6 класс
Цель урока: развитие речи обучающихся, обогащение словаря, знакомство с представителями диких животных (медведем, волком, белкой, лосем, ежом, зайцем), воспитание любви к живой природе.
Задачи урока:
- образовательная: выявить условия различия между дикими животными, выяснить условия их обитания, особенности деятельности весной
- развивающая: способствовать формированию умений сравнивать, находить сходство и различие
- коррекционная: корректировать внимание, развивать фразовую речь, словарь
- воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, эмоциональную сферу умственно отсталых детей,
- региональный компонент: изучать животных своей местности (Московской области)
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Приготовились к уроку. Улыбнулись друг другу и мне, а я улыбнусь вам.
Игра «Угадай по описанию»
- Серый, злой, голодный - (волк)
- Хитрая, рыжая, ловкая (лиса)
- Проворная, запасливая, ловкая (белка)
- Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ежик)
- Трусливый, длинноухий, серый или белый - кто это? (заяц)
- Бурый, косолапый, неуклюжий - кто это? (медведь)
- Крупное животное с ветвистыми широкими рогами (лось)
Игра «собери пазлы».
2. Актуализация знаний
- А как можно назвать медведя и зайца одним словом (животные)
- Где живут эти животные? (в лесу) - лесные животные Кто им добывает пищу? (сами)
Почему это животные? (тело покрыто шерстью, у них 4 лапы, хвост, морда)
- Как называются? (дикие)
Итак: медведь, лиса, белка, еж, лось, заяц - дикие животные, (они живут в лесу и сами добывают пищу)
3. Основная часть
Презентация «Дикие животные весной»
А давайте-ка мы с вами заглянем в весенний лес. Ваня приготовил нам стихотворение.
«Апрель, апрель,
На дворе звенит капель
По полям бегут ручьи
На дорогах лужи
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник»
- (МУЗЫКА - пауза слушаем весенний лес)
- Я совсем забыла, где живут наши звери, как называются их жилища?
Игра «Назови жилище»
- белка живет в дупле
- медведь живет в берлоге
- лиса живет в норе
- волк живет в логове
- ёжик живет в норе
- заяц живет под кустом
- лось живет под деревом
Учитель (РИТМИЧЕСКАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА):
Шел лесной тропой воришка (дети ходят на внешнем своде стопы)
Косолапый бурый мишка
К пчелам в улей он забрался (ходят на носках)
Вкусный мед стащить хотел
Мед воришке не достался (бегут на носках)
Рой пчелиный налетел
Пчелки мишку искусали (бегут забрасывая ноги назад)
И от улья прочь прогнали
По тропинке по лесной (шагают на всей стопе)
Мишка тащится домой
Левый глаз заплыл у мишки(качают головой)
Поделом ему воришке
Будет мишка знать вперед (грозят пальцем)
Как таскать у пчелок мед.
Учитель: Ребята, как вы думаете, как изменилась жизнь зверей в лесу с приходом весны?
- медведь спал, а весной ... (проснулся)
- заяц был зимой белый, а весной стал ... (серым)
Все взрослые звери весной линяют. Длинная зимняя шерсть вылезает, мех становится темнее.
Учитель: Давайте сделаем зарядку для ваших язычков «Колокольчики»
Дили-дили-дили-дили - (дети говорят динь, динь)
Колокольчики будили
Всех жуков и пауков(ж-ж-ж - на выдохе)
И веселых мотыльков (У-У-У)
Всех зайчат, всех ежат ( л-л-л-, ф-ф-ф)
Всех ленивых медвежат (р-р-р)
И воробышек проснулся(чик-чирик)
Дили-дили-дили - дили - (дети говорят динь, динь)
Встали все кого будили (УРА)
Учитель: Весной у всех зверей появляются детеныши. (Игра с мячом) Кто у кого?
- лисы - лисята, у зайца - зайчата, у волка - волчата, у лося - лосята, у ежа - ежата, у белки - бельчата.
- Чтобы вырастить детенышей, животным надо быть сильными, здоровыми, хорошо питаться. А чем питаются звери? (на подносе лежат кора, орехи, ягоды. Дети должны выбрать то, чем питается каждый из изучаемых диких животных)
К нам в гости заглянул художник, он оставил для вас рисунки, но он так торопился, что забыл дорисовать рисунки. Что забыл нарисовать художник? (зайцу - уши, лисе - хвост, ежу - иголки). Поможем художнику, но сначала
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (Маляр)
Размешаю краску я ярко-ярко красную (дети водят указательным пальцем одной руки по ладони другой)
Кисти в краску обмакну (прижимают ладони друг к другу)
Капли лишние стряхну (встряхивают кистями рук)
Что за серая стена? (пожимают плечами)
Станет яркою она (поднимают руки как красят)
Потихоньку, осторожно обведу я два окна (рисуют в воздухе квадрат)
До чего красивый дом! (соединяют руки над головой)
Вместе жить мы будем в нем! (скрещивают руки на груди)
(дорисовывают картинки)
Учитель: заканчиваем наш урок.
Игра «Добавь словечко»
- Я начну предложение, а вы его заканчивайте.
- Медведь большой, а заяц - (маленький)
- Заяц зимой по лесу бегает, а медведь (спит в берлоге)
- У медведя уши маленькие, а у зайца (длинные)
Учитель -вот какой рассказ у нас получился.
4. Итог урока
Учитель: сегодня мы узнали как дикие животные встречают весну: они линяют, у них появляются детеныши, которых надо кормить.
- Помните, что диких животных надо беречь и охранять. Спасибо за урок.
Рефлексия
Учитель: Понравилось вам на уроке? А что понравилось?