Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители.
Дошкольное детство - важный период в жизни детей. Они хотят узнать, как можно больше, об окружающем мире. Детям становится интересно тогда, когда они сами делают открытия, а экспериментирование дает им возможность почувствовать себя исследователями, первооткрывателями. В процессе опытно-экспериментальной деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, проверять гипотезу, анализировать, делать выводы. Таким образом у детей развиваются познавательные способности.
С наступлением зимы у воспитанников нашей группы возникло желание слепить снеговика, но у них ничего не получилось. Они стали задавать вопросы: «Что такое снег», «Почему снег не лепится», «А можно ли есть снег»?
В ходе реализации проекта мы решили расширить представления детей о снеге и льде, их свойствах, познакомить детей со способами превращения воды из одного состояния в другое.
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта, расширить представления детей о свойствах снега и льда.
Задачи:
- Развивать интерес к зимним явлениям природы;
- Формировать умение обследовать предмет, следуя инструкции;
- Учить анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования;
- Развивать воображение, творческие способности.
Методы исследования:
- сбор информации,
- беседы,
- наблюдения,
- опытно-экспериментальная деятельность
Формы реализации проекта:
- игровая,
- познавательная,
- продуктивная,
- взаимодействие с семьями воспитанников.
Материально-техническое обеспечение:
- картины, фотографии, иллюстрации по теме проекта
- художественные произведения,
- папка «Зима», «Зимние виды спорта», «Зимние игры и развлечения»,
- материал для изобразительной и конструктивной деятельности,
- материалы и оборудование для опытов со снегом и льдом (стаканчики, ложки одноразовые, лупы, ватные фильтры)
Предполагаемые результаты:
- расширятся представления детей о свойствах снега и льда;
- повысится познавательный интерес;
- продолжит развиваться мышление, воображение и творческие способности.
Содержание проекта
Этапы проекта |
Содержание |
Сроки реализации |
Подготовительный этап |
- постановка целей;
|
13.01-14.01 |
Основной этап |
- проведение бесед, наблюдений;
|
17.01-21.01 |
Заключительный этап |
- оформление выставки в мини-музее «Веселый снеговик»
|
21.01 |
План работы
Тема
|
Программное содержание |
Материал, оборудование |
Беседа «Чем нас радует зима? |
Уточнить знания детей о зиме. Побуждать радоваться и отмечать красоту зимней природы. |
Репродукции куртин художников-пейзажистов, работы фотохудожников, художественная литература. |
Беседа о зимних развлечениях. |
Обсудить содержание зимних развлечений, которые любят дети. |
Фотографии, иллюстрации |
Беседа о «Всемирном дне снеговика» |
Рассказать детям о Всемирном дне снеговика, который отмечается 18 января, истории и традициях лепки снежных фигур. |
Репродукции картин, фотографии, художественная литература. |
Беседа «Снег и лед» |
Уточнить представления детей о снеге и льде. |
Фотографии, пейзажные картины |
Беседа «Почему нельзя есть снег» |
Показать детям, что несмотря на кажущуюся чистоту снега, он скрывает грязь в себе. |
Снег, ведро, ватный фильтр для воды |
Наблюдения за зимними явлениями в природе |
Наблюдать за снегопадом, метелью. |
Проводится на территории ДОУ |
Наблюдение за снегом и льдом |
Наблюдать за внешним видом снега и льда, отмечать отличия их свойств в дни с различной температурой воздуха; лепка снежных фигур |
Проводится на территории ДОУ |
Формирование целостной картины мира и природы «Снег и лёд» |
Познакомить со свойствами снега и льда, учить сравнивать их, описывать внешний вид и закреплять в процессе деятельности на прогулке. |
Ростовая игрушка Снеговик, кусочки льда, пластина с замороженным внутри листом растения, небольшие картинки на каждого ребенка, снег в одноразовых емкостях, ложки, лупы. |
Слушание аудиозаписи "Хруст снег» |
Развивать слуховое внимание. |
Аудиозапись со звуком хруста снега под ногами |
Рисование «Снеговик в шапочках и шарфиках» |
Учить детей рисовать округлые формы. Развивать творческие способности и воображение. |
Бумага для фона, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки. |
Конструирование «Дружные снеговики» |
Расширять представления об изменениях в природе зимой. Учить сминать и наклеивать мятые комочки на лист бумаги, составляя из них фигуру снеговика. |
Мягкая белая бумага разной величины, клей карандаш, салфетки. |
Лепка «Нарядные снежные бабы» |
Закреплять представления детей о геометрических фигурах. Формировать пространственное и образное мышление. Развивать воображение. |
Пластилин, доски для лепки, салфетки, веточки для рук снеговиков. |
Аппликация
|
Упражнять в вырезании круглых форм из квадрата путем скругления углов. |
квадраты разной величины, клей, кисть, ножницы, салфетки. |
Чтение художественной литературы |
Продолжать знакомить с произведениями художественной литературы; учить отгадывать загадки |
- Загадки о зимних явлениях природы, снеге и льде, зимних развлечениях (сб.О.Д.Ушакова «Загадки, считалки, скороговорки»)
|
Оформление выставки в мини-музее группы «Веселые снеговики» |
Оформить выставку экспонатами, представленными детьми и родителями (открытки, фигурки, игрушки) и созданными в результате их совместной творческой работе. |
Материалы для оформления выставки |
Оформление проекта |
Подведение итогов. |
|
Методическая литература
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий 4-5 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 -112 с.
- Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в саду. 3-7 лет. ФГОС - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021
- Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. - М.: ОЛМА Медиа Групп/ Просвещение, 2014. - 592 с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о временах года. - М.: ТЦ Сфера, 2017 -144.