Конспект урока литературного чтения в 1-м классе по теме "Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков. Буквы з, З – с, С"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: Буквы з З – с С


Цель:

  • введение понятия парный по глухости-звонкости согласный, знакомство с новым условным значком (на факт парности указывает диагональ;
  • о том, что это парность именно по глухости-звонкости, сообщает «звоночек» в одной части прямоугольника и его отсутствие в другом;
  • знакомство с новым звуком и буквой.

Планируемые результаты:

  • Предметные: умение классифицировать, группировать буквы парных или непарных по глухости-звонкости согласных. Читать слова с изученными буквами, выявлять те, значение которых не совсем понятно, формулировать вопросы о них, находить информацию на страницах букваря.
  • Универсальные учебные действия: систематизировать (на основе модели) информацию о буквах и обозначаемых ими звуках. Выявлять неизученные буквы, понимать учебную задачу урока. Группировать слова по различным признакам. Понимать задания, представленные схематически, и выполнять их.

Ход урока

1. Организация класса

2. Актуализация опорных знаний

Слайд 2. Презентация

- Ребята, откройте страницу 33. Рассмотрите «ленту букв»

- На какие 3 группы делятся все буквы нашего языка? (буквы гласных, согласных, не обозначающих звуков)

- Назовите буквы гласных. Что общего у букв в первой строчке? во второй?

- Среди букв согласных тоже не одна группа. Внимательно посмотрите на расположение букв в ленте и попробуйте догадаться, какие 5 букв составляют 1 группу, а какие 12 - другую?

- Назовите буквы первой группы.

- Что общего в этой группе?

- А как «живут» эти буквы звонких согласных в своих «квартирках»?

- Верно, эти 5 букв звонких согласных, у которых нет глухих пар, не случайно так расположены - они ни с кем не делят свои «квартирки». Скажите: раз у звонких звуков, обозначаемых этими буквами нет глухих пар, то как их назвали в русском языке?

- Молодцы, правильно, в русском языке эти буквы называются - непарные звонкие.

- А как «живут хозяева этих квартир»? Они тоже непарные?

- Если они «живут парами», догадайтесь, как их назвали в связи с этим?

- Совершенно верно!

- А мы знаем, какие согласные парные?

- Так о чём мы с вами будем говорить?

- Мы сегодня будем говорить о парных согласных.

3. Введение в тему урока

Наблюдение над первыми звуками в парах слов: стучать - звонить, синий - зелёный.

Слайд 3 с анимацией

- Назовите первый звук в слове стучать.

- Послушайте, какой это звук, дайте ему характеристику. (на слайде значок звука)

- Назовите первый звук в слове звонить.

- Послушайте, какой это звук, дайте ему характеристику. (на слайде значок звука)

- Теперь назовите эти звуки в паре.

- Какие это звуки? (Оба звука твёрдые, только один глухой, а другой звонкий.)

- Назовите первый звук в слове синий

- Послушайте, какой это звук, дайте ему характеристику. (на слайде значок звука)

- Назовите первый звук в слове зелёный

- Послушайте, какой это звук, дайте ему характеристику. (на слайде значок звука)

- Теперь назовите эти звуки в паре.

- Какие это звуки? (Оба звука мягкие, только один глухой, а другой звонкий.)

- Можно ли сказать, что звуки [с-з] и [с'-з'] составляют пары глухой-звонкий согласный?

- Можно ли о каждом из этих звуков сказать, что он парный по признаку «глухой-звонкий»?

- А давайте теперь докажем это, проведя опыт.

- Произнесите слово «зайка».

- А теперь шёпотом.

- Какое же слово у нас получилось, когда мы произносили его без голоса?

- Что обозначает слово сайка?

- Это название булки.

- Для каких звуков буква уже известна? (На слайде появляются буквы С с)

- С какой буквой будем сегодня знакомиться, догадались?

- Значит тема нашего урока: (На слайде появляются буквы З з)

- А если мы говорим о паре, то тема нашего урока: буквы Сс-Зз.

