Конспект занятий по театрализованной деятельности в старшей группе

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа, театрализованная деятельность


Игры - превращения

Цель: Развивать творческие способности в театрально-игровой деятельности. Развивать музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкально-ритмические чувства. Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки. Обучать детей в создании художественного образа с помощью музыки, тестов, движений, выразительного пения, игровых, танцевальных импровизаций. Обогащать словарь детей, закреплять правильное произношение звуков. Отрабатывать четкую дикцию в песнях. Познакомить со сказкой - оперой. Формировать выразительность, пластику движений.

Предварительная работа. Разучивание песен и восприятие их на музыкальных занятиях. Этюды и упражнения исполняются как на музыкальных занятиях, так и в группе с воспитателем. Знакомила детей с инструментами, с приёмами звукоизвлечения, здесь же инсценировались песенки для младших дошкольников.

Содержание занятия

Ребята, я приглашаю вас на лесную лужайку поиграть. Сегодня ваши ручки и тело будут подвластны музыке. Они будут двигаться вместе с музыкой, потому, что она волшебная, чарующая и будет превращать нас с вами в любого героя сказки и не только в героя. Наши ручки могут быть ленточками, морскими волнами, ветром, веточками. Звучит плавная музыка. Вы слышите, какая красивая музыка звучит. Подул ветерок на нашей лужайке. Дети поднимают руки вверх, выполняют плавные движения руками. Воспитатель следит за исполнением. В работе участвуют плечо, предплечье, кисть. Под дуновением ветерка, затрепетали ленточки на берёзке, которую украсили звери. Упражнение «Ленточка» - попеременные пластичные движения правой и левой руками вверх - вниз перед грудью. Травка под ногами заходила как «волна» - упражнение - плавное движение вверх и вниз одной рукой. Она может быть отведена в сторону или вытянута вперед. «Волна» образуется за счёт пластичного движения плеча, предплечья, кисти. «Волна» может перетекать из одной руки в другую. Вдруг на лужайку выбежали зайки. И стали слушать песенку. Песенка «Веселый музыкант», муз. Филиппенко.

Я на скрипочке играю - резкими движениями рук имитируют

Ти-ли-ли! Ти-ли-ли! игру на скрипке.
Пляшут зайки на лужайке
Ти-ли-ли! Да ти-ли-ли!

Заиграл на балалайке - Дети имитируют игру
Тренди-брень! Тренди-брень! на балалайке.
Пляшут зайки на лужайке
Тренди-брень! Да тренди-брень!

А теперь на барабане - Дети имитируют игру
Бум-бум-бум! Трам-там-там! на барабане.
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам.

Кого же испугались зайки? Наигрываю мелодию песни «Уж как шла лиса» р. н. п. Дети узнают её. Предлагаю исполнить её чётко пропевая все слова. Какие повадки у лисы, как она ступает, как двигается? Какой у неё голосок? Давайте споём песенку ласковым, мягким голосом.

Сейчас мы подвигаемся.

Сколько лисичек на нашей лужайке и все такие разные! Все дети изображают лисичку.

Выбирается лучшая и инсценирует песенку-потешку «Уж как шла лиса», все дети поют.

Вокруг на лужайке, ребята, столько цветов! Все они тянутся к солнышку. Все дети исполняют упражнение «Цветочек». Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус (цветочек встречает солнышко). Затем последовательно уронить кисти рук (спряталось солнышко, головка цветочка поникла). Повторить движение 2-3 раза. Вдруг начался дождик. Ладошки превращаются в «Дождик» и одновременно хлопают тихо два раза в ладоши. Дождик становится всё сильней. Голоса детей становятся всё громче и слова «кап-кап» произносятся всё чаще. Учащается работа ладошек. Затем дождик заканчивается, и ладошки и голоса становятся всё тише и медленнее ударять друг о друга, «дождик» заканчивается. Дождь разбудил медведя. Дети ложатся на коврик в полусогнутом положении. Начинают изображать просыпающегося мишку: поднимаются с коврика, медленно, неуклюже, при этом мягко рычат. Затем начинают ходить, переваливаясь с боку на бок, руки внизу опущены полукругом.

Звучит муз. Шаинского «Песенка про кузнечика».

Слышите музыку, кого вы сейчас встретили на лужайке? Дети изображают движения кузнечика и лягушки, инсценирование песенки «Кузнечик» - двигаются подскоками, руки в свободном движении, «лягушка» прыгает на двух ногах, руки вверху широко расставлены, поглаживает животик, облизывается. Предлагаю сольное исполнение. Другие дети сидят на коврике - зрители. Поощряю стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа. Дети оценивают исполнение «артистов». Вдруг на лужок вышел пастушок и заиграл на дудочке:

На зелёном лугу их, вох
Раз нашёл я дуду их, вох
То не дудка была их, вох
Веселуха была их, вох

Стал я в дудку играть их, вох
Стали все подпевать их, вох
Стали все подпевать их, вох
Да под дудку плясать их, вох.

Давайте, дети, споём песенку «Дудка». Поют песенку, чётко пропевая слова и выполняя хлопки «их»-вверху, «вох»-внизу, показывая высокие и низкие звуки. Творческая пляска. А теперь покажем какой весёлый пастушок и как он здорово играет на дудочке. Звучит музыка рожка, дети имитируют движения игры пастушка на дудочке. Держат воображаемую дудочку в руках у рта, играют пальчиками, перебирая их. Поворачиваются то вправо, то влево, выставляя ногу на пятку, то наклоняясь чуть-чуть вперёд, то откидываясь назад. Исполняется соло. Дети аплодируют. Услыхав игру дудочки, на лужайку выбежали звери. Дети надевают маски и поют песенку «Тень-тень» Калинникова. Дети изображают зверей своим голосом, движениями, жестами, садятся.

Муз. руководитель: Сегодня, ребята, мы познакомимся с вами со сказкой. Вы сейчас будете слушателями, зрителями. Как ведут себя зрители в театре на спектакле?

Дети: Ответ.

Восприятие музыкальной сказки-оперы «Репка» муз. Голещанова. Воспитатель читает текст, музыкальный руководитель исполняет музыку и поёт партии каждого персонажа сказки.

Муз. руководитель: Понравилась ли вам сказка? Каких новых персонажей вы встретили в ней?

Дети: Ответы.

Муз. руководитель: Вы заметили, что у каждого персонажа есть своя песенка? Музыка характеризует каждого героя сказки по-разному. А вы знаете, что есть такие спектакли, где вместо обычной разговорной речи звучит песня? Называются такие спектакли - опера. В городе Москва - столице нашей Родины, есть Большой оперный театр, где на сцене его ставят оперные спектакли. Опера - это такой спектакль, где люди не только говорят, танцуют и двигаются, но и поют, а певцам помогает симфонический оркестр. А теперь задание на внимание. Угадайте песенку какого героя я пою?

Дети: Узнают фрагменты песен персонажей сказки.

Занятие наше заканчивается. Вы сегодня побывали в ролях различных персонажей. Узнали много нового.

Оборудование: шапочки и маски для песни «Тень-тень» муз. Калинникова. Медведя, лисы, зайцев, ежей, козы.

Литература

  1. «Фольклор, музыка, театр» под редакцией С.И.Мерзляковой.
  2. «Поём, играем, танцуем дома и в саду» М.А.Михайлова, Е.В.Горбина.