Технологическая карта урока внеклассного чтения по теме «Чудесный доктор» А.И.Куприн

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: А.И.Куприн «Чудесный доктор», А.И.Куприн


Тип урока

Закрепления.

Цели урока

Способствовать формированию нравственных ценностей; развивать навык смыслового чтения; формировать навык извлечения информации из прочитанного; самостоятельно оценивать поступки героев.

Планируемые метапредметные результаты:

познавательные УУД:

формулировать познавательные цели, поиск и выделение информации, смысловое чтение, анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, ориентироваться в выборе своих действий.

личностные УУД:

формировать развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нормах морали и нравственности, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

регулятивные УУД:

развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его

коммуникативные УУД:

Формировать у обучающихся культуру общения (слушать и понимать других; доказывать и отстаивать свою точку зрения; умение работать в команде)

Планируемые предметные результаты:

Формировать нравственно-ценностное отношение к людям.

Организация пространства:

фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Ресурсы

Ноутбук, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, портрет А.И.Куприна

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.
Самоопределение к деятельности

Приветствует учеников.
Проверяет готовность класса к уроку.
Создаёт положительный эмоциональный настрой.
- Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами!
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть сегодня для себя что-то новое.

Приветствуют учителя.
Эмоциональный настрой на урок.

2.Актуализация знаний

- С произведением, какого русского писателя вы познакомились дома?

«Чудесный доктор» А.Куприна

3.Планирование и постановка учебной задачи

- К 140-летию со дня смерти великого русского хирурга, педагога, профессора. Основоположника военно-полевой медицины Николая Ивановича Пирогова посвящается.
-Александр Куприн «Чудесный доктор». Этот рассказ ни есть, какой то вымысел. Он имеет место быть на самом деле. И действие разворачивается в канун самого удивительного, полного волшебства и очень важного для всех православных людей праздника Рождества.
- Давайте вместе поразмышляем над страницами прочитанного рассказа.

Беседа, ответы на вопросы.

- Как вы думаете, почему рассказ получил название «Чудесный доктор»? - Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил её судьбу.
- Подберите синонимы к слову «чудесный». - Необыкновенный, удивительный, замечательный человек.
4. Этап применения знаний и способов действий - Назовите главных героев рассказа. Гриша М.- старший (10 лет)
Володя-младший
Мерцалов - отец
Мать
Доктор Пирогов
- В какое время происходят события в произведении «Чудесный доктор»?
- Какие ассоциации возникают при слове «Рождество»?
- Как вы считаете, такие же чувства испытывали главные герои рассказа?
Зимой, перед Рождеством или Новым годом.
Подарки, весёлое настроение, гости, смех, игры, праздничный стол
5. Работа в группах
«Две стороны жизни»
- Как вы понимаете выражение «Две стороны жизни»?
Давайте почувствуем ту атмосферу, которая царила в городе и в семье Мерцаловых.
Мерцаловы - нет, у них нищета.
Доктор Пирогов - да, нёс домой подарки для знакомых ребятишек.
1 группа Зарисовки города: витрины, улицы, чувства и состояние людей, готовящихся к празднику.
2 группа За городом: улицы, комната Мерцаловых, чувства и состояние героев.
- Как вы думаете, почему люди, к которым обращались Мерцаловы за помощью, не помогли им?
3 группа Восстановить по тексту рассказа, что произошло с семьёй Мерцалова.

Люди по-разному готовятся к праздникам: у одних - покупки, радость, суета; другие - не могут надеяться на праздник.
Выборочное чтение.
- Ну, Володя, идём… Нечего тут...- Подавив тяжёлый вдох, два мальчугана побежали домой.
Описание жилья, где жили Мерцаловы.

Диалог мамы и Гриши читают по ролям.
Люди готовятся и не замечают людей, которые лишены этой радости. У них закончились деньги, некогда.
Описание Мерцалова и их несчастья.
Думы Мерцалова.

Физкультурная минутка под музыку

Давайте немного отдохнём и представим, что попадаем в зимний сад.

Направо - чудные деревья,
Налево - ёлок длинный ряд,
А сверху - облака на диво,
Внизу сугробов встал отряд.
Деревья ветви распушили,
Нечаянно снег вдруг уронили,
И снова к небу потянулись,
Затем опять к земле пригнулись
И распрямились.
И вновь вдыхаем глубоко:
Вдох-выдох, вдох-выдох,
И на душе легко-легко:
Вдох-выдох, вдох-выдох.
- Что помогло расслабиться, снять усталость?

- Музыка: спокойная, помогает и придаёт уверенность в завтрашнем дне.

- Кому из героев рассказа соответствует музыка по настроению? Мелодия характерна для Доктора.
- Давайте заглянем в сад и увидим встречу, которая так изменила жизнь Мерцалова.
- Что вы чувствовали, когда смотрели на происходящие события?
- Что вам помогло прочувствовать состояние героев?
- Как звали доктора, который помог семье Мерцаловых?
- Почему он не назвал своего имени?
Описание заснеженного сада.
Чтение по ролям «Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке».
Беседа по вопросам.
Короткие фразы: крик души! выплёскивал боль! Это состояние передалось доктору(принял чужую боль как свою!): «Едемте, едемте скорее…»

- Что последовало за этим?

- Когда читатель его узнал?

Выразительное чтение.
- С тех пор словно благодатный ангел снизошёл в нашу семью.
Фамилия «чудесного доктора» - Николай Иванович Пирогов - знаменитый врач - хирург, профессор медицины. Этот самоотверженный, бескорыстный человек, который всю свою жизнь посвятил спасению людей.

6. Этап обобщения и применения знаний

- Как вы думаете, каким должен быть человек, написавший этот рассказ?
- Для чего Александр Иванович Куприн написал этот рассказ?

- Он должен быть добрым, отзывчивым, понимающим, внимательным к бедам других.
- Главной мыслью этого произведения можно считать веру в чудо.
- Важно верить в себя и в окружающих несмотря ни на что, не падать духом, и тогда даже в самый страшный миг отчаяния, наступит спасение

7. Рефлексия деятельности

Какие жизненные уроки вынесли вы из рассказа?

- Ребята! Будьте добры, милосердны, внимательны к чувствам других людей. Помните, сердечность - это такой же дар, как красота и ум. Именно она помогает нам выжить в самых трудных жизненных ситуациях.
- Спасибо за урок!

Подготовленный ученик наизусть читает стихотворение.

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые - щедро больным помогают,
Добрые - дарят тепло и уют,
Добрые - в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.