Конспект занятия ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с детьми ТНР на тему «Жизнь воды»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: вода, старшая группа, Дети с тяжелыми нарушениями речи ТНР, дети с ТНР


Цель: Расширять знания детей о воде. Ее роль в жизни человека, и всего живого на земле.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить и уточнить знания детей о свойствах и пользе воды;
  • научить понимать значение воды для всего живого

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей логическое мышление, разговорную речь,
  • активизировать и обогащать словарный запас по теме «Вода»,
  • формировать умения отвечать полным ответом на вопросы.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к воде: дома, в детском саду, на приусадебном участке.

Предварительная работа:

  • рассматривание глобуса,
  • заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде,
  • просмотр презентации «Круговорот воды в природе»,
  • экспериментальная деятельность - свойства воды.

Место проведения: групповое помещение.

Оборудование и материалы:

  • иллюстрации на тему «Вода»
  • схемы-рисунки, где в природе встречается вода
  • аудиозапись со звуками воды
  • иллюстрации и схемы со свойствами воды

Ход ООД

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об очень важном природном богатстве. О каком богатстве пойдет речь, вы сами отгадаете.

А сначала отгадаем загадки?

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода)

Лежало одеяло,
Мягкое, белое.
Солнце напекло
Одеяло утекло. (Снег)

Люди ждут меня, зовут, а приду к ним - прочь бегут. (Дождик)

Воспитатель: О чём мы с вами сегодня будем говорить?

Дети. О воде!

Воспитатель: Правильно. А что такое вода?

Дети: Вода - это дождь, снег, лед, капель, ручей, река, море, океан, роса, туман и т.д.

Воспитатель читает стихотворение

«Вода - природный дар»

Вода в морях и океанах,
Озерах, реках и прудах.
И без нее не обойтись нам
Ни в селах, и ни в городах.
Цените воду, берегите:
Природой дан нам дар такой.

Воспитатель: Вода - это природный дар, который необходим для всего живого на земле.

Воспитатель: Давайте, ребята, вспомним: какими свойствами обладает вода?

(Предварительная работа - экспериментальная деятельность, была проведена с детьми.)

Ответы детей: дети по карточкам-схемам называют свойства воды.

(вода - это жидкость, не имеет запаха, бесцветна, прозрачна, текучая, принимает форму того предмета, куда ее нальют, вода - растворитель).

Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям нужна вода? Где мы её используем?

Ответы детей: (пьём, моемся, моем в доме, готовим пищу, стираем, поливаем огород, цветы, принимаем душ и т.д.). (Работа по карточкам.)

Подвижная игра «Капитошки» - круговорот воды в природе.

Тучка мама - воспитатель, а дети - капельки. Ребята-капельки водят хоровод вокруг тучки - воспитателя. Затем тучка отпускает капельки погулять на землю, давая наставления.

Тучка - говорит слова:

«На землю вы летите, хорошо себя ведите.
Напоите все кругом. И на небо все бегом.»

Дети разбегаются в разные стороны, потом собираются вместе, образуя сначала ручейки (их должно быть несколько). Затем ручейки (двойные ряды), образуют реки, затем реки - образуют океан (большой круг). Тучка зовет капельки домой, дети кружатся, по одному возвращаются к тучке.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в словесную игру «Какая это вода?»

Я начну, а вы закончите:

  • вода в море - морская; соленая;
  • вода в реке - речная; пресная;
  • вода в озере - озерная;
  • вода в океане - океаническая;
  • вода в болоте - болотная;
  • вода в роднике - родниковая;
  • вода под землей - подземная;
  • вода в водопроводе - водопроводная.

Воспитатель: Давно люди заметили, что вода - это жизнь, поэтому про воду народ сложил много пословиц и поговорок.

Ответы детей.

  1. Наше счастье - дождь да ненастье.
  2. Много снега - много хлеба, много воды - много травы.
  3. Царь огонь, да царица - водица.
  4. В решете воду не носят.
  5. Вода и землю точит, и камень долбит.

Воспитатель: Из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод:

Ответы детей: (вода нужна всем, без воды не могут существовать люди, животные, растения.)

Воспитатель: Но вода нам нужна только чистая. От загрязнения воды страдает все живое. Вода во многих местах загрязняется от того, что в нее попадают вредные вещества с заводов и фабрик. Сами люди засоряют водоемы, реки.

Охрана воды - важное дело. Воду нужно использовать бережно, не тратить ее напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.

Предложить детям полить цветы в группе, после того как налили воду в лейку не забыть плотно закрыть кран.

Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой.
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!

Итог занятия. Вопросы к детям.

  • Может ли человек жить без воды?
  • Для чего людям и растениям нужна вода?
  • Как надо беречь воду?
  • Откуда берется вода в кране?
  • Что будет на земле, если исчезнет вода?

Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь ее и береги -
Мы ведь на планете не одни.

Воспитатель: На этом наше занятие закончилось.