Воспитание - это процесс развития личности, в котором большую роль играет взаимодействие родителей и образовательного учреждения.
Одним из важных направлений социально-педагогической деятельности коллектива ДТДиМ им. О.П.Табакова (г.Саратов) является взаимодействие с семьями учащихся. Формы взаимодействия - очень разнообразны, одни уже работают давно (родительские собрания, конференции, клубы выходного дня и другие досуговые мероприятия), а некоторые являются новыми, инновационными с учётом современных требований и подходов к воспитанию (участие в соуправлении учреждением, открытый доступ к дополнительным общеразвивающим программам педагогов, посещение и непосредственное участие в открытых занятиях, в том числе и он-лайн, дистанционное консультирование, совместные социально-значимые проекты, акции и др.).
Выделяя социальные и воспитательные аспекты в содержании деятельности учреждений дополнительного образования, следует остановиться на процессе детско-взрослого взаимодействия в объединении французского языка «Радуга», в котором участвуют разновозрастные социальные группы.
В основу педагогического взаимодействия с родителями учащихся объединения положены такие воспитательные методы как:
- вовлечение в деятельность
- сотрудничество
- доверие
- личный пример.
Как известно наилучший результат получается тогда, когда решение задачи осуществляется с максимальной степенью участия представителей разновозрастных групп.
Так, например, при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Французский язык «Радуга» родители включены непосредственно в образовательную деятельность:
- участвуют в учебном процессе в период адаптации дошкольников и младших школьников;
- принимают участие в тематических интерактивных занятиях и мероприятиях, в том числе и дистанционных на платформе Skype;
- посещают открытые учебные занятия и отчётные мероприятия в качестве экспертов.
В результате заинтересованного взаимодействия родители становятся активными участниками процесса образования своих детей, благодаря чему, эффективность образовательной среды повышается.
Так, например, в рамках регионального семинара работников сферы дополнительного образования детей «Дополнительное образование детей: воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования» в феврале 2022 года прошло интерактивное занятие «Город, в котором я живу» - "La ville оù j`habite" с участием учащихся и родителей объединения «Радуга».
Межрегиональный состав участников занятия объединила платформа Skype. Учащиеся с опорой на авторские презентации, рисунки и фотографии рассказали о Саратове, Керчи и Москве, а родители поделились своим мнением о «плюсах» дистанционных занятий в период пандемии и в условиях переезда из Саратова в другой регион. Прошедшее занятие полностью оправдало ожидания учащихся, взрослых, педагога и способствовало взаимному доверию во взаимоотношениях. В данном контексте показательными являются такие фразы родителей, как: «Я спокойна за своего ребёнка», «Вижу, что прогресс в учёбе и результаты есть», «Качество дистанционных занятий не отличается от очных» и другие.
Организация сотрудничества с родителями позволяет приблизить дополнительное образование к современным требованиям, укреплять «ресурс семьи» и способствует личностному росту учащихся.
Обобщая опыт работы с родителями объединения «Радуга» за последние годы, можно выделить главную новую тенденцию - становление педагогического и социального партнёрства с родителями.
В нашем случае речь идёт о судействе Фестиваля видеотворчества "Ma France", который ежегодно проводится на базе ДТДиМ согласно плану реализации дополнительной общеразвивающей программы по французскому языку. В состав жюри приглашаются административный состав ДТДиМ и социальные партнёры, среди которых - родители объединения: учителя французского языка, методисты, музыкальные работники, деятели науки и культуры.
Эффективная совместная работа строится на принципах доверия и сотрудничества, координации действий, непрерывного контактирования с целью создания возможностей самореализоваться каждому ребёнку, каждому участнику Фестиваля.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что работа с родителями учащихся объединения «Радуга» строится не просто на взаимном уважении, но и на признании их ключевой роли в той работе, которая осуществляется, будь то: члены жюри, эксперты открытого занятия, ассистенты в исследованиях и т.д.
Реализуемые совместно коллективные творческие дела находят отклик, как в сердцах детей, так и взрослых, что имеет большое воспитательное значение и является гарантом эффективности образовательного процесса, в целом.