Программное содержание
Цель: формировать элементарные математические представления.
Задачи:
Обучающие:
- Закреплять навыки порядкового и обратного счета в пределах 5.
- Закреплять умение различать количественный и порядковый счет,
- правильно отвечать на вопрос «сколько?».
- Закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой.
- Закреплять временные представления, умение различать части суток: утро, день, вечер, ночь.
- Закрепить навыки ориентировки в пространстве (слева, справа).
- Упражнять в различении геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник).
- Упражнять в умении конструировать предметы из геометрических фигур.
Развивающие:
- Развивать любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность.
- Развивать основные психические процессы: устойчивое внимание, цветовое восприятие, образное мышление.
- Развивать логическое мышление, внимание, умение устанавливать логические связи между предметами.
- Формировать умение понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
Воспитательные:
- Формировать нравственную позицию детей по отношению к окружающему миру: доброту, взаимопомощь, отзывчивость, уважение и честность.
- Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца, активность, самостоятельность.
Интеграция образовательных областей:
- Речевое развитие: стимулировать развитие инициативности детей в речевом общении с воспитателем; развивать связную монологическую речь; вводить в активный словарь детей математическую терминологию (круг, цифра и т.д.)
- Художественно-эстетическое развитие: развивать у детей конструктивные способности; поощрять желание детей воплощать собственные впечатления; поддерживать творческое начало.
- Физическое развитие: формировать потребность в двигательной активности, умение ориентироваться в пространстве.
Материалы и оборудование
- карточки с цифрами от 1 до 5.
- изображение птиц на деревьях (от 1 до 5).
- изображение ветки и маленькая птица (на каждого ребенка).
- геометрические фигуры.
- 3 обруча.
- «кочки» с цифрами от 1 до 5.
- слайды для игры «Четвертый лишний».
Ход непосредственной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте скажем им доброе утро и помашем ладошками.
Дети: Доброе утро (машут ладошками)
Воспитатель: Сегодня по дороге в детский сад, я встретила Лесовичка. Он был в гостях у своего друга, домовенка Кузи, а теперь возвращается в лес. Хотите вместе с Лесовичком пойти погулять в лес?
Ответы детей.
Воспитатель задает вопросы детям:
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Какой день недели?
- Какая сейчас часть суток?
- Загадки о частях суток:
Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток? (Утро)
- А что утром делаете вы (умываемся, чистим зубы, идем в детский сад, делаем зарядку, завтракаем)
Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (День)
- А что днем делаете вы? (в детском саду играем, рисуем, читаем, гуляем, обедаем, спим)
День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи -
Наступает темный ….(Вечер)
- А что вечером делаете вы? (ужинаем, смотрим передачу «Спокойной ночи, малыши», мама читает сказку, чистим зубы, ложимся спать)
Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется….(Ночь)
- А что ночью делаете вы? (спим)
Стук в дверь. Входит Лесовичок. Здоровается с детьми. Спрашивает, готовы ли они пойти с ним в лес.
2. Основная часть
Воспитатель: Чтобы попасть в лес нам надо пройти по волшебной тропинке (круги с цифрами от 1 до 5). Идти надо, называя, цифры по порядку от 1 до 5. Если ошибетесь, попадете в сугроб.
Дети выполняют задание.
Молодцы, ребята, теперь мы в лесу. Посмотрите как красиво вокруг (слайд №1)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько птиц сидит на деревьях. Лесовичок, а ты знаешь, сколько у тебя птиц в лесу?
Лесовичок: Нет. У меня в корзинке лежат цифры, но я не умею считать.
Воспитатель: Давайте поможем Лесовичку, возьмите у него из корзинки по одной цифре и найдите такое же количество птиц на дереве.
Дети выполняют задание.
Воспитатель контролирует выполнение задания, задавая вопросы детям.
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
Лесовичок: Домовенок Кузя подарил мне свои рисунки, но мне кажется, что он ошибся.
Воспитатель: Давайте поможем Лесовичку разобраться, располагайтесь поудобнее на полянке перед экраном. Игра «Четвертый лишний» (слайды 2,3,4,5).
Дети находят ошибки.
Лесовичок: Спасибо, ребятки, теперь я разобрался. За то, что вы такие внимательные, я хочу подарить вам «разноцветные льдинки» (геометрические фигуры).
Лесовичок отдает воспитателю геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, они называют. Игра «Найди свой домик». В обручах лежат геометрические фигуры, у детей в руках геометрические фигуры. Под музыку дети двигаются вокруг обручей, когда музыка останавливается, дети находят свое место.
Лесовичок: Молодцы, ребята.
Воспитатель: Лесовичок, а что у тебя в мешочке?
Лесовичок: Это корм для птиц, только кормушек у меня в лесу мало.
Воспитатель: Давайте, ребята, поможем Лесовичку - сделаем для птиц кормушки. Подойдите к столам и сделайте кормушку из геометрических фигур для своей птички (у каждого ребенка лежит лист с нарисованной веточкой, плоскостное изображение птицы, геометрические фигуры)
Дети выполняют задание. Воспитатель и Лесовичок задают детям вопросы, по ходу выполнения задания.
Лесовичок благодарит и хвалит детей.
3. Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилась наша прогулка?
- Какое задание Лесовичка вам особенно понравилось?
- Что запомнилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка, пора возвращаться в детский сад.
Лесовичок благодарит и прощается с детьми.
Возвращаются по тропинке, считая от 5 до 1.
Ребята, давайте скажем гостям «До свидания».
А теперь пойдем играть с «Разноцветными льдинками», которые нам подарил Лесовичок.