Использование технологии смешанного обучения в рамках реализации ФГОС на уроках истории и обществознания

Разделы: История и обществознание


Прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения требования к формированию предметных, личностных и метапредметных результатов ставят перед каждым учителем вопрос о необходимости совершенствования технологии организации обучения, в котором ученик становится активным участником учебной деятельности, а учитель - направляющим звеном. Перенос акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей» включает в повседневную образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты и многое другое.

Сегодня в школе необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть направленными на развитие у учащихся навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей. Из пассивного потребителя знаний ученик должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика, для которого любимое утверждение: «Я сам!». Новый Федеральный государственный стандарт, стандарт второго поколения, как раз и предполагает изменение принципов организации образовательного процесса, в центре которого теперь находится ученик. И здесь на помощь приходят информационные технологии. Один из путей их применения - смешанное обучение, синтез классно-урочной системы и дистанционного обучения.

Что же такое смешанное обучение? Смешанное обучение - это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования.

Неоспоримыми плюсами смешанного обучения, на мой взгляд, являются:

  • Сочетание самостоятельного обучения с обучением в классе;
  • Проблема отвлечения от рассказа учителя компенсируется электронным курсом;
  • Шанс осуществлять реальный дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем способностей;
  • Возможность уделять повышенное внимание практической отработке навыков и умений.

Одной из наиболее удачных моделей смешанного обучения является «Перевернутый класс», где перевернутым становится сам процесс обучения.

Сейчас, когда мы уже третий год, начиная с 2020 года, живем в условиях пандемии, пережили локдауны и карантины, успешно и не очень практиковали дистанционное обучение, «перевернутый» процесс обучения во многом стал реальностью. Как же это работает?

Главная идея модели - учащимся предлагается ознакомиться с материалами темы заранее, до урока. Вначале записанное видео выкладывается на общий ресурс (раздается ученикам). В качестве домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции, изучают новый теоретический материал. Ученик может смотреть его в удобное для себя время и столько раз, чтобы разобраться в изучаемом материале. Попутно он может обратиться к учебнику или дополнительным ресурсам. Учитель к этому ролику прилагает несколько вопросов в режиме «онлайн» или небольшой тест для мониторинга освоения учебного материала. По ответам учеников он осознает уровень понимания нового материала.

Получив начальные знания и сформировав первичное представление о предмете изучения, учащиеся, придя в класс, переходят к активным формам обучения, то есть к анализу конкретной учебной ситуации, решению проблемных задач, выполнению практических заданий. Закрепление нового материала на уроке проходит в дифференцированных группах. На этом этапе преподаватель, видя уровень подготовки учащихся, может предложить исследовательскую деятельность, проекты, индивидуальные и коллективные формы работы. Также возможны дискуссии по теме, в которых каждый может высказать свою позицию.

Используя элементы «перевернутого обучения», демонстрируется уникальный, практически неограниченный потенциал сети Интернет, его значимость в плане самообразования. Благодаря модели «перевернутый класс» появляется возможность формирования у ребят отношение к сети как к источнику знания, способу транслирования и приобретения практического опыта, создавать реальную возможность уйти от «высиживания» и «зубрежки» на уроке к формированию активной жизненной позиции обучающегося как равноправного субъекта образовательного процесса, развитию жизненно важных компетенций на предметном материале.

Необходимо отметить, что возможности современного интернет-пространства практически безграничны. Продолжающееся развитие мощных мобильных устройств, предлагает широкий выбор образовательных ресурсов и возможность пользоваться ими в удобном месте и подходящее время.

Особенностями подхода «перевернутый класс» являются:

  • Вовлеченность ученика в процесс обучения;
  • Дидактические материалы (видео, аудио) находятся в свободном доступе;
  • Освобождается время на уроке для активных форм работы;
  • Контент - это не ресурс, а отправная точка для изучения нового материала;
  • Возможность учителя проводить больше времени один на один с теми учениками, которым нужна дополнительная поддержка и помощь;
  • Шанс для учеников работать в своем темпе (поставить на паузу, перемотать или пересмотреть видеолекцию, распределить время учебы по своему усмотрению).
  • Возможность в перевернутом классе ученика не двигаться дальше, если он не продемонстрировал достаточное владение и понимание того, что им нужно было усвоить при работе дома.
  • Видеолекции доступны всем учащимся, даже тем, кто вынужден по тем или иным причинам пропустить занятия в школе.
  • Возможность учителя диагностировать уровень усвоения учащимися первичного материала, «отправной точки».
  • Шанс учить друг друга (Некоторым ученикам удается понять материал быстрее остальных. В перевернутом классе, учитель может быстро выявить таких учеников и назначить их тьюторами одноклассников).
  • Привлечение родителей ребят (То, что видеоуроки доступны для просмотра в любое время дня и ночи, так как находятся в интернете, родители тоже могут просматривать их и, в свою очередь, помогать своим детям в освоении материала).

