Цель: Расширять знания детей о воде. Ее роль в жизни человека, и всего живого на земле.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить и уточнить знания детей о свойствах и пользе воды;
- научить понимать значение воды для всего живого
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей логическое мышление, разговорную речь,
- активизировать и обогащать словарный запас по теме «Вода»,
- формировать умения отвечать полным ответом на вопросы.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде: дома, в детском саду, на приусадебном участке.
Предварительная работа:
- рассматривание глобуса,
- заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде,
- просмотр презентации «Круговорот воды в природе»,
- экспериментальная деятельность - свойства воды.
Место проведения: групповое помещение.
Оборудование и материалы:
- иллюстрации на тему «Вода»
- схемы-рисунки, где в природе встречается вода
- аудиозапись со звуками воды
- иллюстрации и схемы со свойствами воды
Ход ООД
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об очень важном природном богатстве. О каком богатстве пойдет речь, вы сами отгадаете.
А сначала отгадаем загадки?
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода)Лежало одеяло,
Мягкое, белое.
Солнце напекло
Одеяло утекло. (Снег)Люди ждут меня, зовут, а приду к ним - прочь бегут. (Дождик)
Воспитатель: О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!
Воспитатель: Правильно. А что такое вода?
Дети: Вода - это дождь, снег, лед, капель, ручей, река, море, океан, роса, туман и т.д.
Воспитатель читает стихотворение
«Вода - природный дар»
Вода в морях и океанах,
Озерах, реках и прудах.
И без нее не обойтись нам
Ни в селах, и ни в городах.
Цените воду, берегите:
Природой дан нам дар такой.
Воспитатель: Вода - это природный дар, который необходим для всего живого на земле.
Воспитатель: Давайте, ребята, вспомним: какими свойствами обладает вода?
(Предварительная работа - экспериментальная деятельность, была проведена с детьми.)
Ответы детей: дети по карточкам-схемам называют свойства воды.
(вода - это жидкость, не имеет запаха, бесцветна, прозрачна, текучая, принимает форму того предмета, куда ее нальют, вода - растворитель).
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям нужна вода? Где мы её используем?
Ответы детей: (пьём, моемся, моем в доме, готовим пищу, стираем, поливаем огород, цветы, принимаем душ и т.д.). (Работа по карточкам.)
Подвижная игра «Капитошки» - круговорот воды в природе.
Тучка мама - воспитатель, а дети - капельки. Ребята-капельки водят хоровод вокруг тучки - воспитателя. Затем тучка отпускает капельки погулять на землю, давая наставления.
Тучка - говорит слова:
«На землю вы летите, хорошо себя ведите.
Напоите все кругом. И на небо все бегом.»
Дети разбегаются в разные стороны, потом собираются вместе, образуя сначала ручейки (их должно быть несколько). Затем ручейки (двойные ряды), образуют реки, затем реки - образуют океан (большой круг). Тучка зовет капельки домой, дети кружатся, по одному возвращаются к тучке.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в словесную игру «Какая это вода?»
Я начну, а вы закончите:
- вода в море - морская; соленая;
- вода в реке - речная; пресная;
- вода в озере - озерная;
- вода в океане - океаническая;
- вода в болоте - болотная;
- вода в роднике - родниковая;
- вода под землей - подземная;
- вода в водопроводе - водопроводная.
Воспитатель: Давно люди заметили, что вода - это жизнь, поэтому про воду народ сложил много пословиц и поговорок.
Ответы детей.
- Наше счастье - дождь да ненастье.
- Много снега - много хлеба, много воды - много травы.
- Царь огонь, да царица - водица.
- В решете воду не носят.
- Вода и землю точит, и камень долбит.
Воспитатель: Из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод:
Ответы детей: (вода нужна всем, без воды не могут существовать люди, животные, растения.)
Воспитатель: Но вода нам нужна только чистая. От загрязнения воды страдает все живое. Вода во многих местах загрязняется от того, что в нее попадают вредные вещества с заводов и фабрик. Сами люди засоряют водоемы, реки.
Охрана воды - важное дело. Воду нужно использовать бережно, не тратить ее напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.
Предложить детям полить цветы в группе, после того как налили воду в лейку не забыть плотно закрыть кран.
Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой.
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!
Итог занятия. Вопросы к детям.
- Может ли человек жить без воды?
- Для чего людям и растениям нужна вода?
- Как надо беречь воду?
- Откуда берется вода в кране?
- Что будет на земле, если исчезнет вода?
Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь ее и береги -
Мы ведь на планете не одни.
Воспитатель: На этом наше занятие закончилось.