Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе для детей с ТНР по теме «1 апреля – Международный день птиц»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, дети с ТНР, Международный день птиц


Цель: уточнить и расширить кругозор детей о пернатых друзьях - птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить представления детей о перелетных и зимующих птицах.
  • Активизировать и расширить словарь по теме.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа имен существительных, образование сложных слов).

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать связную речь.
  • Развивать внимание, память, мышление, зрительное и пространственное восприятие.
  • Развивать диалогическую речь, мелкую и общую моторику, творческое воображение, координацию речи с движениями.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать чувство любви к птицам, желание помогать им зимой и весной.
  • Воспитывать культуру речевого общения, умение быть доброжелательным, корректным собеседником.
  • Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, примет, загадывание загадок.
  • Чтение рассказов о птицах.
  • Подобрать литературно-художественный материал, музыку.

Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, магнитная доска, мяч.

Ход занятия

Воспитатель читает отрывок из стихотворения:

Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.

- О каком времени года это стихотворение?

Ответы детей. Время года весна.

Воспитатель: Какие птицы первыми возвращаются на родину?

Ответы детей: (грачи, ласточки, журавли, утки, гуси и т.д.).

(Дети одновременно, называя птиц показывают эту птицу и прикрепляют их к магнитной доске.)

Воспитатель: Как можно назвать этих птиц одним словом?

Ответы детей: - Перелетные птицы.

Воспитатель: Пришла весна, и к нам возвращаются птицы из дальних южных стран. Но не все птицы улетели, многие зимовали с нами. Подумайте и назовите птиц, за которыми мы наблюдали зимой.

Ответы детей: (вороны, воробьи, снегири, клесты, сороки, голуби и т.д).

(Дети одновременно, называя птиц, показывают эту птицу и прикрепляют их к магнитной доске.)

Воспитатель: Как можно назвать этих птиц одним словом?

Ответы детей: Зимующие птицы.

Воспитатель: Почему эти птицы не улетают?

Ответы детей - Потому, что и зимой у них есть, чем питаться: семена растений, остатки пищи людей, разные зерна. И еще люди их подкармливают.

Воспитатель: Почему перелетные не остаются зимовать?

Ответы детей: исчезают насекомые, которыми они питаются - вот и летят они туда, где есть корм, в теплые края.

Игра «Чем накормим птиц».

(Дети подбирают картинки с изображением различного корма для птиц и рассказывают какая птица, чем питается).

Например: синица любит семечки и сало;

Воробьи любят есть хлебные крошки и насекомых и т.д.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что 1 апреля - Международный день птиц.

И каждый год люди называют годом какой-либо птицы. Год 2022 назван годом домового воробья. Как вы думаете, почему именно весной отмечается этот день птиц?

Ответы детей: становится тепло, птицы прилетают из теплых стран, люди встречают птиц, делают для них скворечники, птицы благодарят людей своим пением, птицы откладывают яйца, из которых появляются птенцы.

Физкультминутка под текст с движениями.

На карниз
Со всех сторон (дети поворачиваются вправо - влево)
Собрались 100
Кар - ворон! (делают взмахи руками)
И у каждой
Кар - вороны
Клюв для самообороны! (дотрагиваются до носа, наклоняются вперед, выпрямляются)
Два крыла
Два быстрых взмаха (правая и левая руки в стороны, два взмаха)
И сто тысяч «Кар-р»
От страха! (произносят «Кар», разбегаются в разные стороны).

Упражнение «Назови одним словом».

Воспитатель: У каждой птицы есть свое название. Но часто люди называют их по какой-нибудь отличительной черте.

Это внешний вид.

Например: у сороки белый бок, значит, она белобокая

(Далее следуют ответы детей.)

  • у синицы желтая грудка - (желтогрудая)
  • у дятла длинный нос - (длинноносый)
  • у вороны черные крылья - (чернокрылая)
  • у сороки длинный хвост - (длиннохвостая)
  • у аиста длинные ноги - (длинноногий)
  • ласточка любит тепло - (теплолюбивая)
  • у нее хвост красного цвета (горихвостка)

Это крик птиц.

  • у соловья звонкий голос - (звонкоголосый)
  • птица кукует - (кукушка)
  • птица кричит «Чьи вы» (чибис)

Это по движениям.

  • вертит головой и вытягивает шею (вертишейка)
  • трясет хвостом (трясогузка)
  • поет на заре (зарянка)

Игра с мячом.

Воспитатель: Я буду кидать мяч и называть одну птицу, а вы во множественном числе. Например: снегирь - снегири.

  • Дятел -
  • Синица -
  • Голубь - и т.д.

Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили, что у птиц есть праздник, а на праздник принято говорить пожелания. Давайте и мы поздравим с - Днем птиц.

Наша игра будет называться «Экологическая почта».

(Детям предлагают образец пожелания)

«Я желаю птицам, чтобы они нашли себе хороший дом и вывели птенцов».

Далее дети по очереди придумывают свои пожелания.

Итог занятия

Воспитатель:

  1. О ком мы сегодня говорили на занятии?
  2. Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились.
  3. Как можно классифицировать птиц одним словом?
  4. Как можно помочь птицам зимой?
  5. Год 2022 - год какой птицы?

Воспитатель:

Дети птиц ловить не надо!
Обижать птенцов не надо!
Будут птицы на свободе
- Вредных гусениц не станет ни в саду, ни в огороде.
Сделай гнездышко-домишки на ветвях для птичек малых.
Да следи, чтоб коршун хищный не ломал, не разорял.

На этом наше занятие окончено, вы молодцы!