Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе "В гостях у Лесовичка"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа


Программное содержание

Цель: формировать элементарные математические представления.

Задачи:

Обучающие:

  • Закреплять навыки порядкового и обратного счета в пределах 5.
  • Закреплять умение различать количественный и порядковый счет,
  • правильно отвечать на вопрос «сколько?».
  • Закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой.
  • Закреплять временные представления, умение различать части суток: утро, день, вечер, ночь.
  • Закрепить навыки ориентировки в пространстве (слева, справа).
  • Упражнять в различении геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник).
  • Упражнять в умении конструировать предметы из геометрических фигур.

Развивающие:

  • Развивать любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность.
  • Развивать основные психические процессы: устойчивое внимание, цветовое восприятие, образное мышление.
  • Развивать логическое мышление, внимание, умение устанавливать логические связи между предметами.
  • Формировать умение понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

Воспитательные:

  • Формировать нравственную позицию детей по отношению к окружающему миру: доброту, взаимопомощь, отзывчивость, уважение и честность.
  • Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца, активность, самостоятельность.

Интеграция образовательных областей:

  • Речевое развитие: стимулировать развитие инициативности детей в речевом общении с воспитателем; развивать связную монологическую речь; вводить в активный словарь детей математическую терминологию (круг, цифра и т.д.)
  • Художественно-эстетическое развитие: развивать у детей конструктивные способности; поощрять желание детей воплощать собственные впечатления; поддерживать творческое начало.
  • Физическое развитие: формировать потребность в двигательной активности, умение ориентироваться в пространстве.

Материалы и оборудование

  • карточки с цифрами от 1 до 5.
  • изображение птиц на деревьях (от 1 до 5).
  • изображение ветки и маленькая птица (на каждого ребенка).
  • геометрические фигуры.
  • 3 обруча.
  • «кочки» с цифрами от 1 до 5.
  • слайды для игры «Четвертый лишний».

Ход непосредственной образовательной деятельности

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте скажем им доброе утро и помашем ладошками.

Дети: Доброе утро (машут ладошками)

Воспитатель: Сегодня по дороге в детский сад, я встретила Лесовичка. Он был в гостях у своего друга, домовенка Кузи, а теперь возвращается в лес. Хотите вместе с Лесовичком пойти погулять в лес?

Ответы детей.

Воспитатель задает вопросы детям:

- Какое сейчас время года?

- Какой месяц?

- Какой день недели?

- Какая сейчас часть суток?

- Загадки о частях суток:

Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток? (Утро)

- А что утром делаете вы (умываемся, чистим зубы, идем в детский сад, делаем зарядку, завтракаем)

Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (День)

- А что днем делаете вы? (в детском саду играем, рисуем, читаем, гуляем, обедаем, спим)

День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи -
Наступает темный ….(Вечер)

- А что вечером делаете вы? (ужинаем, смотрим передачу «Спокойной ночи, малыши», мама читает сказку, чистим зубы, ложимся спать)

Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется….(Ночь)

- А что ночью делаете вы? (спим)

Стук в дверь. Входит Лесовичок. Здоровается с детьми. Спрашивает, готовы ли они пойти с ним в лес.

2. Основная часть

Воспитатель: Чтобы попасть в лес нам надо пройти по волшебной тропинке (круги с цифрами от 1 до 5). Идти надо, называя, цифры по порядку от 1 до 5. Если ошибетесь, попадете в сугроб.

Дети выполняют задание.

Молодцы, ребята, теперь мы в лесу. Посмотрите как красиво вокруг (слайд №1)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько птиц сидит на деревьях. Лесовичок, а ты знаешь, сколько у тебя птиц в лесу?

Лесовичок: Нет. У меня в корзинке лежат цифры, но я не умею считать.

Воспитатель: Давайте поможем Лесовичку, возьмите у него из корзинки по одной цифре и найдите такое же количество птиц на дереве.

Дети выполняют задание.

Воспитатель контролирует выполнение задания, задавая вопросы детям.

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

Лесовичок: Домовенок Кузя подарил мне свои рисунки, но мне кажется, что он ошибся.

Воспитатель: Давайте поможем Лесовичку разобраться, располагайтесь поудобнее на полянке перед экраном. Игра «Четвертый лишний» (слайды 2,3,4,5).

Дети находят ошибки.

Лесовичок: Спасибо, ребятки, теперь я разобрался. За то, что вы такие внимательные, я хочу подарить вам «разноцветные льдинки» (геометрические фигуры).

Лесовичок отдает воспитателю геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, они называют. Игра «Найди свой домик». В обручах лежат геометрические фигуры, у детей в руках геометрические фигуры. Под музыку дети двигаются вокруг обручей, когда музыка останавливается, дети находят свое место.

Лесовичок: Молодцы, ребята.

Воспитатель: Лесовичок, а что у тебя в мешочке?

Лесовичок: Это корм для птиц, только кормушек у меня в лесу мало.

Воспитатель: Давайте, ребята, поможем Лесовичку - сделаем для птиц кормушки. Подойдите к столам и сделайте кормушку из геометрических фигур для своей птички (у каждого ребенка лежит лист с нарисованной веточкой, плоскостное изображение птицы, геометрические фигуры)

Дети выполняют задание. Воспитатель и Лесовичок задают детям вопросы, по ходу выполнения задания.

Лесовичок благодарит и хвалит детей.

3. Заключительная часть. Рефлексия

Воспитатель:

- Ребята, вам понравилась наша прогулка?

- Какое задание Лесовичка вам особенно понравилось?

- Что запомнилось больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка, пора возвращаться в детский сад.

Лесовичок благодарит и прощается с детьми.

Возвращаются по тропинке, считая от 5 до 1.

Ребята, давайте скажем гостям «До свидания».

А теперь пойдем играть с «Разноцветными льдинками», которые нам подарил Лесовичок.