Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Измерение длины предмета»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники, Длина и её измерение


Цель:

  • познакомить с понятием четырехугольники учить измерять длину предмета с помощью условной мерки;
  • учить видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек; упражнять в счете в пределах семи;
  • воспитывать интерес к математике;
  • воспитание доброты, отзывчивости и заботы.

Предварительная работа: Занятия по математике, индивидуальная работа, дидактические игры, игры со счетными палочками, знакомство с цифрами в игровой форме.

Демонстрационный материал: игрушка Лунтик, лента (60 см.) мерка - полоска (20 см.) такой же ширины, как и лента; два набора цифр от 1 до 7: один набор - красные цифры, другой - черные.

Раздаточный материал: Полоска (30 см.), условная мерка (10 см.), по три квадрата на каждого ребенка, коробка со счетными палочками.

Словарь: условная мерка, ромб, трапеция.

Ход занятия

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Давайте все вместе поздороваемся и скажем: "Здравствуй".

Пальчиковая игра "Здравствуй"

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький!
Здравствуй, птичка в вышине!
Здравствуй, рыбка в глубине!
Здравствуй, ласковый зверёк!
И тебе привет Дружок!

Воспитатель: - Однажды на луне родился необычный малыш. И случилось так, что он попал на землю, где нашел много новых друзей.

- Как его зовут?

Дети: - «Лунтик»

Лунтик: - Привет! - (появляется «Лунтик».)

Воспитатель: - Здравствуй «Лунтик».

Лунтик: - А куда это я попал?

Воспитатель: - «Лунтик, ты попал в детский сад.

Лунтик: - А сегодня ведь выходной день.

Воспитатель:- Ребята, давайте расскажем «Лунтику» о днях недели.

- Ребята, сколько дней в неделе?

Дети: - Семь дней в неделю.

Воспитатель: - Назовите по порядку дни недели. (дети называют)

- Ребята, какой сегодня день недели?

Дети: - Вторник.

Воспитатель: - Какой день по счету?

Дети: Второй.

Воспитатель: - Вот «Лунтик» сегодня вторник. А по вторникам у нас занятие - математика.

Лунтик: - Вот здорово! Ребята, посмотрите, что я нашел.

- Это лента. - А, что с ней можно делать?

Воспитатель:- Ребята, скажите «Лунтику», что можно делать с лентой.

Дети: - Заплетать в косу, завязывать кукле бантики, измерить.

Воспитатель: - Да ребята, ленту еще можно измерить.

- А сегодня на занятии по математике мы будем измерять длину предмета.

- «Лунтик», а можно мы измерим твою ленту?

Лунтик: - Да, конечно. Как хорошо, ведь моим друзьям - Кузе, Миле и Пчеленку, тоже хочется иметь такие ленты.

Воспитатель: - Как вы думаете, чем можно измерить ленту?

- Из нее можно сделать ленты вот такой длины. (показать условную мерку.)

- Интересно, сколько лент получится? Как можно узнать?

- Что мы будем измерять?

- Чем мы будем измерять ленту?

Сейчас я объясню правила измерения:

  1. Начинаю измерять от самого края ленты слева направо;
  2. Отметить конец мерки, после того как мерка уложится, положить квадрат (отметить мелом);
  3. Перенести мерку и продолжить измерение.

- Сколько я раз отложила мерку? (ответ детей)

- Как узнать, сколько лент получилось?

Дети: - Посчитать.

Воспитатель: - Сколько друзей у «Лунтика»?

- «Лунтик» теперь ты можешь подарить каждому по одной ленте.

(Лунтик благодарит за помощь).

А теперь с помощью условной мерки будете измерять полоску, и делить на три части.

- На сколько частей будете делить полоску?

- Почему будем делить полоску на три части?

Игра «Какая команда быстрее соберется?» (физминутка)

Дети делятся на две команды. На столе лежат перевернутые цифры от 1 до 7.

Один набор - красные цифры, другой набор - черные. Дети бегают под звуки бубна, как только удары перестают звучать, дети берут по одной цифре и выстраиваются по порядку в две колонны. Одна команда дает задание другой команде.

Дети садятся за столы. Перед ними коробка со счетными палочками.

Воспитатель: - Сейчас мы будем продолжать учиться выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек и изменять фигуру путем добавления счетных палочек.

- Отсчитайте три палочки и сделайте треугольник. (Дети делают)

- Отсчитайте еще две палочки и сделайте еще один треугольник. (Дети делают).

Вопросы:

  1. Сколько треугольников?
  2. Сколько четырехугольников?
  3. Как называется четырехугольник? (Ромб)
  4. Отчитайте еще две палочки и сделайте еще один треугольник.
  5. Сколько треугольников?
  6. Сколько ромбов?
  7. Сколько трапеций?
  8. Сколько четырехугольников?
  9. Сколько использовали палочек?

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

«Лунтик», вот и закончилось наше занятие.

- А ты научился чему-нибудь?

Лунтик: - Конечно. Как хорошо, когда друзья могут помочь и научить чему-то новому и интересному.

Воспитатель: - Ребята, чему вы научились и научили «Лунтика» на занятии.

(Ответы детей).

Рефлексия

Воспитатель: - Ребята, что мы сегодня делали? Кого мы там встретили? Что вам больше всего понравилось?

Какие, ребята, вы были сегодня внимательные, заботливые, добрые, умные.

Занятие окончено.