Интегрированный урок по химии, алгебре «Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8

Ключевые слова: химия


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Слайд 1, 2

Цель учителя: Обобщить и систематизировать сведения о вычислении по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции, составит алгоритм решения расчетных задач, довести умения учащихся решать задачи по уравнениям реакций до оптимального уровня усвоения, применять знания по алгебре в процессе решения задач, осуществлять индуктивное и дедуктивное обобщения в процессе решения задач, довести эти умения до оптимального уровня.

Цель учащихся: Обобщить и систематизировать сведения о вычислении по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции, составит алгоритм решения расчетных задач, довести умения решать задачи по уравнениям реакций до оптимального уровня усвоения, научиться использовать знания по алгебре при решении задач, осуществлять индуктивное и дедуктивное обобщения в процессе решения задач, довести эти умения до оптимального уровня.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • применение знаний, умений и навыков в новых условиях - создание проблемной ситуации;
  • контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью проверочного теста;
  • уметь устанавливать существенные признаки, являющиеся основой различных классификаций;
  • уметь составлять химических формулы веществ различных классов
  • уметь применять химические формулы во время вычисления по химическим уравнениям

Развивающие задачи:

  • развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;
  • развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.

Воспитательные задачи:

  • формирование у учащихся познавательного интереса к химии, алгебре;
  • воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;
  • воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.

Элементы содержания: Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции, количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем.

Оборудование: презентация, цифровые образовательные ресурсы: интерактив «Анализ уравнений химических реакций», интерактив «Расчеты по химическим уравнениям: расчет количества вещества», оксиды кальция, цинка, гидроксид натрия, цинка, серная, соляная кислоты.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Слайд 3

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Промежуточный контроль знаний.
  3. Систематизация и обобщение знаний
  4. Закрепление.
  5. Домашнее задание.
  6. Рефлексия

I. Организационный момент

Цель: подготовиться к проведению урока, к наиболее эффективной работе на уроке. Постановка цели урока, актуализация знаний, проверка усвоения пройденного материала.

Проверяется готовность к уроку, раздаются план урока (Приложение 1), инструкции для выполнения лабораторной работы, лист наблюдений (Приложение 2), объявляются этапы урока.

Организовывается работа учащихся на начальном этапе урока, класс слабый, дети с повышенной моторной активностью, поэтому вспоминаются советы учителя о том, как лучше организовать работу на уроке, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье своих одноклассников.

1. Как удобней и полезней для здоровья сидеть на уроке?

2. Почему на уроке учитель просит тишины

Вступительное слово учителя. Постановка цели с опорой на знания учащихся. Мы с вами в течение учебного года узнали, что такое химические реакции, что такое количество вещества, научились выполнять вычисления по уравнениям химических реакций.

И прежде чем перейти к самому уроку. Давайте вместе подумаем, что мы будем сегодня делать на уроке.

Как вы думаете, какова цель нашего урока?

(Цель урока - обобщить и систематизировать сведения о том, как можно вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции)

Для этого нам нужно вспомнить материал, который мы уже прошли в темах «Химические уравнения», «Количество вещества». Сейчас мы выполним тест по этим темам.

II. Промежуточный контроль знаний по темам «Химические уравнения», «Количество вещества» по технологии «Взаимопередачи заданий»

Цель: проверить умения классифицировать неорганические вещества, продолжить формировать эти умения в случае недостаточной сформированности.

Учащиеся выполняют тест, в группах по 2 или 4 человека - 5 минут (Приложение 2). После того, как учащиеся выполнят тест, необходимо поставить оценку себе и проверить работу соседа и поставить оценку соседу по парте. Учитель просит класс поднять руки, кто написал тест на 5 или 4 балла. На закрытой доске или на экране медиапроектора открывают заранее подготовленные ответы теста для самопроверки.

Для медиапроектора, правильные варианты.

Слайд 4

Тест «Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции»

Время выполнения - 5 минут.

I вариант

Расставьте коэффициенты в схемах реакций, напишите формулы.

1 часть карточки

1. CuO + 2 HCL= CuCl2 + H2

2. Zn(OH)2 + 2 HCL = ZnCl2 + 2 H2O

2 часть карточки

3. n = m/M

II вариант

Расставьте коэффициенты в схемах реакций, напишите формулы

1 часть карточки

1. Ca + 2 HCL = CaCl2 + H2

2. 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2 H2O

2 часть карточки

3. n = V/ Vm

III. Изучение нового учебного материала

Учебная цель: закрепить знания, умения, навыки по решению задач на определение массы, объема или количества вещества, умение преобразовывать формулы в зависимости от поставленной задачи.

Вывод цели данного этапа урока с помощью учеников.

Учитель: В ходе урока мы должны обобщить, систематизировать, закрепить умения и навыки по решению задач.

Моя цель на уроке помочь вам в этом, помочь вам совершенствовать применение формул количества вещества.

Сегодня эти части урока будут проходить в форме игры. Один из вас будет учителем. Он вам еще раз объяснит решение задачи. Он имеет право вас спрашивать, а вы, если вам непонятно, задавать ему вопросы. После объяснения вашего нового учителя, мы проверим, как вы усвоили объяснение, выясним, кто самый «продвинутый» химик, и поставим оценку учителю.

Основные положения учебного материала, который вы сегодня должны вспомнить и обобщить.

1. Решение задачи. Объяснение материала заранее подготовленным учеником.

Актуализация знаний: Фронтальный опрос.

Как можно рассчитать количество вещества, если известна масса вещества? (n=m/M)

Если есть уравнение реакции и известно количество вещества одного из участников процесса, можем ли мы определить количество вещества остальных веществ и как именно это можно сделать?

Слайд 5

Объясняется с использованием ЦОР.

