Цель: показать детям красоту родной земли, запечатленную в музыке, поэзии.
Планируемые результаты
- Предметные: научатся: различать понятия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне.
-
Метапредметные:
- познавательные: ставить и формулировать проблему;
- регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.
- Личностные: развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг.
Музыкальный материал: записи песен «Моя Россия» Г.Струве, «Что мы Родиной зовем» Г.Струве, «Иркутская история», А.Маршал, «Усть-Илим» М. Кристалинская, «Мои город», Ю.Александров - слушание; «Я гражданин России» - разучивание.
Ход урока
1. Организационный момент
- В первом полугодии вы знакомились с музыкой, которая звучит вокруг нас. Узнали, что музыка, словно живое существо, имеет душу?
- А что является душой музыки? (Мелодия)
- А кто сочиняет мелодии? (Композитор)
- Что помогает композитору записать мелодию? (Ноты).
- Сколько их (Семь)
- Перечислите их. (До, ре, ми, фа, соль, ля, си)
- Что помогает услышать музыкальные звуки? (Музыкальные инструменты)
- Вокруг нас звучат разные звуки, которые складываются в музыку.
- Перед нами будут открываться всё новые и новые тайны музыки.
- Раздел, в который мы войдем, называется «Музыка и ты»
2. Сообщение темы урока
- Чтобы вы смогли догадаться, о чём сегодня пойдёт речь, предлагаю внимательно послушать стихотворение.
Родина - слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
(Татьяна Бокова)
- Эти замечательные стихи написала московская поэтесса Татьяна Бокова. О чём она рассказала в этом стихотворении?
- Ребята, а что для вас значит Родина?
- Сегодня мы поговорим о Родине языком искусства: поэзии (стихов) и музыки.
3. Работа по теме урока
а) знакомство с песнями
«Что мы Родиной зовем», Г.Струве, В.Степанов
- Так что мы Родиной зовем? (Дом, березки, край, в котором живем).
- В музыке любого народа отражены любовь к родной природе, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Музыка о «родимой сторонушке» помогала человеку на чужбине, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силы в дни испытаний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь.
- Обратите внимание на Музу, стоящую под деревом и любующуюся красотой вечера.
- Почему художник нарисовал девушку под березкой?
- Березка - это символ Руси. Вот так о России рассказал композитор Георгий Струве.
«Моя Россия», Г.Струве Н.Соловьева
- Кто исполнял песню?
- С каким настроением она звучала?
- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали эту песню?
б) беседа
- А как называется наше государство?
- А чем отличается одно государство от другого?
- Назовите символы нашего государства?
Чтение стихотворения «Если скажут слово Родина»
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- Какова главная мысль в этом стихотворении? (Родина бывает разная, Но у всех она одна!)
4. Углубление в тему урока
а) беседа о малой родине.
- Наша Родина - это наша страна. Россия - великая страна. Простирается она «…от южных морей, до полярного края», так поётся в гимне страны. А для каждого россиянина очень дорог тот край, в котором он живёт. Его «малая Родина»
- Как вы понимаете выражение «малая Родина»? («Малая Родина» - это малая часть большой страны, то место где родился и вырос человек.)
б) беседа об Иркутской области
- Наша малая Родина это - Иркутская область.
Земля Иркутская! Байкал и Ангара!
Земля Иркутская премудростью щедра.
Земля Иркутская - Сибирский древний край,
Земля Иркутская - таёжный чудный рай.
(Александр Грэй-Биркин)
- Иркутская область расположена на юге Восточной Сибири. Очертания границы напоминают голову кролика. Общая площадь территории области - 774,8 тыс. кв. км, что составляет 4,6% от территории России. По величине площади она занимает 5- е место в России (Якутия, Красноярский край, Тюменская область, Хабаровский край). На её территории могли бы разместиться Италия, Дания, Бельгия, Великобритания, Португалия и Голландия вместе взятые. Официальными символами области как субъекта Российской Федерации являются герб и флаг Иркутской области.
- Послушайте песню о нашей области. («Иркутская история», А.Маршал)
- Кто исполнял песню?
- С каким настроением она звучала?
- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали эту песню?
в) беседа о городе Усть-Илимске
- Наша малая Родина это - Усть-Илимск. Послушайте, с какой гордостью и любовью рассказывает о нашем городе поэт Максим Сафиулин.
Мой город маленький, но важный.
В тайге родился и живёт.
О нем и слышал-то не каждый,
Но тот, кто знает, тот поймёт.Мой город был рождён от песен,
От свиста ветра и костра.
Он чист, приятен и чудесен…
А как чудесна Ангара!Река - красавица Сибири!
Байкала дочь… Волшебный вид!
Другой такой нет больше в мире!
Она любого вдохновит.Мой Усть-Илим - прекрасный город!
К нему я всей душой стремлюсь.
Он с детских лет мне очень дорог,
Ему лишь верен остаюсь!
- Послушайте песню о нашем городе. («Мои город», Ю.Александров)
- Кто исполнял песню?
- С каким настроением она звучала?
- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали эту песню?
5. Вокально-хоровая работа
а) слушание музыкального произведения
звучит песня «Я гражданин России»
- Кто исполнял песню?
- С каким настроением она звучала?
- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали эту песню?
б) разучивание песни «Я гражданин России»
6. Итог урока
- Мы сегодня слушали разные песни о Родине.
- Подумайте, с каким настроением нужно исполнять песни о Родине, о родном крае?
- Какие чувства возникают у вас, когда вы поёте об Отчизне?
Все, что сердцу дорого, в песню так и просится.
И рассвет малиновый, и под небом рощица.
Поглядишь с пригорочка - видно речку синюю,
Видно даль бескрайнюю, что зовут Россиею.
Родина, Родина милые края.
Поле васильковое, песни соловья.
Нежностью, радостью светится она.
Родина, Родина на земле одна.