Конспект бинарного занятия «Времена года и настроение»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: времена года


Организационная информация

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

Коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора.

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Времена года и настроение»

2.

Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности

Наглядные (предметные картинки, видеоматериал). Приемы - показ способа действий.
Словесные (беседа, анализ, подведение итогов). Приемы - вопросы, беседа.
Игровые методы (воображаемая ситуация). Прием - игровой момент.
Практические методы обучения (упражнение). Прием - физкультминутка, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность детей.

3.

Интеграция образовательных областей

Физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.

4.

Возрастная группа:

5-6 лет

5.

Цель:

Подготовка детей к восприятию мира музея.

6.

Задачи:

6.1

Образовательные: Подготовить детей к восприятию мира музея, систематизировать знания о признаках времен года.

6.2

Развивающие: Формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства, активизировать словарь дошкольников.

6.3

Воспитательные: Углубить и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах, в том числе в музее.

7.

Планируемые результаты:

7.1

Дети имеют представление о музеи и культуре поведения в нем.

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Пиктограммы эмоций, картины на каждое время года,
Лото «Времена года», видео презентация музеев г. Оренбурга, карточки с изображением птиц(зрительная гимнастика), лото «Времена года».

9.

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты

Рассматривание картин Ивана Шишкина «Зима», Исаака Левитана «Большая вода», Аркадия Рылова «Полевая рябинка», А.Поленова «Золотая осень», чтение стихотворений о временах года.

Конспект образовательной деятельности

I.

Вводная часть

Воспитатель:
Приглашаю всех ребят поиграть. Игра называется "Встаньте все, кто…"
Воспитатель. Встаньте все, кто радуется хорошей погоде, любит снегопад, любит гулять по лужам, кто родился весной, любит гулять в лесу, кто родился летом, кто любит посещать музей?

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель: Как вы думаете, что такое музей? (Ответы детей). Музей - это место, где собраны коллекции вещей по темам, по видам. Людей, посещающих музей, называются экскурсантами, а человек, который проводит экскурсию, называется экскурсоводом. Предметы, которые хранятся в музее - экспонаты.

Я посетить хочу давно,
Местечко чудное одно.
И посмотреть на достиженья -
Искусства или увлеченья.
Там и рисунки, и поделки…
И никакой тебе подделки.
Возьму с собой и вас, друзей.
И мы отправимся в … (музей).

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: Хотите посетить музей нашего детского сада?

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Воспитатель: Приглашаем вас в наш музей.
Есть правила поведения в музее. Так как мы с вами отправляемся туда впервые, я хочу познакомить вас с ними. Самое основное правило в музее - соблюдение тишины и культурное поведение. В музее ничего нельзя трогать руками, только смотреть глазками.

II.

Основная часть

2.1 / 2.2

Актуализация ранее приобретенных знаний/ Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Педагог подводит к пейзажам времен года
Педагог: в музее нашего детского сада хранятся картины художников, стихотворения поэтов и звуки природы.
Педагог: полюбуйтесь картиной художника Ивана Шишкина «Зима».
Кого мы называем художником? Художник - это человек, который рисует или пишет картины.
Что изображено на картине?
Пейзаж - это изображение природы. Если художник изобразил город или городскую улицу, пейзаж называется городским. Лесные просторы - это лесной пейзаж, горы - горный, море - морской. Ребята, художника, которые пишет пейзажи, называют - пейзажистом.
На картине, что перед вами изображен лесной пейзаж.
С помощью белых оттенков художник изобразил уснувший под снегом зимний лес. Он как будто бы окаменел, застыл в оцепенении до наступления тепла и весны. И только мощные стволы деревьев темнеют на белоснежном фоне.
Видно, что прошёл снегопад, поэтому ветви под грузом снега свисают вниз. Непроходимый и мрачный лес в сочетании лёгкого и воздушного снега, становиться светлее и привлекательнее. Молоденькие ёлочки также притаились под снежным покрывалом.

