Информационная карта проекта
Кадры: воспитатель группы, дети и родители.
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, технический, творческий.
Сроки проведения: 1 месяц.
Количество участников проекта: 2 человека.
Возраст детей: 6-7 года.
Форма проведения: подгрупповая.
Идея: Сделать макет наноробостройки.
Проект направлен на получение детьми технических знаний, развитие у детей творчества, любознательности, инициативы, желания познавать, открывать для себя новое, исследовать мир - самостоятельно.
История изучаемого вопроса:
Артемий К. и Алина Ц. обменивались со сверстниками в группе информацией о том, где работают их родители. Воспитанники были заинтересованы рассказом о профессии «Строитель». Но каково же было их удивление и восторг, когда они поняли, что тяжёлую работу могут выполнять роботы, главное их запрограммировать!
- Здорово, а вот бы поставить эксперимент: создать такую стройку, где строить и управлять будет робот, чтобы освободить от тяжёлой работы родителей, сказала Алина Ц.
- А я бы тебе помог собрать специальную и необходимую для строительства, технику.
- А давай попробуем сконструировать целую наноробостройку сами.
Цель: Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество, через реализацию проекта «Макет наноробостройки».
Задачи:
- Создать условия для развития конструктивных творческих способностей и овладения ребенком моделирующими видами деятельности через конструирование различных объектов для обеспечения работы механизмов, продолжать освоение усовершенствованного конструктора WeDo 2.0, расширять представления детей о труде людей различных профессий, обеспечивающих работу по строительству зданий. Знакомство со строением специальной техники;
- Развивать конструкторское мышление, внимание, память, пространственные представления. Развивать творческий потенциал старших дошкольников посредством конструирования специальной строительной техники, способствовать обогащению и активизации конструктивного опыта детей;
- Поощрять самостоятельность, инициативность, упорство при достижении цели, организованность, умение работать в коллективе, в паре.
- Воспитывать уважение к труду взрослых и результатам их деятельности.
Актуальность: Ребенок - прирожденный изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
1. Описание процесса подготовки проекта
- Беседы о работе на стройке: работа системы подготовки места под строительство зданий, профессии людей, работающих на стройке.
- Просмотр фильмов и презентаций о строительстве зданий, наблюдение за принципом работы спец. машин.
- Знакомство с правилами техники безопасности во время работы на стройке.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Чья команда быстрее», «Разложи детали по местам», «Логическая цепочка», знакомство с профессиями: "Профессии", «Чей инструмент».
Описание структуры, состава, назначения каждого модуля проекта
Макет наноробостройки включает в себя:
Подъёмный кран. Состоит из двух пластин, 6 длинных планок с круглыми отверстиями, 4 малые планки с тремя отверстиями, 4 больших зелёных шкивов и 7 малых шкивов, малого ремня, 1 длинного вала и коротких, 5 жёлтых кубов, 4 уголков с круглыми отверстиями, двух планок с зубчатыми сторонами, крюка и нити. Для крепления деталей использовали оборотные штифты.
Назначение: осуществляет подъём объёмных больших строительных материалов на этажи строения.
Бульдозер. Состоит из двух пластин, 6 кубов, 2 уголков с круглыми отверстиями, 2 прямых углов, 2 планок с тремя круглыми отверстиями, 1 Т-образной планки, 1 прямоугольной рамки. 4 больших колеса, соединённых длинными валами, обеспечивают передвижение транспорта. Подвижность передней детали бульдозера обеспечивается при помощи червячной передачи, малого и большого зубчатых колёс, 2 валов.
Назначение: бульдозер выравнивает поверхность, выталкивая излишки глины, песка, чернозёма, тем самым улучшает качество и устойчивость постройки.
Погрузчик. Состоит из 2 пластин, 4 прямых углов, 4 кубов, 2 валов, соединяющих 4 колеса.
Назначение: обеспечивает подвоз тяжёлого строительного материала к подъёмному крану.
Робот-Бетономешалка. Для сборки этой модели использовали конструктор Lego WeDo 2.0. За основу взяли проект Робот-Шпион и преобразовали его в Робота-бетономешалку. Для тела взяли многоугольную пластину и две средние балки с выступами, для опоры прикрепили два скошенных кирпичика и установили СмартХаб (микрокомпьютер). Голову робота с датчиком движения на подвижном шарнире, соединили с микрокомпьютером. Принцип сборки бетономешалки заключается в установке на средний мотор балки с зубчатыми шестернями, на которые прикрепили двумя штифтами 2 изогнутые балки и соединили их длинной осью с зубчатым колесом (бетономешалка). Использовали планшеты для программирования робота с помощью специальной программы, которая соединяется с ним через Bluetooth.
2. Технологическая часть проекта
2.1. Описание конструкций
1. Подъёмный кран
Для построения использовался пластмассовый конструктор «Техник». Состоит из двух пластин, длинных и малых планок, больших и малых шкивов, малого ремня, 1 длинного вала и нескольких коротких, жёлтых кубов, уголков, двух планок с зубчатыми сторонами, крюка и нити. Для крепления деталей использовали оборотные штифты. Подъём груза лебёдкой происходит автоматически, при помощи блока с батарейками. (демонстрация работы подъёмного крана).
Подъёмный кран поднимает объёмные большие строительные материалы на этажи строения.
Технологическая карта «Подъёмный кран»
2. Погрузчик
Погрузчик. Состоит из 2 пластин, 4 прямых углов, уголков, 4 кубов, длинных планок, 2 валов, соединяющих 4 колеса. Блок питания с батарейками и рычагом управления.
Технологическая карта «Погрузчик»
3. «Робот - бетономешалка»
Для построения робота мы использовали конструктор "Lego WeDo 2.0", построили робота, установили датчик движения в области лба, к мотору прикрепили планки (руки), поместили их на шестерни. Установив программу вращения рук, робот начинает замешивать в ёмкости раствор. Управление регулируем на планшете.
Список литературы
- Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. - М.: Изд. - полиграф. Центр «Маска», 20013.