Тип урока |
Закрепления. |
|
Цели урока |
Способствовать формированию нравственных ценностей; развивать навык смыслового чтения; формировать навык извлечения информации из прочитанного; самостоятельно оценивать поступки героев. |
|
Планируемые метапредметные результаты: |
||
познавательные УУД: |
формулировать познавательные цели, поиск и выделение информации, смысловое чтение, анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, ориентироваться в выборе своих действий. |
|
личностные УУД: |
формировать развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нормах морали и нравственности, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. |
|
регулятивные УУД: |
развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его |
|
коммуникативные УУД: |
Формировать у обучающихся культуру общения (слушать и понимать других; доказывать и отстаивать свою точку зрения; умение работать в команде) |
|
Планируемые предметные результаты: |
Формировать нравственно-ценностное отношение к людям. |
|
Организация пространства: |
фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа |
|
Ресурсы |
Ноутбук, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, портрет А.И.Куприна |
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент.
|
Приветствует учеников.
|
Приветствуют учителя.
|
2.Актуализация знаний |
- С произведением, какого русского писателя вы познакомились дома? |
«Чудесный доктор» А.Куприна |
3.Планирование и постановка учебной задачи |
- К 140-летию со дня смерти великого русского хирурга, педагога, профессора. Основоположника военно-полевой медицины Николая Ивановича Пирогова посвящается.
|
Беседа, ответы на вопросы. |
- Как вы думаете, почему рассказ получил название «Чудесный доктор»? | - Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил её судьбу. | |
- Подберите синонимы к слову «чудесный». | - Необыкновенный, удивительный, замечательный человек. | |
4. Этап применения знаний и способов действий | - Назовите главных героев рассказа. |
Гриша М.- старший (10 лет)
Володя-младший Мерцалов - отец Мать Доктор Пирогов |
- В какое время происходят события в произведении «Чудесный доктор»?
- Какие ассоциации возникают при слове «Рождество»? - Как вы считаете, такие же чувства испытывали главные герои рассказа? |
Зимой, перед Рождеством или Новым годом.
Подарки, весёлое настроение, гости, смех, игры, праздничный стол |
|
5. Работа в группах
«Две стороны жизни» |
- Как вы понимаете выражение «Две стороны жизни»?
Давайте почувствуем ту атмосферу, которая царила в городе и в семье Мерцаловых. |
Мерцаловы - нет, у них нищета.
Доктор Пирогов - да, нёс домой подарки для знакомых ребятишек. |
1 группа Зарисовки города: витрины, улицы, чувства и состояние людей, готовящихся к празднику.
2 группа За городом: улицы, комната Мерцаловых, чувства и состояние героев. - Как вы думаете, почему люди, к которым обращались Мерцаловы за помощью, не помогли им? 3 группа Восстановить по тексту рассказа, что произошло с семьёй Мерцалова. |
Люди по-разному готовятся к праздникам: у одних - покупки, радость, суета; другие - не могут надеяться на праздник.
Диалог мамы и Гриши читают по ролям.
|
|
Физкультурная минутка под музыку |
Давайте немного отдохнём и представим, что попадаем в зимний сад.
Направо - чудные деревья,
|
- Музыка: спокойная, помогает и придаёт уверенность в завтрашнем дне. |
|
- Кому из героев рассказа соответствует музыка по настроению? | Мелодия характерна для Доктора. |
- Давайте заглянем в сад и увидим встречу, которая так изменила жизнь Мерцалова.
- Что вы чувствовали, когда смотрели на происходящие события? - Что вам помогло прочувствовать состояние героев? - Как звали доктора, который помог семье Мерцаловых? - Почему он не назвал своего имени? |
Описание заснеженного сада.
Чтение по ролям «Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке». Беседа по вопросам. Короткие фразы: крик души! выплёскивал боль! Это состояние передалось доктору(принял чужую боль как свою!): «Едемте, едемте скорее…» |
|
- Что последовало за этим? - Когда читатель его узнал? |
Выразительное чтение.
|
|
6. Этап обобщения и применения знаний |
- Как вы думаете, каким должен быть человек, написавший этот рассказ?
|
- Он должен быть добрым, отзывчивым, понимающим, внимательным к бедам других.
|
7. Рефлексия деятельности |
Какие жизненные уроки вынесли вы из рассказа?
- Ребята! Будьте добры, милосердны, внимательны к чувствам других людей. Помните, сердечность - это такой же дар, как красота и ум. Именно она помогает нам выжить в самых трудных жизненных ситуациях.
|
Подготовленный ученик наизусть читает стихотворение.
Добрых людей, как всегда, не хватает,
|
Технологическая карта урока внеклассного чтения по теме «Чудесный доктор» А.И.Куприн
- Таскаева Александра Анатольевна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Ключевые слова: А.И.Куприн «Чудесный доктор», А.И.Куприн