И только маленький луч солнца проникает сквозь лесную чащу на поляну и окрашивает её золотистым светом солнечных лучей. На поляне лежат сломанные стволы и ветви деревьев. Возможно, они обрушились, не выдержав тяжести снега или природных стихий.

Но наш взгляд устремляется на единственный просвет среди всей темноты леса, наполненный светом- просеку. Просека - дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.

Тишина и покой, красота и мёртвая, словно хрустальная укутанная снегом природа, все уснуло вокруг. Нет ни человеческого, ни звериного следа на снегу, это придаёт картине отсутствие какой-либо жизни. И лес совсем не пустынен. Вот на одной из веточек притаилась птичка, которая удивляет взор среди зимнего пейзажа.
Изображение так реально, что, кажется, протяни только руку и можно будет почувствовать всё наяву. Картина сказочная, таинственна и загадочная.
Художник для изображения использовал множество сероватого и жёлтого оттенка, это придало ей своеобразную игру света.
Педагог: Какое настроение возникает у вас во время рассматривания картины зимнего пейзажа? Спокойствие, удивление.
Педагог предлагает кому-то из детей прикрепить соответствующие пиктограммы рядом с картиной.
Педагог: познакомимся со стихотворением поэта, человека-стихотворца, писателя, создающего произведения в стихах.

Иван Бунин «Первый снег»

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

Педагог: Что вы почувствовали, когда услышали стихотворение о зиме?
Дети: грусть, печаль.
Педагог: послушайте звуки зимы (звук метели).
Педагог: посмотрите, какими эмоциями мы встречаем зиму(обращает внимание детей на прикрепленные пиктограммы).

Воспитатель:
Ребята, но ведь зима радует нас самым волшебным и сказочным праздником! Каким?
(ответы детей). Правильно, Новым годом! А под Новый год принято загадывать желание. И, когда мы загадываем желание, мы зажигаем свечи и задуваем их. Я предлагаю вам сейчас загадать желание, в предверии Нового года, и задуть свечи.

Дыхательная гимнастика "Свеча"

Исходное положение - сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
Педагог: пройдем к картине художника Исаака Левитана «Весна - большая вода».
Если зима была снежной и с наступлением весны снег быстро растаял, то воды в реки прибывает очень много и они выходят из берегов, затапливают луга, леса, даже селения. Какое-то время вода стоит очень высоко, а потом постепенно начинает спадать, уходит и река возвращается в свое русло.
Это явление - когда реки разливаются, называется весенним половодьем. Еще часто говорят: большая вода пришла.

Эта картина изображает весеннее половодье. Вода - разлившаяся река - занимает большую часть полотна. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья - затопленная рекой рощица. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми.
В левой части тщательно выписанная желтая глинистая полоска земли красиво оттеняет голубую воду и как бы уводит взгляд зрителя в глубину картины. В перспективе видны затопленные крестьянские дома и крутой, недоступный для воды берег.
Темные тени деревьев на переднем плане говорят о том, что солнце светит сильно, ярко. Это чувствуется и по общей тональности картины, по цвету красок, которые использовал художник, он выразил весеннюю радость, используя светлые краски и продумал их сочетание.
Картина наполнена светом, он передает подлинное ощущение весны, ее свежее дыхание.
Педагог: Какое настроение возникает у вас во время рассматривания картин весеннего пейзажа?
Дети: радость.
Педагог предлагает кому-то из детей прикрепить соответствующие пиктограммы рядом с картиной.

Педагог: поэт Федор Тютчев написал стихотворение «Весенние воды»

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

Педагог: Что вы почувствовали, когда услышали стихотворение о весне?
Дети: радость.
Педагог обращает внимание детей на прикрепленные пиктограммы.
Педагог: как вы думаете, какие звуки у весны (звук ручейка).
Педагог: посмотрите, с какими эмоциями мы проживаем весну (обращает внимание детей на прикрепленные пиктограммы).

