Конспект занятия ООД по экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Бумажный мир»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: экспериментальная деятельность, старшая группа, бумага


Цель: Сформировать у детей знания о значении и необходимости бумаги в нашей жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить и уточнить знания детей о значении бумаги в нашей жизни;
  • Уметь подразделять предметы, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т.п.).

Развивающие:

  • Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой;
  • Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику.
  • Уметь работать в коллективе.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал:

  • иллюстрации о производстве бумаги;
  • лэпбук «Виды бумаг»;
  • образцы разных видов бумаг по количеству детей;
  • емкости с водой;
  • ножницы;
  • предметы из бумаги разного качества;
  • картинки-схемы, халат для каждого ребенка.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня наше занятие посвящено бумаге. Как вы уже заметили наша экспериментальная лаборатория превратилась в бумажный музей. Все предметы здесь разные, но скажите, что их все объединяет? Что у них общее?

Дети: Да, эти предметы сделаны из бумаги. Но почему среди бумажных предметов находится деревянный кубик.

Дети отвечают (потому что бумага сделана из дерева).

Воспитатель: Ранее мы с вами узнали процесс производства бумаги, поняли, что без бумаги очень трудно обходиться человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выкидывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага после переработки приобретет вторую жизнь.

А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Для этого пройдем в лабораторию.

Экспериментальная часть

Изучение свойств бумаги.

Возьмите в руки бумагу, которая лежит на столах, потрогайте ее. Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети берут листок бумаги и пробуют ее на ощупь, и описывают (гладкая, шершавая, скользкая, тонкая, плотная).

- А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов:

Опыт 1. Сложить бумагу в несколько раз и вернуть в исходное положение.

Вывод: бумагу можно сложить, на месте сгиба остается след.

Опыт 2. Предложить детям разрезать бумагу по месту сгиба.

Вывод: бумагу можно разрезать.

Опыт 3. Предложить детям одну половину разрезанного листа разорвать.

Вывод: бумага рвется, это значит, что она непрочная.

Опыт 4. Предложить детям приклеить оторванную часть.

Вывод: бумагу можно склеить.

Опыт 5. Кусочки бумаги опускаем в мисочку с водой. Вывод: бумага впитывает воду и намокая, тонет.

Опыт 6. Посмотрите, ребята, теперь я подожгу бумагу. Что с ней произошло?

Вывод: бумага горит.

Опыт 7. Давайте опустим кусочек бумаги в окрашенную воду и посмотрим, что произойдет.

Вывод: бумага окрасилась, значит бумагу можно красить.

Ребята, а если все эти опыты провести с картоном, как вы думаете - это будет также.

Дети: чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Мяч лови, предметы из бумаги назови»

- Я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т.д.).

- А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т.д.).

Выводы исследований.

  • Бумага бывает по своему строению какая? Тонкая и толстая.
  • Бумага бывает какой? Прочной и не прочной.
  • Бумага боится воды? Да - в воде бумага тонет.
  • Какие действия можно сделать с бумагой? Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.
  • «Бумага горит»? Да.
  • Бумага может окрашиваться в любой цвет? Да - бумагу можно красить.

- Молодцы! Ну, что ж, пора возвращаться в группу, всем спасибо за работу.