Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является основной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Стандарта следует понимать, образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Она объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации воспитанников.
Также позволяет выявить потенциальные возможности каждого ребенка. Это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между обучающимися и педагогом с целью создания ученического коллектива.
Основная цель внеурочной деятельности: это личностное развитие воспитанника, наиболее продуктивно осуществляемое через воспитание в свободное от обучения время.
Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения занятий, мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей и взрослых как ресурс, позволяющий достичь нового качества образования.
Внеурочная деятельность решает следующие задачи, которые представлены на слайде:
- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального,
- личностного развития
- развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
- расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
- формирование умений, навыков социального общения людей;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости,
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
В нашей школе внеурочная деятельность осуществляется в 4 направлениях:
- Спортивно-оздоровительное
- Нравственное
- Социальное
- Общекультурное
В этом учебном году мною была разработана и реализована программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Творческая мастерская», в рамках которой даже учащиеся в меньшей степени успешные в учебе, имели возможность проявить себя. На занятиях были созданы условия для социального и культурного самовыражения личности, развития познавательных потребностей и способностей.
Программа была нацелена на достижение кроме планируемых предметных результатов, также личностных результатов общекультурного направления, они представлены на следующем слайде:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей
Занятия были спланированы таким образом, что подготовительную работу по выполнению изделия дети в большей степени могли осуществлять самостоятельно, например, выбор темы работы из предложенных учителем, подготовка шаблонов, основы, обработка материала и т.д.
Основной упор ставился на коллективную деятельность, которая способствовала формированию навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умению работать в коллективе.
На итоговом занятии после каждого раздела проводились презентации и самопрезентации работ, где дети демонстрировали, анализировали, оценивали свои работы и работы одноклассников.
Таким образом, можно сделать вывод, что такие формы и виды деятельности на внеурочных занятиях оптимально способствуют достижению поставленных результатов.