Проект для детей средней группы "Как зимуют дикие животные"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа, животные зимой


Пояснительная записка

Суть проекта заключается в том, чтобы во время занятий, экскурсий, бесед, просмотра презентаций, чтения произведений, работе по сюжетным картинам дети могли больше узнать о диких животных. Могли проследить взаимосвязь и взаимозависимость в природе. С изменением времени года происходят изменения в жизни диких животных. Главной задачей является научить узнавать и определять животных по цвету их шерсти, по части тела, издаваемым звукам, повадкам, характерной пище, передвижению.

Рассказать о питании, жилище, способе добывания и запасания пищи на зиму, размножении, детенышах и заботе взрослых животных о своем потомстве. Отображать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Тип проекта: информационный, познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели.

Состав участников проекта: воспитанники средней группы № 8 «Бабочки», воспитатели, родители.

По характеру контактов: с воспитанниками одной группы.

Продукт проекта: макет зимнего леса, лэпбук «Как животные готовятся к зиме», альбом «Как животные готовятся к зиме» выставка детских работ, книга рисунков и рассказов «Как животные зимуют».

Проблемная ситуация: в связи недостаточными знаниями у детей о жизни диких животных в период подготовки к зиме, в зимний период, недостаточным представлением об их образе жизни, повадках, питании, жилищах в данный период, низким владением обобщающими понятиями, неумением описывать животных мною была выдвинута проблема: как дикие животные готовятся к зиме, как зимуют лесные звери?

Цель проекта: обогащение представлений детей о диких животных в зимний период, совершенствование умения выделять характерные признаки представителей диких животных, правильно называть их детенышей.

Задачи проекта

Воспитательные:

  • Вовлечь детей и родителей в изучение темы «Как зимуют дикие животные»
  • Воспитывать чувства взаимопомощи и товарищества;
  • Воспитание у детей любознательности и чувства сопереживания к живым существам;
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
  • Воспитывать желание работать в коллективе, делать работу вместе, дружно.

Обучающие:

  • Уточнить и расширить представление детей о диких животных, в том числе в зимний период.
  • Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных умений по теме проекта.
  • Активизирование познавательно-исследовательской деятельности детей, родителей и педагогов;
  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и жизнью животных.

Развивающие:

  • Развивать интерес к изучению темы «Как зимуют дикие животные».
  • Формировать целостную картину мира;
  • Расширять кругозор детей;
  • Формировать навык действовать сообща, умения играть в коллективе;
  • Формировать умение слушать художественные произведения, запоминать небольшие стишки, отгадывать загадки.
  • Развивать познавательную активность.
  • Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Предполагаемый результат:

ДЕТИ:

  • Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас детей.
  • Поддержать и углубить любознательность ребенка.
  • Побуждать к самостоятельным размышлениям.
  • Закрепить полученные знания о мире природы.
  • Развить интерес к диким животным.
  • Обогатить знания о сезонных изменениях в жизни диких животных, об особенностях внешнего вида и условиях жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме.

РОДИТЕЛИ:

  • Родители станут участниками образовательного процесса.
  • Родители получат представление о значимости совместной с детьми деятельности.

ПЕДАГОГИ:

  • Созданы необходимые условия в группе для формирования у дошкольников целостного представления о жизни животных зимой: подобрана художественная литература, энциклопедии о животных, сюжетные картинки
  • Составлены конспекты бесед, подобраны подвижные игры, словесные и настольные игры, книги, энциклопедии, художественные произведения по теме проекта

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

По предметно-содержательной области: интегративный (пять образовательных областей).

Предметно-пространственная развивающая среда: все мероприятия проекта реализуются на базе группы и прогулочного участка.

Средства и оборудование:

  • технические: ноутбук, звуковые колонки.
  • методические: настольно-печатные игры, иллюстрации, наборы открыток, дидактические игры.
  • организационные: наборы «Дикие животные» крупные и мелкие. Средства для творчества. Лэпбук «Как животные готовятся к зиме», альбом «Как животные готовятся к зиме». макет «Зимний лес».

Работа с родителями:

  • Развивать у родителей желание принимать участие в жизни группы.
  • Приобщить родителей к подбору материалов по теме проекта.
  • Поддерживать творческие начинания педагогов.
  • Объединить усилий семьи и ДОУ по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста.
  • Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.
    • Консультация для родителей «Лексическая тема «Как звери зимуют»
    • Подборка произведений для чтения и заучивания дома.
    • Совместная работа в группе по изготовлению макета «Зимний лес»
    • Подготовка к выставке творческих работ «Как звери зимуют»

Список литературы:

  1. Веретенникова С.А. и Клыков А.А. «Четыре времени года». Книга для воспитателя детского сада. 6-е, исп. изд. «Просвещение», 1971.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003.
  3. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2013.
  4. Гончарова Е.В. «Технология экологического образования детей старшей группы ДОУ», Екатеринбург: Центр Проблем Детства, 2002.
  5. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Социализация», «Познание», «Физическая культура» в средней группе детского сада. Воронеж: ООО «Метода», 2013.
  6. Николаева С.Н. «Юный эколог» М.: Мозайка-синтез, 2010.
  7. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под ред. О.С.Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  8. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  9. Т.Шорыгина «Расскаы о животных» издательство «Гном» 2021г.
  10. Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». М.: ТЦ Сфера, 2011.