Нет единой модели перевернутого обучения, как не существует определенного направления деятельности для ее использования. Термин «перевернутый класс» широко используется для описания структуры практически любых занятий, которые строятся на предварительном изучении материала. И это один из самых важных аспектов. В классах, в которых я работаю, собраны очень разные учащиеся, от очень слабых до победителей олимпиад разного уровня. Одним для понимания достаточно взглянуть на материал, а другие нуждаются в дополнительном времени для его подробного изучения.

Видеолекция позволяет реализовать более активно личностно-ориентированный, деятельностный подход к обучению. Тем самым, учащиеся становятся не пассивными слушателями лекции по новому материалу, а активными участниками по его анализу.

Если видео не содержит задания, то ученикам предлагается составить несколько вопросов к нему. До следующего урока они должны его внимательно просмотреть. Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотрев сколь угодное количество раз сложные теоретические блоки.

Развитие социальных сетей и других инструментов современного Интернета предопределили необходимость их использования в школьном образовании. Это позволило взаимодействовать со школьниками в социальных сетях на уроках, в рамках внеурочной деятельности, в процессе выполнения домашних заданий (а также используются электронная почта, мессенджер WhatsApp, ZOOM и другие).

А на уроке, по результатам ответов обучающихся дома, основной акцент уделяется большому количеству практических работ, как в индивидуальной, так и групповой форме для создания учебных интернет-ресурсов: сервис для совместной работы над документами - Google (создание текста, электронных таблиц, совместных презентаций, различных анкет, календарей, буклетов) и т.д. Все это заинтересовывает ученика, у него повышается мотивация к обучению. Учитель от источника знаний становится организатором групповой работы, а ученик от потребителя становится активным участником образовательного процесса. Скромные и застенчивые учащиеся, привыкшие быть на вторых ролях, становятся более раскрепощенными и свободными. Однако, как и у любой технологии, у модели «перевернутого класса» есть свои недостатки или сложности:

  • Во-первых, постоянно требуется поиск тематических учебных материалов, их переработка и адаптация к учебной ситуации;
  • Во-вторых, необходимо больше времени на подготовку к такому уроку, что и без того загруженного сверх меры учителя бывает проблематично;
  • В-третьих, некоторые ученики, впрочем как и при обычной классно-урочной системе, не выполняют задания;
  • В-четвертых (хотя по значимости, наверное, во-первых) зависимость от Интернета и его периодическое отсутствие.

Основными советами по организации модели «Перевёрнутый класс» могут быть:

  • Каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы нужно сопровождать четкими учебными целями и пошаговым алгоритмом.
  • Обязательно обеспечивать каждое учебное видео заданием. Если видео не содержит задания, то можно предложить ученикам составить несколько вопросов к видео. Это могут быть вопросы общего характера и/или специальные вопросы к отдельным фрагментам видео.
  • Привлекать учеников к написанию небольших конспектов по просмотренному видео.
  • После каждой темы предлагать ученикам рефлексию.

Таким образом, технология перевернутого обучения предполагает изменение роли преподавателя. Становится возможным более тесное сотрудничество учителя и учеников во время учебного процесса. Меняется и роль обучающихся. Они перестают быть пассивными участниками образовательного процесса. Технология позволяет возложить ответственность за знания ученика на его собственные плечи, тем самым давая ему стимул для дальнейшего совершенствования, направляя процесс обучения в русло практического применения полученных знаний.

На подготовку урока с использованием новых моделей уходит значительно больше времени, чем при подготовке к традиционному. Однако, как показывает реальность трех прошлых лет, результаты новых уроков при правильном педагогическом планировании и грамотной реализации могут быть выше.

Список использованных источников и литературы

  1. Андреева, Н.В. Шаг школы в смешанное обучение / Н.В.Андреева, Л.В.Рождественская, Б.Б.Ярмахов - Москва: Рыбаков Фонд, 2016. - 279 с.
  2. Анисимов, А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle // Учебное пособие. 2-е изд. / А.М.Анисимов - Харьков: ХНАГХ, 2009. - 292 с.
  3. Асмолов, А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. / А.Г.Асмолов, А.Л.Семѐнов, А.Ю.Уваров. - Москва: некспринт, 2010. - 84 с.
  4. Берджес, Д. Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и увлекательными / Д.Берджес. - Москва: Альпина Паблишер, 2015. - 238 с.
  5. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалко - Москва : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2015. - 352 с.
  6. Васин, Е.К. Смешанное обучение на основе информационных технологий как форма реализации учебного процесса в общеобразовательной школе / Е.К.Васин // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2016. - Т. 21, №2(154) - С. 33-41.
  7. Гизатулина, О.И. «Перевернутый» класс - инновационная модель обучения / О.И.Гизатулина // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции. - 2017. - С. 116-118.
  8. Голубев, О.Б. Смешанное обучение в условиях цифровой школы [Электронный ресурс] / О.Б.Голубев, О.Ю.Никифоров // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - Режим доступа: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?Id=8014. Учебный контент в онлайн-среде смешанного обучения.
  9. Корнилова, Е.А. Смешанное обучение как средство реализации системно-деятельностного подхода в школе [Электронный ресурс] / Корнилова Е.А., А.А.Стрижаков // Вестник МГОУ. - 2016. - №4 - Режим доступа: https://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/10192. общество. - 2014. - № 17(2).