Интерактив. Анализ уравнений химических реакций

Задача. Рассчитайте массу водорода, который образуется при взаимодействии 130г цинка с соляной кислотой.

Записать дано

Решение

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

n(Zn) = m/M = 130г/ 65г = 2 моль

n(Zn) = n (H2) = 2 моль

m(H2) = n*M(H2) = 4г

Ответ: m(H2) = 4г

Закрепление (фронтальный опрос класса):

  1. Объясните, как мы определили количество вещества водорода? (Использовали уравнение реакции и рассчитанное значение количества вещества хлорида цинка.
  2. На какие элементы уравнения реакции нужно обращать внимание? (Коэффициенты хлорида цинка и водорода)

2. Составление алгоритма решения задач.

Слайд 6

Алгоритм составляется с опорой на знания учеников

Актуализация знаний: Фронтальный опрос. Что такое алгоритм?

1. Записываем в «Дано» условие задачи

2. Составляем уравнение химической реакции по тексту задачи

3. Определите количество вещества, того реагента масса или объем, которого записаны в Дано

4. По уравнению реакции определяем количество искомого вещества, используя значение коэффициентов соответствующих веществ

5. Вычисляем величину искомого вещества по преобразованной формуле n = m/M или n = V/ Vm

6. Записываем ответ

Слайд

Закрепление:

По какой формуле можно вычислить количество вещества?

3. Блиц-турнир «Кто быстрее?»

Класс делится на малые группы по 4 человека, например, по скорости работы или по желанию учащихся.

Во всех группах учащимся раздаются задания (Приложение 3)

Команда 1

  • Задача № 1. Рассчитайте массу водорода, который образуется при взаимодействии 72г магния с соляной кислотой.
  • Задача № 2. Рассчитайте массу и количество вещества ________________, которое образуется при взаимодействии ___г _______ с ________ кислотой.

Команда 2

  • Задача № 1. Рассчитайте массу водорода, который образуется при взаимодействии 39г калия с азотной кислотой.
  • Задача № 2. Рассчитайте массу и количество вещества ________________, которое образуется при взаимодействии ___г _______ с ________ кислотой.

Команда 3

  • Задача № 1. Рассчитайте массу водорода, который образуется при взаимодействии 30г калия с соляной кислотой.
  • Задача № 2. Рассчитайте массу и количество вещества ________________, которое образуется при взаимодействии ___г _______ с ________ кислотой.

Команда 4

  • Задача № 1. Рассчитайте массу водорода, который образуется при взаимодействии 120г кальция с азотной кислотой.
  • Задача № 2. Рассчитайте массу и количество вещества ________________, которое образуется при взаимодействии ___г _______ с ________ кислотой.

Команда 4

  • Задача № 1. Рассчитайте массу водорода, который образуется при взаимодействии 274 г бария с соляной кислотой.
  • Задача № 2. Рассчитайте массу и количество вещества ________________, которое образуется при взаимодействии ___г _______ с ________ кислотой.

4. Закрепление учебного материала

Учебная цель: Отработать новые понятия и учебные навыки.

Выполнение Лабораторной работы «Расчеты по химическим уравнениям» (Приложение 2), работа в группах.

Организация работы класса.

Класс делится на малые группы по 4 человека, например, по скорости работы или по желанию учащихся.

Во всех группах учащимся раздаются инструкции лабораторной работы.

Команды сообщают учителю-ученику ответы задачи 1, и показывают решение экспериментальной задачи

Фронтальный опрос:

  • Что показывают коэффициенты в уравнениях реакций?
  • Связаны ли коэффициенты уравнений между собой?
  • Как можно использовать коэффициенты уравнений при решении задач?

Использование ЦОР - Интерактив. Расчеты по химическим уравнениям: расчет количества вещества

Слайд 9

Проводится в форме индивидуального опроса по желанию.

Определение и поздравление самого «продвинутого» химика, и оценка работы учителя-ученика с помощью фронтального опроса класса.

IV. Подведение итогов урока учителем

1. «Кого вы считаете самым продвинутым химиком?

2. Как вы оцениваете урок, проведенный сегодня вашим одноклассником?»

Критерием, позволяющим определить степень усвоения учащимися нового учебного материала - является число учащихся, выполнивших блиц-турнир.

Если учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал, значит, отработка навыков решения задач будет продолжена на следующих уроках

Задание на дом

Представлено в Плане урока (Приложение 1)

Цель: закрепить навыки классификации веществ до оптимального уровня, уметь применять полученные знания в новой ситуации( проблемный вопрос).

Формулируется проблемный вопрос, для домашнего задания, выставляются оценки за урок.

Домашнее задание.

Проблемный вопрос. Что общего и чем различаются формулы определения количества вещества через массу и объем вещества?

П. 28, упр.1, 2, 3 *4, 5, Составить свою задачу на вычисление объема вещества.

Вы можете также сделать свое домашнее задание, по выбору. Придумать свои упражнения или взять их из других источников.

V. Рефлексия

Слайд 10

Фронтальное обсуждение результатов урока с классом.

Понравился ли вам урок? Оцените, как изменились за урок ваши знания.

Свои впечатления выразить рисунком.

  • Веселая рожица - понравился урок, знаний прибавилось.
  • Серьезная рожица - трудно сказать, но что-то новое узнал и запомнил.
  • Недовольная рожица - не понравился урок, ничего не узнал.

Литература

  1. «Химия», 8 класс, Габриелян О.С.Оглавление учебника "Химия", 8 класс, Габриелян О.С., издательство "Дрофа", 2005 год. Оглавление составлено в соответствии с содержанием учебников, входящих в состав учебно-методического комплекта, к которым разрабатывался набор цифровых образовательных ресурсов. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  2. О.С.Габриелян: учебник «Химия 8 класс», М.: Дрофа, 2014.