенка.

Так можно ли заниматься исследованием на уроке музыки? Конечно, да! Это могут быть и уроки-исследования, и проблемные ситуации, и различные творческие задания. Для меня, учителя музыки, исследовательский подход на уроках - это возможность не только находиться в постоянном творческом поиске, совершенствовании своего педагогического мастерства, но и видеть в своих учениках полноправных участников творческого процесса познания.