Пояснительная записка
Суть проекта заключается в том, чтобы во время занятий, экскурсий, бесед, просмотра презентаций, чтения произведений, работе по сюжетным картинам дети могли больше узнать о диких животных. Могли проследить взаимосвязь и взаимозависимость в природе. С изменением времени года происходят изменения в жизни диких животных. Главной задачей является научить узнавать и определять животных по цвету их шерсти, по части тела, издаваемым звукам, повадкам, характерной пище, передвижению.
Рассказать о питании, жилище, способе добывания и запасания пищи на зиму, размножении, детенышах и заботе взрослых животных о своем потомстве. Отображать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Тип проекта: информационный, познавательно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели.
Состав участников проекта: воспитанники средней группы № 8 «Бабочки», воспитатели, родители.
По характеру контактов: с воспитанниками одной группы.
Продукт проекта: макет зимнего леса, лэпбук «Как животные готовятся к зиме», альбом «Как животные готовятся к зиме» выставка детских работ, книга рисунков и рассказов «Как животные зимуют».
Проблемная ситуация: в связи недостаточными знаниями у детей о жизни диких животных в период подготовки к зиме, в зимний период, недостаточным представлением об их образе жизни, повадках, питании, жилищах в данный период, низким владением обобщающими понятиями, неумением описывать животных мною была выдвинута проблема: как дикие животные готовятся к зиме, как зимуют лесные звери?
Цель проекта: обогащение представлений детей о диких животных в зимний период, совершенствование умения выделять характерные признаки представителей диких животных, правильно называть их детенышей.
Задачи проекта
Воспитательные:
- Вовлечь детей и родителей в изучение темы «Как зимуют дикие животные»
- Воспитывать чувства взаимопомощи и товарищества;
- Воспитание у детей любознательности и чувства сопереживания к живым существам;
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
- Воспитывать желание работать в коллективе, делать работу вместе, дружно.
Обучающие:
- Уточнить и расширить представление детей о диких животных, в том числе в зимний период.
- Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных умений по теме проекта.
- Активизирование познавательно-исследовательской деятельности детей, родителей и педагогов;
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и жизнью животных.
Развивающие:
- Развивать интерес к изучению темы «Как зимуют дикие животные».
- Формировать целостную картину мира;
- Расширять кругозор детей;
- Формировать навык действовать сообща, умения играть в коллективе;
- Формировать умение слушать художественные произведения, запоминать небольшие стишки, отгадывать загадки.
- Развивать познавательную активность.
- Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Предполагаемый результат:
ДЕТИ:
- Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас детей.
- Поддержать и углубить любознательность ребенка.
- Побуждать к самостоятельным размышлениям.
- Закрепить полученные знания о мире природы.
- Развить интерес к диким животным.
- Обогатить знания о сезонных изменениях в жизни диких животных, об особенностях внешнего вида и условиях жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме.
РОДИТЕЛИ:
- Родители станут участниками образовательного процесса.
- Родители получат представление о значимости совместной с детьми деятельности.
ПЕДАГОГИ:
- Созданы необходимые условия в группе для формирования у дошкольников целостного представления о жизни животных зимой: подобрана художественная литература, энциклопедии о животных, сюжетные картинки
- Составлены конспекты бесед, подобраны подвижные игры, словесные и настольные игры, книги, энциклопедии, художественные произведения по теме проекта
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
По предметно-содержательной области: интегративный (пять образовательных областей).
Предметно-пространственная развивающая среда: все мероприятия проекта реализуются на базе группы и прогулочного участка.
Средства и оборудование:
- технические: ноутбук, звуковые колонки.
- методические: настольно-печатные игры, иллюстрации, наборы открыток, дидактические игры.
- организационные: наборы «Дикие животные» крупные и мелкие. Средства для творчества. Лэпбук «Как животные готовятся к зиме», альбом «Как животные готовятся к зиме». макет «Зимний лес».
Работа с родителями:
- Развивать у родителей желание принимать участие в жизни группы.
- Приобщить родителей к подбору материалов по теме проекта.
- Поддерживать творческие начинания педагогов.
- Объединить усилий семьи и ДОУ по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста.
- Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.
- Консультация для родителей «Лексическая тема «Как звери зимуют»
- Подборка произведений для чтения и заучивания дома.
- Совместная работа в группе по изготовлению макета «Зимний лес»
- Подготовка к выставке творческих работ «Как звери зимуют»
Список литературы:
- Веретенникова С.А. и Клыков А.А. «Четыре времени года». Книга для воспитателя детского сада. 6-е, исп. изд. «Просвещение», 1971.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003.
- Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2013.
- Гончарова Е.В. «Технология экологического образования детей старшей группы ДОУ», Екатеринбург: Центр Проблем Детства, 2002.
- Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Социализация», «Познание», «Физическая культура» в средней группе детского сада. Воронеж: ООО «Метода», 2013.
- Николаева С.Н. «Юный эколог» М.: Мозайка-синтез, 2010.
- Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под ред. О.С.Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Т.Шорыгина «Расскаы о животных» издательство «Гном» 2021г.
- Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». М.: ТЦ Сфера, 2011.
Этапы проекта «Как зимуют дикие животные» для детей средней группы № 8 «Бабочки»
Этапы проекта |
Деятельность воспитателя и специалистов дошкольного учреждения по проекту |
Деятельность детей |
1 этап. Поисковый,
|
|
Принимают задачу проекта |
2 этап. Аналитический |
Планируемая деятельность.
|
|
3 этап. Практический |
Дидактические игры:
Настольные игры:
Сюжетно-ролевые игры:
Конструирование:
Опыты:
Беседы
Рассматривание картин
Составление рассказов по иллюстрациям
(При помощи мнемотаблиц) Игры с макетом «Зимний лес» Игры-задания:
Словесные игры:
Чтение художественной литературы:
Отгадывание загадок о диких животных. Заучивание наизусть потешек и стихотворений. Художественно-творческая деятельность
Физкультминутки, динамические паузы, пальчиковые игры:
В консультации «Лексическая тема «Как звери зимуют»
Подвижные игры и упражнения:
|
Активно участвуют в мероприятиях проекта. |
4 этап. Презентационный, рефлексивный |
Анализ достижений проекта, наличие всех запланированных продуктов проекта:
|
Активно участвуют в создании выставок, альбома |
Мониторинг предполагаемой педагогической диагностики.
- Количество участников проекта детей до 100%.
- Количество участников проекта родителей (законных представителей) до 40%.
- Количество реализованных мероприятий - 100%.
- Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) результатами проекта до 85%.
- Реализация проекта в других группах - по желанию педагогов.