Обучение правилам дорожного движения детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ПДД


Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения отнесено к приоритетным задачам. Проблема детского травматизма становится все острее. Основной фактор дорожно-транспортных происшествий - человеческий. Каждый девятый ребенок становится жертвой. Чаще всего это связано с невыполнением правил дорожного движения: малышу трудно понять, что такое транспортный поток, что такое тормозной путь, как быстро среагирует водитель на ситуацию.

У дошкольников еще отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку. Оказавшись на улице, ребенок попадает в зону опасности, поэтому следует учить его находить быстрое решение, выхода из сложной ситуации.

В нашем детском саду, начиная с дошкольного возраста, мы обучаем детей правилам дорожного движения. Прививаем им навыки безопасного поведения в дорожной ситуации и положительное отношение к решению данной задачи.

Большое влияние на формирование поведения ребенка на улице играет поведение взрослых на дороге. Важно ребенка не пугать улицей, движением транспорта, а наоборот, развивать в нем ответственность, уверенность, внимание, собранность. Ребенок должен осознать понятие «близко», «далеко», «слева - справа», «сзади», «по ходу движения». Ведь часто отсутствие этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.

Моя задача, как педагога, дать базовые знания по правилам дорожного движения. Важность дошкольного приобретения навыков заключается в том, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребенок мог ориентироваться в пространственном окружении, умел наблюдать и оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в различных ситуациях.

Самый лучший пример для ребенка - это мы взрослые. Если мамы и папы будут нарушать правила дорожного движения, то и дети тоже будут их нарушать. Взрослые должны быть примером для своих детей. Дома родители могут своими словами рассказать о правилах дорожного движения. Идя по улице из детского сада, говорить с малышом о транспортных средствах, объяснять их особенности. На процесс восприятия ребенком информации о правилах дорожного движения будет влиять указание на водителей или на пешеходов, которые нарушили эти правила. Во время прогулки с ребенком можно использовать вариант ненавязчивых рассказов, используя дорожные ситуации. Главной задачей родителей и педагогов, является - доступно разъяснить правила, а при выборе форм обучения донести до детей смысл - опасность несоблюдения правил.

Очень эффективным методом является чтение детям стихов, детских книжек, посвященных безопасности движения, загадок. Правила дорожного движения для дошкольников важны и для групповых походов в сопровождении воспитателей. При пеших передвижениях дети обычно строятся парами, идут по тротуару. Переходим дорогу только по пешеходному переходу. Воспитатель стоит на середине дороги, держит красный флажок, пока все дети не перейдут на другую сторону. Так мы осуществляем поход в библиотеку со своими воспитанниками.

При обучении детей я использую различные методические материалы. Это детская художественная и методическая литература, плакаты, картины, конспекты занятий, показ мультфильмов по правилам дорожного движения, дидактические игры, подвижные игры, физминутки, стихи, загадки.

Нами разработан кейс по правилам дорожного движения для самостоятельной деятельности, в который вошли: круги Луллия, альбомы «Какие бывают машины», «Правила безопасного поведения на дороге», «Безопасная дорога»; «узнай знак», «найди лишний знак», «найди нарушителя», «лабиринты», «найди 10 отличий», «Едет, плавает, летает», кроссворды, ребусы, игры: «Светофор», «Соблюдай правила дорожного движения», «Собери дорожный знак», «Дорожная азбука», различные схемы по конструированию. Для проверки своих знаний, которые ребенок применил в той или иной области, мы создали конверт с подсказками-ответами. Если ребенок выполнил задание, он может воспользоваться данным конвертом, и так же самостоятельно себя проверить.

Ребята с удовольствием играли в настольные, словесные, подвижные и дидактические игры: «Светофор», «Соблюдай правила дорожного движения», «Собери дорожный знак», «Дорожная азбука». Раскрашивали раскраски по ПДД, рисовали рисунки. С интересом проходили обсуждения различных ситуаций: как бы дети повели себя в сложившихся обстоятельствах: без родителей на улице; мяч выкатился на дорогу; как перейти дорогу без светофора. Дети отгадывали загадки, рассматривали иллюстрации по ПДД. Читали художественную литературу: С.Михалков «Дядя Стёпа милиционер». В ходе целевых прогулок закрепляли знания детей об улице, дороге, о правилах поведения на улицах города, проводились наблюдения за движущимся транспортом, рассматривали дорожные знаки.

Результатом реализованных мероприятий стало то, что: дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни. Были объединены усилия воспитателей и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; активно распространялись знания о правилах дорожного движения среди родителей.

Только в тесном сотрудничестве детского сада, семьи и дорожно-патрульной службы, полученные дошкольниками знания и усвоенные правила, станут нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Важно помнить, пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.- Режим доступа:
  2. http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  3. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2008г. ,144с.
  4. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице». Спб., «Детство-Пресс», 2009.-96
  5. Горская А.В., Правила - наши помощники. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по воспитанию и обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города:Учебно-наглядное пособие - СПб: «Детство - Пресс», 2008 г. - 178с.
  6. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения /URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html
  7. Каюрова А.Н., Скокова О.В., Шеховцова Т.С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС //
  8. Молодой ученый. - 2014. - №11. - С. 384-386.
  9. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: Просвещение, 1980.