Краткая аннотация работы
Методическая разработка урока информатики для обучающихся 7 класса по теме «Текстовые документы и технологии их создания» составлена с использованием УМК «Информатика», 5-9 классы, авторы Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Это первый урок темы «Обработка текстовой информации». Материал опирается на тему «Информационные модели» курса информатики 6 класса.
В основе занятия - технология сотрудничества с элементами креатив-технологий (метод мозгового штурма). Обучающимся предлагается с помощью диаграммы «Рыбий скелет» (fishbone) показать достоинства и недостатки «бумажной» и «компьютерной» технологий создания текстового документа.
Учитель при командной работе класса ставит целью достижение следующих образовательных результатов: развитие умения работать в группе (с распределением ролей), развитие умения анализировать и осмысливать информацию, сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов, выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах.
Используется два вида оценки образовательных результатов: командная самооценка предметных и метапредметных результатов и индивидуальная самооценка личных результатов.
Выбранные формы контроля являются развивающими (позволяют обучающимся фиксировать, что улучшить и как улучшить в своих результатах) и эффективными (доступными в оценке достижения планируемых образовательных результатов и выполнимыми по времени).
На этапе рефлексии применяется авторский прием «Fish-ка урока».
Примечание.
- Для облегчения представления информации рекомендуется внести изменения в классическую причинно-следственную диаграмму «Рыбий скелет»: оставить глубину дерева в один уровень (основные факторы), уйти от детализирующих факторов и конкретизации взаимного расположения (с наклоном влево или вправо) усугубляющих факторов и нейтрализующих основную проблему факторов.
- Для каждой из технологий создания текстовых документов рекомендуется создавать отдельную диаграмму с указанием положительных и отрицательных характеристик одного уровня, которые не ранжируются.
- Рекомендуемая форма проведения урока - урок-соревнование.
Ключевые понятия, используемые на уроке: текстовый документ, структурные компоненты текстового документа (раздел, подраздел, абзац, строка, слово, символ), «бумажная» и «компьютерная» технологии создания текстового документа, оцифровка текстового бумажного документа, диаграмма «Рыбий скелет».
Цель урока: сравнение «бумажной» и «компьютерной» технологий создания текстового документа.
Тип урока: урок-соревнование/
Используемая технология: технология сотрудничества/
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- систематизированные представления о технологиях подготовки текстовых документов;
- знание структурных компонентов текстовых документов;
- формирование информационной культуры.
Метапредметные:
регулятивные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнёра;
коммуникативные:
- развитие умения работать в группе (с распределением ролей);
- развитие умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
познавательные:
- развитие умения анализировать и осмысливать информацию;
- развитие умения сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
- развитие умения визуализировать информацию с помощью схем;
- формирование умения реализовать автоматический ввод (оцифровку) текстового бумажного документа;
- презентация подготовленной информации в наглядном и вербальном виде.
Личностные:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе познавательной деятельности;
- развитие логического мышления, культуры речи;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- положительное отношение к процессу познания.
Решаемые учебные задачи:
- ввести понятие текстового документа, дать представление о его структурных компонентах;
- систематизировать представления обучающихся о «бумажной» и «компьютерной» технологиях создания текстового документа;
- визуализировать информацию с помощью схем и реализовать автоматический ввод (оцифровку) текстового бумажного документа с помощью документ-камеры или сканера;
- презентовать подготовленную информацию.
Оборудование и материалы: проектор, экран, компьютер, документ-камера или сканер, магнитная доска, магниты, листы формата А4, фломастеры, бумажные текстовые документы (страницы рукописи, дневника, ученической тетради).
Электронное приложение
презентации:
- «7-4-1 Текстовые документы и технологии их создания» (из электронного приложения к учебнику «Информатика» для 7 класса);
- «Компьютерные текстовые документы»;
- «Итоги»;
- «Рефлексия».
Описание урока
План урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Учебно-познавательная деятельность.
2.1. Знакомство с понятием текстового документа, его структурными компонентами.
2.2. Организация сотрудничества в процессе познавательной деятельности
2.3. Работа в группах (командах).
2.4. Презентация диаграмм «Рыбий скелет».
3. Подведение итогов.
4. Рефлексия.
5. Домашнее задание.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель обращает внимание обучающихся на прикрепленные к доске различные бумажные текстовые документы (страницы ученической тетради (Рисунки 1, 2), дневника (Рисунок 3), страницы рукописей А.С.Пушкина (Рисунки 4, 7), Л.Н.Толстого (Рисунок 5), Л.Кэррола (Рисунок 6), Н.В.Гоголя (Рисунок 8) и прокручивающиеся в автоматическом режиме на экране компьютерные текстовые документы с меняющимися элементами форматирования (размер шрифта, цвет, выравнивание, начертание, структура текста, вставка изображения: презентация «Компьютерные текстовые документы» Приложение 1).