Воспитатель: Подвижная игра «Живое домино».
Педагог надевает шапочки на голову каждому ребенку. Ша­почки-маски разные: Тучка, Солнышко, Дождь, Снежинка, Мо­роз, Сосулька. Шапочки повторяются, чтобы дети могли найти одинаковую и стать в пары.
Педагог дает возможность детям рассмотреть, у кого какая шапочка, и говорит:
- Дети, сейчас мы поиграем. Вы будете бегать по комнате, кто куда хочет. А когда я скажу: «Найди себе пару»,- вы будете искать того, у кого такая же шапочка.
Педагог: покажите другим детям свое настроение: грусть, грустное или печальное настроение; гнев, сердитое настроение; удивление). Звучит музыка, команда «Найди себе пару» - музыка останавливается, дети встают в пары.
Педагог: покажите другим детям свое настроение:страх, испуганное настроение; спокойствие; радость.

Педагог: полюбуйтесь картинами художника Аркадия Рылова «Полевая рябинка». На картине изображено знойное лето, вдали течет чистая синяя речка, а по небу плывут кучевые облака.

На первом плане картины преобладает зелено-желтое разнотравье, все застилают цветы пижмы, клевера и медуницы, на заднем плане покачиваются тонкие белые березки, а рябины не видно. Всмотритесь в картину, можете увидеть полыхающие багровые грозди и темно-зеленые узкие листья знакомого дерева? Неужели художник забыл, что хотел запечатлеть?
Оказывается на родине художника пижма и называется полевой рябинкой. Видимо, это название произошло из-за схожести перистых листьев обоих растений и зонтичных цветков. Многочисленные круглые соцветия пижмы, усыпающие кустарник, в чем-то напоминают богатый урожай рябиновых деревьев.
Мы любуемся красочным летним днем, нетронутой, первозданной красотой во всей ее простоте и чистоте глубокие цвета с многообразием переливающихся оттенков: сине-голубое небо с розово-фиолетовыми облаками, всевозможные подтоны желто-зеленого в живописании трав, река цвета индиго и серо-зеленые молодые ивы, гнущиеся по берегу.

Педагог: Какое настроение возникает у вас во время рассматривания картин летнего пейзажа?
Дети: Радость.
Педагог просит ребенка выбрать и прикрепить соответствующую пиктограмму рядом с картиной.
Педагог: таким же радостным настроением делиться с нами поэт Федор Тютчев в стихотворении «В небе тают облака…»

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века -
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Педагог: удивительны звуки лета (пение птиц).
Педагог: посмотрите, какие эмоциями подарило нам лето (обращает внимание детей на прикрепленные пиктограммы).
Воспитатель:
Ребята, вы сегодня увидели много картин, старательно рассматривали их, и ваши глазки немного устали. Приглашаю вас на зрительную гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять
Будем птичек мы считать.
Глазки к небу поднимаем,
Взглядом птичек провожаем.
Вот сорока полетела,
Посмотрели глазки влево.
Там ворона пролетала,
Посмотрели глазки вправо.
Вверх взлетает ловкий стриж,
А за ним веселый чиж.
Посмотрели глазки вниз,
Села галка на карниз.
Вверх и вниз, и влево - вправо,
Сколько птиц тут пролетало?
Будем глазки закрывать,
Вспоминать и всех считать.
Раз - сорока, два - ворона,
Галка - три, четыре - стриж,
Ну, а пять - веселый чиж.
Раз, два, три, четыре, пять,
Можно глазки открывать.