Этапы проекта «Как зимуют дикие животные» для детей средней группы № 8 «Бабочки»

Этапы проекта

Деятельность воспитателя и специалистов дошкольного учреждения по проекту

Деятельность детей

1 этап. Поисковый,
постановка проблемы

  • Подбор методической литературы по теме проекта.
  • Подбор художественной литературы, загадок, стихов по теме «Как зимуют дикие животные», «Дикие животные»
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, набор игрушек диких животных.
  • Предложить детям рассмотреть серию рисунков, открытки, книги по теме «Как животные готовятся к зиме», «Как зимуют дикие животные»
  • Побеседовать с детьми, выяснить, кого увидели дети на иллюстрациях. Выяснить, есть ли желание узнать что-то новое о том, как зимуют животные в лесу.
  • Выявить затруднения воспитанников, уровень их интереса к теме проекта.
  • Проанализирует степень готовности родителей к участию проекте через индивидуальные беседы.
  • Привлечь родителей к работе над проектом: изготовление макета «Зимний лес». «Звери в зимнем лесу»

Принимают задачу проекта

2 этап. Аналитический

Планируемая деятельность.

  • Подборка книг, пособий, игрушек стихотворений, художественных произведений в соответствии с темой проекта.
  • Изучение педагогического опыта по данной проблеме в сети Интернет и методической литературе.
  • Разработка конспектов, консультаций по теме
  • Родителям сообщается о проведении проекта, в группе WK размещается объявление и план реализации проекта. Просьба к родителям обращаться при возникновении каких-либо затруднений, а так же дублировать с детьми дома то, что по теме проекта проводилось в группе.

3 этап. Практический

Дидактические игры:

  • «Кого не стало?»,
  • «Кто чем питается?»
  • «Мамы и детки»
  • «Какие животные спрятались в рисунке»
  • «Продолжи последовательность»
  • «Рассели животных»
  • «Чей след?»,
  • «Кто где живёт?»
  • «Зимние запасы»,
  • «Найди и назови»
  • «Когда это бывает?»

Настольные игры:

  • «Разрезные картинки»,
  • Паззлы «Дикие животные»
  • кубики,
  • домино «Лесные жители»
  • «Чей дом?»,
  • «Найди пару»

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Я - лиса»

Конструирование:

  • «Теремок для зверей»
  • «Лесной детский сад»

Опыты:

  • «Какая шубка теплее?»,
  • «Почему заяц белый»

Беседы

  • «Кто живет в лесу»
  • «Почему звери меняют цвет своей шубки?»,
  • «Как звери готовятся к зиме».

Рассматривание картин

  • Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок с изображением диких животных и их детёнышей в зимнее время.
  • «Животный мир России». Учебник для малышей В.Степанов;
  • «Животные России» - самая первая энциклопедия
  • «Дикие животные» - демонстрационные картины для детского сада.
  • «Дикие животные» - карточки для дошкольников»

Составление рассказов по иллюстрациям

  • «Лиса»
  • «Белка»
  • «Заяц»
  • «Медведь»
  • «Волк»
  • «Звери в зимнем лесу»

(При помощи мнемотаблиц)

Игры с макетом «Зимний лес»

Игры-задания:

  • «Чей хвост?»,
  • «Четвертый лишний»,
  • «Чей силуэт?»,
  • «Узнай по силуэту»
  • Лабиринты по теме недели

Словесные игры:

  • «Чей хвост? Чья голова?»
  • «Назови ласково»
  • «Составляем загадки»,
  • «Кто нарисован на картинке»
  • «Назови детёнышей»
  • «Добавь слово»
  • «Кого ты видишь на картинке»
  • «Где чей дом?»,
  • «Кого не стало?»
  • «Один - много»

Чтение художественной литературы:

  • «Лисичка-сестричка и серый волк»,
  • В.Бианки «Заяц и полёвка», «Приспособился».
  • Г.Скребицкий. «Волчьи хитрости»,
  • Р.н.с. «Зимовье зверей,
  • «Волчишко» Е. Чарушин.
  • Т. Шорыгина «Рассказы о животных»

Отгадывание загадок о диких животных.

Заучивание наизусть потешек и стихотворений.

Художественно-творческая деятельность

  • Работа в раскрасках,
  • Раскраски по теме "Дикие животные зимой".
  • «Зайка беленький сидит»,
  • «Следы животных»

Физкультминутки, динамические паузы, пальчиковые игры:

  • «Дикие животные»,
  • «Звериная зарядка»
  • «Как у наших зверят».

В консультации «Лексическая тема «Как звери зимуют»

  • «Беличья зарядка»
  • «Лиса»
  • «Зайчик»
  • «Мишка»,

Подвижные игры и упражнения:

  • «Лиса в курятнике»,
  • «Зайцы и волк»,
  • «Хитрая лиса»
  • «Зайка серенький»,
  • «Бездомный заяц»

Активно участвуют в мероприятиях проекта.

4 этап. Презентационный, рефлексивный

Анализ достижений проекта, наличие всех запланированных продуктов проекта:

  • Выставка в группе по теме проекта.
  • Создание альбома «Как зимуют дикие животные»
  • Создание макета «Зимний лес»
  • Фотоотчёт о событиях проекта.
  • Книга рисунков и рассказов «Как зимуют дикие животные».
  • Выявить уровень удовлетворенности результатами проекта родителей воспитанников (опрос); наличие методических разработок по проекту (оформленный паспорт проекта с результатами в виде презентации).
  • Подготовка к распространению опыта реализации проекта воспитателям МБДОУ Детский сад №8.
  • Итоговое занятие «Как зимуют звери»
  • Презентация проекта «Как зимуют дикие животные»
  • Анализ полученных результатов.

Активно участвуют в создании выставок, альбома

Мониторинг предполагаемой педагогической диагностики.

  • Количество участников проекта детей до 100%.
  • Количество участников проекта родителей (законных представителей) до 40%.
  • Количество реализованных мероприятий - 100%.
  • Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) результатами проекта до 85%.
  • Реализация проекта в других группах - по желанию педагогов.

См. продолжение статьи

Приложения