Программа курса «Практическая химия» с использованием оборудования «Точка роста»

Разделы: Химия, Внеклассная работа


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами являются:

  • в ценностно-ориентационной сфере: чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
  • в трудовой сфере: готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности.

Предметными результатами освоения программы являются:

  • в познавательной сфере:
  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты; классифицировать изученные объекты и явления;
  • давать определения изученных понятий;
  • описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений; безопасно обращаться веществами.
  • в трудовой сфере:
  • планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и освоению теоретической части,
  • планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами.
  • в ценностно-ориентационной сфере:
  • Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека.
  • в сфере безопасности жизнедеятельности:
  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Метапредметными результатами являются:

  • умение определять средства, генерировать идеи, необходимые для их реализации;
  • владение универсальными естественнонаучными способами деятельности: измерение, наблюдение, эксперимент, учебное исследование;
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  • использовать различные источники для получения химической информации.

Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит получить следующие результаты:

В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках:

Когнитивного компонента будут сформированы:

  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Деятельностного компонента будут сформированы:

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
  • готовность выбора профильного образования.

Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована:

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. Обучающийся получит возможность для формирования:
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся

Научится:

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • планировать пути достижения целей.

Получить возможность научиться:

  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся

Научится:

  • проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета.

Получит возможность научиться:

  • самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
  • организовать исследование с целью проверки гипотезы;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;
  • делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся

Научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • строить монологическое контекстное высказывание;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Получить возможность научиться:

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Вещества (11ч)

Немного из истории химии. Химия вчера, сегодня, завтра. Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.

  • Практическая работа №1 «Чистые вещества и смеси»
  • Практическая работа №2 «Очистка воды от растворимых примесей»

Химические реакции (16ч)

Признаки химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители.

  • Практическая работа № 3 «Электролитическая диссоциация»
  • Практическая работа № 4 «Сильные и слабые электролиты»
  • Практическая работа №5 «Влияние температуры на диссоциацию»
  • Практическая работа №6 «Влияние концентрации раствора на диссоциацию»
  • Практическая работа №7 «Влияние растворителя на диссоциацию»

Металлы (24 ч)

Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений.

Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов. Характерные химические свойства простых веществ и соединений металлов - щелочных, щелочноземельных. Характеристика переходных элементов - меди, железа, алюминия по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Металлы в природе: руды чёрных, цветных, драгоценных металлов. Характерные металлические, физические и химические свойства, внутреннее строение металлов. Понятие активных и пассивных металлов. Польза и вред металлов для человека.

Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов. Механизм коррозии металлов. Классификация коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Антикоррозийные покрытия. Сплавы. Реакции ОВР с участием металлов и их соединений.

  • Практическая работа №8 «Изучение физических свойств металлов»
  • Практическая работа №9 «Изучение физических свойств металлов»
  • Практическая работа №10 «Экзотермические реакции»
  • Практическая работа № 11 «Эндотермические реакции»
  • Практическая работа № 12 «Качественные реакции на ионы металлов»

Неметаллы (32ч)

Неметаллы в природе. Использование природных ресурсов.

Строение атомов неметаллов. Строения молекул неметаллов. Физические свойства неметаллов. Состав и свойства простых веществ - неметаллов.

Ряд электроотрицательности неметаллов. Химические свойства неметаллов.

Практическая шкала электроотрицательности атомов. Неметаллы - окислители и восстановители. Взаимодействие с простыми и сложными веществам. Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характерные химические свойства простых веществ и соединений неметаллов - галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

Решение заданий на составление уравнений химических реакций.

  • Практическая работа №13 «Плавление и кристаллизация серы»
  • Практическая работа №14 «Дегидратация солей»
  • Практическая работа № 15 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»

Химия и здоровье (9 ч)

Состав и средства современных и старинных средств гигиены, роль химических знаний в грамотном выборе этих средств; полезные советы по уходу за полостью рта. Основные составляющие здорового образа жизни. Правила поддержания здорового образа жизни. Роль химических знаний при анализе взаимодействия организма с внешней средой.

Химия и экология (10 ч)

Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Вода. Вода в масштабах планеты. Очистка питьевой воды. Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Защита атмосферы от загрязнения.

Нефть и нефтепродукты. Нефть как топливо. Загрязнения мировых водоемов. Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду.

  • Практическая работа № 16 «Определение pH растворов»
  • Практическая работа №17 «Пересыщенные растворы»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Раздел, тема

Количество часов

1

Вещества

11

2

Химические реакции

16

3

Металлы

24

4

Неметаллы

32

5

Химия и здоровье

9

8

Химия и экология

10

ИТОГО

102

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (70 часов)