Цель: ознакомить учащихся со свойствами водорода.
Задачи:
Образовательные: актуализировать знания учащихся о положении элемента водорода в П.С.Х.Э.
- Познакомить учащихся с историей открытия водорода. Дать понятия о способах получения водорода. Закрепить умения применять полученные знания при объяснении новых фактов; продолжить формирование умения составлять формулы веществ, взаимодействие с простыми и сложными веществами. Дать понятие о водороде как химическом элементе и простом веществе.
- Развивающие: развивать память и речь учащихся. Развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать и применять полученные знания в практической деятельности.
- Воспитательные: воспитывать положительные отношения к предмету. Формировать естественно-научное мировозрение учащихся. Поддерживать интерес к науке «химия».
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Ход урока
Организационный момент
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||
Сегодня на уроке мы приступим к изучению новой темы «Водород».
|
(Записывают общую характеристику водорода в тетрадь, с использованием элементов краткой записи) | |||||||||||||||||||||
Где вы встречались с водородом?
Что вы о нём знаете? По какому плану мы изучаем вещества? |
Н2О, при изучении темы «Кислород»
Нахождение в природе Получение Физические свойства Химические свойства Применение |
|||||||||||||||||||||
Нахождение в природе
Химический знак водорода Н (читаем «аш»),
|
Химический знак водорода Н (читаем «аш»),
|
|||||||||||||||||||||
Давайте заполним таблицу и после заполнения сделаем выводы о сходстве и различии кислорода и водорода
Как же получают водород? |
Н2О = Н2 + О2 Учащиеся заполняют таблицу, после заполнения, делают выводы, в чем сходство и в чем отличие водорода и кислорода. |
|||||||||||||||||||||
Получение водорода
Получение водорода в лаборатории. Прочитайте о способах получения водорода в учебнике и выпишите соответствующие реакции. 1. Действие на цинк соляной кислотой. (Демонстрация опыта, проверка водорода на чистоту). - Ребята, что вы увидели в результате проведения реакции? (Выделение газа) - Какой звук вы слышали при проверке водорода на чистоту? (П-пах) 2. Действие на цинк серной кислотой 20%. Вышеуказанные реакции удобно проводить в аппарате Киппа (демонстрация аппарата). 3. Реакция алюминия с водным раствором щелочи: 2Al+2NaOH+6H2O=2Na[Al(OH)4]+3H2 4. Водород выделяется также при взаимодействии активных металлов с водой. В результате образуются гидроксиды. 2Na+2H2O=2NaOH+H2 - Получение водорода в промышленности. Происходит с помощью каталитической паровой конверсии метана. При температуре 10000С в присутствии катализатора. 2СН4+О2=СО2+2Н2, - Также водород образуется при получении сажи из метана по реакции крекинга при крекинге нефтепродуктов СН4=С+2Н2 |
Zn + HCl = ZnCl2 + H2 2Na + 2Н2О= 2NaОН + H2
Н2 - газ, легче воздуха (пробирку держим вверх дном), малорастворим в воде.
|
|||||||||||||||||||||
Физические свойства Н2
Газ, б/ц, легче воздуха (в 14,5 раз), температура сжижения - 252,8оС Химические свойства водорода. Какое химическое свойство водорода вы уже узнали? Водород горит. Звук «п-пах» - маленький взрыв. Смесь состоящая из 2 объемов H2 и 1 объема О2 - «гремучая смесь». Водород взаимодействует с оксидами металлов Демонстрационный опыт «Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)». (рис. 46) |
Водород горит.
Взаимодействие с кислородом Н2 + О2 = Н2О Взаимодействие с оксидами металлов Н2 +Cu =CuO + Н2О Взаимодействие с неметаллами Н2 + Cl2 = 2HCl Н2 +S= Н2S |
|||||||||||||||||||||
Применение водорода
Закрепление знаний
Учитель зачитывает ответы, учащиеся проверяют и оценивают: без единой ошибки - "5", 1 ошибка - "4", 2 ошибки - "3".
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
|
Применение водорода (заполнение таблицы)
|