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Учитель предлагает найти общее в этих объектах, задает вопрос о теме урока и подводит их к идее сравнения «бумажной» и «компьютерной» технологий создания текстового документа. Обучающиеся обращают внимание на доску и экран, отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения относительно темы урока.
2. Учебно-познавательная деятельность
2.1. Знакомство с понятием текстового документа, его структурными компонентами
Учитель показывает слайды 1-4 презентации «7-4-1 Текстовые документы и технологии их создания» (электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»). Вводит понятие текстового документа, дает представление о его структурных компонентах (разделах, подразделах, абзацах, строках, словах, символах).
2.2. Организация сотрудничества в процессе познавательной деятельности
Класс разбивается на 2 команды по 5-6 человек. Учитель объясняет технологию работы группы по созданию диаграммы «Рыбий скелет» для визуализации информации по сравнению «бумажной» и «компьютерной» технологий создания текстового документа. Команды выбирают капитана.
2.3. Работа в группах (командах)
Учитель организует работу команд без вмешательства в их работу: организует мозговой штурм; оказывает помощь в коммуникации между членами команды; координирует работу команд: дотягивает участников до реализации цели, задач урока, получения планируемых результатов; строит траекторию получения обучающимися нового знания.
Капитан распределяет роли членов команды (оформитель диаграммы, генераторы идей, обработчики идей, фиксатор идей), координирует их действия и способы взаимодействия.
Во время мозгового штурма обучающиеся анализируют и осмысливают информацию о «бумажной» и «компьютерной» технологиях создания текстового документа, сопоставляют характеристики изучаемых объектов по одному (нескольким) признакам, выявляют сходство и различия объектов, выделяют общее и частное, целое и часть, общее и различное.
Команды визуализируют результат работы в виде диаграммы «Рыбий скелет» на листах бумаги.
Презентация диаграмм «Рыбий скелет»
Учитель организует работу команд по автоматическому вводу (оцифровке) текстового бумажного документа с помощью документ-камеры или сканера и организует выступление команд.
С помощью оцифрованного документа и мультимедийного проектора команды презентуют подготовленную информацию в наглядном (Рисунки 9-13) и вербальном виде, а также взаимно оппонируют при защите своей работы. Вначале одна из команд представляет достоинства и недостатки одной технологии, вторая команда дополняет, задает вопросы. Далее команды меняются ролями и представляют другую технологию.
3. Подведение итогов
Проводится командная самооценка результата по следующим критериям (на экран выводится презентация «Итоги», Приложение 2):
- полнота представления информации о достоинствах и недостатках технологий создания текстового документа;
- качество описания (понятность, однозначность формулировок, структурная упорядоченность, стиль изложения, грамотность);
- самостоятельность применения технологии оцифровки документа;
- наглядность (авторский стиль и (или) оригинальность, гармония цвета);
- качество защиты (владение материалом, взаимодействие с членами команды, оппонирование).
Максимальная оценка по каждому критерию не превышает 2 балла. Соответствие полученных баллов оценке:
- «3» - 5-6 баллов;
- «4» - 7-8 баллов;
- «5» - 9-10 баллов.
4. Рефлексия
На этапе рефлексии продолжается «рыбная» тема и проводится индивидуальная самооценка личных результатов на основе презентации «Рефлексия» с использованием авторского приема «Fish-ка урока», основанного на выборе 2-3 крылатых фраз и выражений о рыбаках и рыбке из облака «тегов», характеризующих ощущения и работу на уроке каждого обучающегося (Приложение 3):
- Как рыба в воде.
- Взять за жабры.
- Биться как рыба об лед.
- На всю катушку.
- Поймать за хвост.
- Попасть в переплет.
- Сматывать удочки.
- Поймать золотую рыбку.
- Выпить море с рыбой.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Кавардак в голове.
5. Домашнее задание
Домашнее задание носит вариативный характер.
§ 4.1, РТ № 174, 175, 176.
Творческое домашнее задание по выбору: составить обзор существующих текстовых редакторов в виде компьютерного текстового документа.
Рисунок 9. Диаграмма «Рыбий скелет». Сравнение «бумажной» и «компьютерной» технологий создания текстового документа
Рисунок 10. Диаграмма «Рыбий скелет». Сравнение «бумажной» и «компьютерной» технологий создания текстового документа.
Рисунок 11. Диаграмма «Рыбий скелет». Сравнение «бумажной» и «компьютерной» технологий создания текстового документа.
Рисунок 12. Диаграмма «Рыбий скелет». Сравнение «бумажной» и «компьютерной» технологий создания текстового документа.
Рисунок 13. Диаграмма «Рыбий скелет». Сравнение «бумажной» и «компьютерной» технологий создания текстового документа.