Цель: Сформировать у детей знания о значении и необходимости бумаги в нашей жизни.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и уточнить знания детей о значении бумаги в нашей жизни;
- Уметь подразделять предметы, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т.п.).
Развивающие:
- Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой;
- Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику.
- Уметь работать в коллективе.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал:
- иллюстрации о производстве бумаги;
- лэпбук «Виды бумаг»;
- образцы разных видов бумаг по количеству детей;
- емкости с водой;
- ножницы;
- предметы из бумаги разного качества;
- картинки-схемы, халат для каждого ребенка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня наше занятие посвящено бумаге. Как вы уже заметили наша экспериментальная лаборатория превратилась в бумажный музей. Все предметы здесь разные, но скажите, что их все объединяет? Что у них общее?
Дети: Да, эти предметы сделаны из бумаги. Но почему среди бумажных предметов находится деревянный кубик.
Дети отвечают (потому что бумага сделана из дерева).
Воспитатель: Ранее мы с вами узнали процесс производства бумаги, поняли, что без бумаги очень трудно обходиться человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выкидывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага после переработки приобретет вторую жизнь.
А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Для этого пройдем в лабораторию.
Экспериментальная часть
Изучение свойств бумаги.
Возьмите в руки бумагу, которая лежит на столах, потрогайте ее. Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети берут листок бумаги и пробуют ее на ощупь, и описывают (гладкая, шершавая, скользкая, тонкая, плотная).
- А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов:
Опыт 1. Сложить бумагу в несколько раз и вернуть в исходное положение.
Вывод: бумагу можно сложить, на месте сгиба остается след.
Опыт 2. Предложить детям разрезать бумагу по месту сгиба.
Вывод: бумагу можно разрезать.
Опыт 3. Предложить детям одну половину разрезанного листа разорвать.
Вывод: бумага рвется, это значит, что она непрочная.
Опыт 4. Предложить детям приклеить оторванную часть.
Вывод: бумагу можно склеить.
Опыт 5. Кусочки бумаги опускаем в мисочку с водой. Вывод: бумага впитывает воду и намокая, тонет.
Опыт 6. Посмотрите, ребята, теперь я подожгу бумагу. Что с ней произошло?
Вывод: бумага горит.
Опыт 7. Давайте опустим кусочек бумаги в окрашенную воду и посмотрим, что произойдет.
Вывод: бумага окрасилась, значит бумагу можно красить.
Ребята, а если все эти опыты провести с картоном, как вы думаете - это будет также.
Дети: чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Мяч лови, предметы из бумаги назови»
- Я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т.д.).
- А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т.д.).
Выводы исследований.
- Бумага бывает по своему строению какая? Тонкая и толстая.
- Бумага бывает какой? Прочной и не прочной.
- Бумага боится воды? Да - в воде бумага тонет.
- Какие действия можно сделать с бумагой? Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.
- «Бумага горит»? Да.
- Бумага может окрашиваться в любой цвет? Да - бумагу можно красить.
- Молодцы! Ну, что ж, пора возвращаться в группу, всем спасибо за работу.