Педагог: Рассмотрите картину художника Василия Поленова «Золотая осень»; художник изобразил середину осени, так называемую «золотую осень».
Основной цвет картины - желтый и его оттенки, от охристого до торжественного золотого. Сквозь желтые березы проглядывает темно-зеленая листва дуба, напоминая нам об уходящем лете, стоят зеленые елочки, местами луга покрыты еще зеленой травой.
На земле господствуют желтый и зеленый цвет, а небо - раскрашено во все оттенки голубого, от серых тонов облаков до легкой голубизны небосвода и розовых линий, рожденных отблесков солнца.
Цвет реки вобрал в себя все краски: здесь синь самой реки, отражение разноцветных листьев деревьев и голубизна неба.
Картина наполняет нас светлым теплым чувством.
Педагог: Поделитесь и вы своими эмоциями и чувствами от увиденного пейзажа.
Педагог: Послушайте стихотворение поэта Ивана Бунина «Листопад»

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой.

Педагог: Какое настроение возникает у вас во время прослушивания этого стихотворения?
Радостное от красоты осенней природы, но немного грустное от уходящего летнего тепла.
Педагог: звуки осени - это звук дождя.
Педагог: вот, какие противоположные и разнообразные эмоции дарит нам осень.

Воспитатель: Ребята, а помните, на занятии я задавала вам такой вопрос: можно ли встретить все времена года сразу? Сегодня, во время экскурсии вы встретили все времена года. Поговорили о признаках каждого из них. Я предлагаю вам поиграть в лото и проверить, хорошо ли вы знаете эти признаки?

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Дидактическая игра «Времена года»
Цель: игра дает общие представления о признаках зимы, весны, лета, осени.
Ход игры. Педагог делит детей на 4 группы и каждой выдает большую сюжетную картинку об одном из времен года. Дети должны ответить, какое время года изображено на картинке и почему они его узнали. Далее дети находят у себя в конвертах карточки с изображением соответствующего времени года и помещают их под большой картинкой. Педагог просит детей рассказать, что характерно для данного времени года. Затем обобщает рассказы детей, говоря о характерных приметах лета, зимы, осени и весны и их отличиях между собой.
Например, приметы лета.
Летние месяцы - июнь, июль, август. Стоят длинные теплые дни, короткие летние ночи. В жаркие дни проходят грозы с сильными дождями. Во время дождя, если светит солнце, на небе появляется разноцветная радуга. В жаркие дни утром и ве­чером на траве появляется роса.
Поспевают в лесу ягоды и грибы, созревают орехи. В цвет­никах и парках распускаются цветы. Созревают овощи, фрукты и ягоды.

Музеи есть в каждом городе, в том числе, и в нашем. Посмотрите на экран. (Слайды с изображением музеев г. Оренбурга). В следующий раз мы с вами совершим путешествие по одному из наших музеев и познакомимся с профессиями людей, которые там работают. На самом деле, их не так мало.

III

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Воспитатель:
- Ребята, что нового мы сегодня узнали?
- Что интересного мы можем рассказать дома?
- С какими новыми словами вы познакомились?
- Чему вы хотите еще научиться?
Давайте вспомним, что для вас было самым интересным на занятии, самым трудным, что было легче всего, какое задание было самым легким? Вы молодцы проявили трудолюбие, были внимательными, старательными.

IV

Дальнейшая разработка темы

4.1

Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Знакомство и виртуальное путешествие по музеям нашего города.
Викторина о временах года:
Первой идет Зима.
- А как вы думаете, кто пойдет за ней? /Ответы детей/
- Кто пойдет за Весной? /Ответы детей/
- А кто же замыкает год? /Ответы детей/

Психогимнастика по временам года

Физминутка (Дети встают друг за другом)

«Дождик».
Дождик бегает по крышам, /Похлопывают ладонями друг друга по спине/
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше - /Постукивают пальчиками по спине/
Бом! Бом! Бом!
- Дома, дома посидите, - /Поколачивают кулачками по спине/
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите, - /Растирают ребрами ладоней по спине/
Бом! Бом! Бом!
А уйду - тогда гуляйте. /Поглаживают ладонями по спине/
Бом. Бом. Бом.