- Для парных звонких и глухих согласных придумали вот такой общий знак:

4. Работа по теме урока

а) работа по букварю

Слайд 4

- А теперь на стр.34 рассмотрите розовую рамку и назовите буквы и звуки, которые ими обозначаются.

- Найдите новый знак, о чём он нам говорит? (Это общий знак для парных звонких и глухих согласных)

б) работа со схемами слов

- Посмотрите на рисунок в верхнем левом углу страницы, определите время года, изображённое на рисунке.

- А кого вы видите на переднем плане рисунка.

- Расшифруйте верхнюю схему. Какой звук в начале слова? Покажите карточкой. Дайте ему характеристику.

- Какой буквой обозначим этот звук?

- Расшифруйте вторую схему, какой звук в начале этого слова? Покажите карточкой. Дайте ему характеристику.

- Какой буквой обозначим этот звук?

- Ребята, а какое задание для вас под схемами слов?

- Составьте предложение с расшифрованными словами.

в) чтение слогов

Слайд 5

- А сейчас я вам предлагаю прочитать слога с новой буквой

- Зачем нам нужно уметь читать слога с этой буквой?

г) чтение и работа со словами

Слайд 6

- Девочка-хитрушка предупреждает нас: «Вот так бывает» и предлагает прочитать слова

- Прочитаем слова.

- Что заметили? (изменился смысл слова) Почему?

- Значение, какого слова вам не понятно?

(аналогичная работа со всеми остальными столбиками со словами)

- Какой вывод можно сделать? (меняется значение слова)

д) работа по картинке и с предложениями

Слайд 7

- Прочитайте предложения.

- Какие это предложения? Мы можем ответить на эти вопросы?

- Как ещё называют этот знак?

- Почему?

- О чём сообщает этот знак?

- Для чего он нужен?

- Вы соблюдаете ПДД?

- А две девочки, остановившиеся под знаком, они соблюдают ПДД?

- Что записано под зеброй?

- Это вопросительные предложения? Почему нет?

- Зачем записаны слова в голубой рамочке?

- Что мы сейчас должны сделать, чтобы понять куда надо поставить слова?

- Давайте прочитаем предложения и подумаем, на месте каких пропущенных слов надо вставить эти слова. Прочитайте ваши варианты предложений.

- Это слова предлоги, они нужны для связи слов в предложении и в речи мы должны научиться их употреблять правильно.

е) работа над нормой ударения в словах звонит, позвоним и т.п. (с. 35).

Слайд 8

- Давайте прочитаем слова с правильной постановкой ударения. Запомните, что эти слова произносятся только так.

Хоровое чтение слов.

- А сейчас давайте прочитаем предложения.

Хоровое чтение предложения.

ж) работа с иллюстрацией и текстом

- Кого вы видите на этой иллюстрации?

-Мы сейчас попробуем эту ситуацию проиграть. Девочку изобразит …. (назвать имя ученицы класса), она прочитает вопрос, а мальчика - …. (выбрать ученика из класса), он прочитает ответ, все остальные - контролёры.

- Сколько человек разговаривали?

- Разговор двух людей называется диалог, а людей, участвующих в разговоре называют собеседниками.-

з) работа с текстом

Слайд 9

- Давайте мы прочитаем текст. Но сначала надо прочитать слова в рамочках. Читаем текст в полголоса.

- Какое время года наступило?

- Кто пошёл на горку? А ещё кто? Как зовут собаку?

- Кто первый скатился с горы?

- Кто ехал вдвоём?

- Что делает Тузик?

- Какие чувства испытывают ребята?

- Как мы могли бы назвать этот текст?

- Читаем по цепочке по одному предложению. Все следят и слушают внимательно.

- С какой буквой познакомились на уроке?

- Посчитайте, сколько в этом тексте букв з.

5. Подведение итогов урока

Слайд 10 с анимацией

- Какие звуки сравнивали?

- Какими буквами обозначаются?

- Что они образуют? Как их называют? (Пару. Парные согласные)

- Какое место на ленте букв должна занять буква З?

- С какими затруднениями встретились?