Цель:
- познакомить с понятием четырехугольники учить измерять длину предмета с помощью условной мерки;
- учить видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек; упражнять в счете в пределах семи;
- воспитывать интерес к математике;
- воспитание доброты, отзывчивости и заботы.
Предварительная работа: Занятия по математике, индивидуальная работа, дидактические игры, игры со счетными палочками, знакомство с цифрами в игровой форме.
Демонстрационный материал: игрушка Лунтик, лента (60 см.) мерка - полоска (20 см.) такой же ширины, как и лента; два набора цифр от 1 до 7: один набор - красные цифры, другой - черные.
Раздаточный материал: Полоска (30 см.), условная мерка (10 см.), по три квадрата на каждого ребенка, коробка со счетными палочками.
Словарь: условная мерка, ромб, трапеция.
Ход занятия
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!
Давайте все вместе поздороваемся и скажем: "Здравствуй".
Пальчиковая игра "Здравствуй"
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький!
Здравствуй, птичка в вышине!
Здравствуй, рыбка в глубине!
Здравствуй, ласковый зверёк!
И тебе привет Дружок!
Воспитатель: - Однажды на луне родился необычный малыш. И случилось так, что он попал на землю, где нашел много новых друзей.
- Как его зовут?
Дети: - «Лунтик»
Лунтик: - Привет! - (появляется «Лунтик».)
Воспитатель: - Здравствуй «Лунтик».
Лунтик: - А куда это я попал?
Воспитатель: - «Лунтик, ты попал в детский сад.
Лунтик: - А сегодня ведь выходной день.
Воспитатель:- Ребята, давайте расскажем «Лунтику» о днях недели.
- Ребята, сколько дней в неделе?
Дети: - Семь дней в неделю.
Воспитатель: - Назовите по порядку дни недели. (дети называют)
- Ребята, какой сегодня день недели?
Дети: - Вторник.
Воспитатель: - Какой день по счету?
Дети: Второй.
Воспитатель: - Вот «Лунтик» сегодня вторник. А по вторникам у нас занятие - математика.
Лунтик: - Вот здорово! Ребята, посмотрите, что я нашел.
- Это лента. - А, что с ней можно делать?
Воспитатель:- Ребята, скажите «Лунтику», что можно делать с лентой.
Дети: - Заплетать в косу, завязывать кукле бантики, измерить.
Воспитатель: - Да ребята, ленту еще можно измерить.
- А сегодня на занятии по математике мы будем измерять длину предмета.
- «Лунтик», а можно мы измерим твою ленту?
Лунтик: - Да, конечно. Как хорошо, ведь моим друзьям - Кузе, Миле и Пчеленку, тоже хочется иметь такие ленты.
Воспитатель: - Как вы думаете, чем можно измерить ленту?
- Из нее можно сделать ленты вот такой длины. (показать условную мерку.)
- Интересно, сколько лент получится? Как можно узнать?
- Что мы будем измерять?
- Чем мы будем измерять ленту?
Сейчас я объясню правила измерения:
- Начинаю измерять от самого края ленты слева направо;
- Отметить конец мерки, после того как мерка уложится, положить квадрат (отметить мелом);
- Перенести мерку и продолжить измерение.
- Сколько я раз отложила мерку? (ответ детей)
- Как узнать, сколько лент получилось?
Дети: - Посчитать.
Воспитатель: - Сколько друзей у «Лунтика»?
- «Лунтик» теперь ты можешь подарить каждому по одной ленте.
(Лунтик благодарит за помощь).
А теперь с помощью условной мерки будете измерять полоску, и делить на три части.
- На сколько частей будете делить полоску?
- Почему будем делить полоску на три части?
Игра «Какая команда быстрее соберется?» (физминутка)
Дети делятся на две команды. На столе лежат перевернутые цифры от 1 до 7.
Один набор - красные цифры, другой набор - черные. Дети бегают под звуки бубна, как только удары перестают звучать, дети берут по одной цифре и выстраиваются по порядку в две колонны. Одна команда дает задание другой команде.
Дети садятся за столы. Перед ними коробка со счетными палочками.
Воспитатель: - Сейчас мы будем продолжать учиться выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек и изменять фигуру путем добавления счетных палочек.
- Отсчитайте три палочки и сделайте треугольник. (Дети делают)
- Отсчитайте еще две палочки и сделайте еще один треугольник. (Дети делают).
Вопросы:
- Сколько треугольников?
- Сколько четырехугольников?
- Как называется четырехугольник? (Ромб)
- Отчитайте еще две палочки и сделайте еще один треугольник.
- Сколько треугольников?
- Сколько ромбов?
- Сколько трапеций?
- Сколько четырехугольников?
- Сколько использовали палочек?
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.
«Лунтик», вот и закончилось наше занятие.
- А ты научился чему-нибудь?
Лунтик: - Конечно. Как хорошо, когда друзья могут помочь и научить чему-то новому и интересному.
Воспитатель: - Ребята, чему вы научились и научили «Лунтика» на занятии.
(Ответы детей).
Рефлексия
Воспитатель: - Ребята, что мы сегодня делали? Кого мы там встретили? Что вам больше всего понравилось?
Какие, ребята, вы были сегодня внимательные, заботливые, добрые, умные.
Занятие окончено.