Занятие по математике «Цифры» для подготовительной группы с элементами эвристической технологии А.В.Хуторского

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


С применением интерактивной доски.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить знания по темам «цифра и число»;
  • Закреплять навыки счета и решение примеров в пределах 10 со знаком - (минус); со знаком + (плюс), с двумя и тремя слагаемыми;
  • Закреплять умение называть предыдущее и последующее число, определять четное и нечетное число;
  • Закреплять название числительных в пределах первого десятка в прямом и обратном счете;
  • Закреплять знания о календарной дате (число и месяц);
  • Закреплять умение ориентироваться на тетрадном листе в клеточку;
  • Учить читать графическую информацию, обозначающую направление;
  • Продолжать формировать умение пользоваться математическими знаками больше, меньше или равно для сравнения чисел.

Развивающие:

  • Развивать память, логику, внимание;
  • Развивать графомоторные навыки и пространственное восприятие.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к математическим занятиям;
  • Воспитывать личностные качества детей: сосредоточенность, любознательность, целеустремленность.

Речевые:

  • Закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом;
  • Обогащение словарного запаса наречиями: вправо, влево, вниз, наверх, назад, вперед.

Ход занятия

Воспитатель и дети заходят в группу и становятся в круг.

Дети:

Вот собрался наш утренний круг.
Руку дал другу друг.
«Доброе утро» - скажем все вместе.
На соседа посмотрим, все ли на месте?
«Доброе утро» - скажем гостям.
Рады мы, что вы пришли к нам!

Садятся на ковер. (Волшебный мешочек)

Воспитатель - Отгадайте загадку:

Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
10 их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры)

В. - Сколько всего цифр? (10)

- А сколько чисел? (Бесконечность)

- Цифры - это знаки, которыми можно записать любое число.

- Ребят, а что было бы, если б цифр не было? (ответы детей)

- Если цифры такие важные и нужные, хотите в них превратиться?

Из волшебного мешочка ребенок достает браслет с цифрой от 1 до 9. Другим не показывает, объясняет, какая цифра ему досталась по аналогии:

- Я могу быть числом 1-го десятка

- Четным/нечетным

- Мой младший/старший сосед…

Остальные дети угадывают.

Воспитатель забирает себе 0 - Я могу быть числом 1-го десятка, если меня добавить к другой цифре, я сделаю число четным, младшего соседа у меня нет. (Дети отгадывают.)

В. - Ну-ка, цифры, постройтесь за мною по порядку в ряд. По порядку рассчитайсь: нулевой, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый.

- А теперь в обратную сторону: девятый, восьмой, седьмой, шестой, пятый, четвертый, третий, второй, первый, нулевой.

- Сейчас я вам хочу предложить одно из ваших любимых занятий - написание графического диктанта. Каждая цифра должна найти за столом свое место. (На спинке стульев написаны примеры: 5-4, 4-2, 2+1 и т.д.) Все нашли свои места?

На столе тетради в клеточку, простые карандаши, ластики, перевернутые карточки.

- Графический диктант сегодня будет не обычным, я его вам диктовать не буду. Вы сами справитесь! Но сначала мы вспомним как нужно вести себя на занятии за столом.

Дети:

Я тетрадочку открою,
И как надо положу.
Я, друзья от вас не скрою,
Карандаш вот так держу. (Дети показывают)
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
За столом сижу достойно,
И веду себя спокойно.
Стол - это не кровать,
И на нем нельзя лежать.

В. - Я на правах цифры 0, дам точку отсчета для графического диктанта. Отсчитайте 4 клеточки вправо, и 6 клеточек в низ. Поставьте точку. Это и будет начальная точка нашего графического диктанта.

- А теперь, цифра 1 (ребенок), переверни карточку, что лежит около тебя. Что в ней написано? (2→)

  • Цифра 2 (2↑)
  • Цифра 3 (1→)
  • Цифра 4 (1↑)
  • Цифра 5 (1→)
  • Цифра 6 (1↑)
  • Цифра 7 (1→)
  • Цифра 8 (4↓)
  • Цифра 9 (8→)

- Странно, ведь это не весь диктант. Где же остальное?

Раздается звук ошибки Windows и картинка компьютерного вируса на экране.

Комп.вир. - Хочу представиться, я - компьютерно - математический вирус. Это я не дал принтеру распечатать часть вашего графического диктанта. (На экране появляется «Введите пароль» ) А еще запаролил ваш компьютер. Если вы и в правду цифры, вам не составит труда отгадать пароль с маленькой подсказкой.

У меня есть верный друг,
Хоть без глаз он и без рук.
Он повешен на стене,
Безотказно служит мне.
Каждый месяц, целый год,
Дням неделям счет ведет.
И с восхода до заката
Мне показывает даты. (Календарь)

В. - Как может помочь календарь разгадать пароль? А если бы вы были компьютерно - математическим вирусом, то вы бы сделали пароль из букв или цифр?

Что же это за 4 цифры из календаря?

Дети - Это дата!

В. - Подойдем к календарю. Какое сегодня число? (Сегодня 17 число) А какой месяц? (Сейчас месяц март) А по счету март какой месяц? (Март третий месяц). Какая же сегодня дата? (17.03) Ну ка, цифры 1, 7 и 3 помогите.

Выстраиваемся напротив экрана

1(ребенок) 7(ребенок) 0(воспитатель) 3(ребенок)

Звук - пароль верен. На экране появляется скриншот главного экрана.

Комп.вир. - Молодцы цифры, разгадали пароль. Но если вы хотите получить графический диктант обратно, докажите, что математику любите и знаете! Пройдете 2 сложнейших испытания, верну диктант! (игра «Где логика»)

1) «Чего не хватает» (примеры без знаков: = - + < >)

Ну-ка цифры, постройтесь друг за другом в ряд по порядку, да не перепутайтесь. Для каждой цифры свое задание, решишь убегай назад.

В первом испытании нужно решить, какого математического знака не хватает: больше, меньше, равно, плюса или минуса.

2) «Сумма всего» (примеры на сложение)

Во втором испытании «Сумма всего» вам нужно будет решить примеры со знаком +.

Комп.вир. - Молодцы цифры, я в вас не сомневался! Вот вам ваш графический диктант! (На экране появляется QR-код) Прощайте!

В. - Ух ты! И что нам теперь делать? Как прочитать QR-код?

Дети - С помощью телефона

В. - Точно!

Наводим на QR-код телефон, получаем оставшуюся часть графического диктанта. Возвращаемся за столы и дописываем. Диктует воспитатель. Получаем штангу.

В. - Для чего нужна штанга?

Дети - Штанга нужна чтобы качать мышцы, тренироваться.

В. - А как можно тренировать мозг, логику?

Дети - решать примеры, задачи, логические задания, учится сравнивать, находить общее.

В. - А на каком занятии мы все это делаем? (На математике)

В. - У меня есть интересное письмо для вас от Царицы всех наук - Математики.

Письмо:

Ну что же, милые друзья,
Рада, что не подвели меня.
Каждый - просто молодец!
Вот занятию конец!
Все по шире улыбнитесь,
Вновь в ребят превратитесь.
С математикой дружите,
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старания,
Память, логика, внимание!

В. - А еще в группе спрятан подарок от Математики. Но найти его сможет, только тот, кто больше всех любит графические диктанты.

Выбирается один ребенок, он проходит графический диктант на полу до спрятанного подарка. (7 шагов вперед, 3 влево, 4 шага назад и 2 шага влево)

Находим угощения.
Прощаемся с гостями.