Цель: уточнить и расширить кругозор детей о пернатых друзьях - птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить представления детей о перелетных и зимующих птицах.
- Активизировать и расширить словарь по теме.
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа имен существительных, образование сложных слов).
Коррекционно-развивающие:
- Развивать связную речь.
- Развивать внимание, память, мышление, зрительное и пространственное восприятие.
- Развивать диалогическую речь, мелкую и общую моторику, творческое воображение, координацию речи с движениями.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать чувство любви к птицам, желание помогать им зимой и весной.
- Воспитывать культуру речевого общения, умение быть доброжелательным, корректным собеседником.
- Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа:
- Наблюдение за птицами, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, примет, загадывание загадок.
- Чтение рассказов о птицах.
- Подобрать литературно-художественный материал, музыку.
Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, магнитная доска, мяч.
Ход занятия
Воспитатель читает отрывок из стихотворения:
Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
- О каком времени года это стихотворение?
Ответы детей. Время года весна.
Воспитатель: Какие птицы первыми возвращаются на родину?
Ответы детей: (грачи, ласточки, журавли, утки, гуси и т.д.).
(Дети одновременно, называя птиц показывают эту птицу и прикрепляют их к магнитной доске.)
Воспитатель: Как можно назвать этих птиц одним словом?
Ответы детей: - Перелетные птицы.
Воспитатель: Пришла весна, и к нам возвращаются птицы из дальних южных стран. Но не все птицы улетели, многие зимовали с нами. Подумайте и назовите птиц, за которыми мы наблюдали зимой.
Ответы детей: (вороны, воробьи, снегири, клесты, сороки, голуби и т.д).
(Дети одновременно, называя птиц, показывают эту птицу и прикрепляют их к магнитной доске.)
Воспитатель: Как можно назвать этих птиц одним словом?
Ответы детей: Зимующие птицы.
Воспитатель: Почему эти птицы не улетают?
Ответы детей - Потому, что и зимой у них есть, чем питаться: семена растений, остатки пищи людей, разные зерна. И еще люди их подкармливают.
Воспитатель: Почему перелетные не остаются зимовать?
Ответы детей: исчезают насекомые, которыми они питаются - вот и летят они туда, где есть корм, в теплые края.
Игра «Чем накормим птиц».
(Дети подбирают картинки с изображением различного корма для птиц и рассказывают какая птица, чем питается).
Например: синица любит семечки и сало;
Воробьи любят есть хлебные крошки и насекомых и т.д.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что 1 апреля - Международный день птиц.
И каждый год люди называют годом какой-либо птицы. Год 2022 назван годом домового воробья. Как вы думаете, почему именно весной отмечается этот день птиц?
Ответы детей: становится тепло, птицы прилетают из теплых стран, люди встречают птиц, делают для них скворечники, птицы благодарят людей своим пением, птицы откладывают яйца, из которых появляются птенцы.
Физкультминутка под текст с движениями.
На карниз
Со всех сторон (дети поворачиваются вправо - влево)
Собрались 100
Кар - ворон! (делают взмахи руками)
И у каждой
Кар - вороны
Клюв для самообороны! (дотрагиваются до носа, наклоняются вперед, выпрямляются)
Два крыла
Два быстрых взмаха (правая и левая руки в стороны, два взмаха)
И сто тысяч «Кар-р»
От страха! (произносят «Кар», разбегаются в разные стороны).
Упражнение «Назови одним словом».
Воспитатель: У каждой птицы есть свое название. Но часто люди называют их по какой-нибудь отличительной черте.
Это внешний вид.
Например: у сороки белый бок, значит, она белобокая
(Далее следуют ответы детей.)
- у синицы желтая грудка - (желтогрудая)
- у дятла длинный нос - (длинноносый)
- у вороны черные крылья - (чернокрылая)
- у сороки длинный хвост - (длиннохвостая)
- у аиста длинные ноги - (длинноногий)
- ласточка любит тепло - (теплолюбивая)
- у нее хвост красного цвета (горихвостка)
Это крик птиц.
- у соловья звонкий голос - (звонкоголосый)
- птица кукует - (кукушка)
- птица кричит «Чьи вы» (чибис)
Это по движениям.
- вертит головой и вытягивает шею (вертишейка)
- трясет хвостом (трясогузка)
- поет на заре (зарянка)
Игра с мячом.
Воспитатель: Я буду кидать мяч и называть одну птицу, а вы во множественном числе. Например: снегирь - снегири.
- Дятел -
- Синица -
- Голубь - и т.д.
Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили, что у птиц есть праздник, а на праздник принято говорить пожелания. Давайте и мы поздравим с - Днем птиц.
Наша игра будет называться «Экологическая почта».
(Детям предлагают образец пожелания)
«Я желаю птицам, чтобы они нашли себе хороший дом и вывели птенцов».
Далее дети по очереди придумывают свои пожелания.
Итог занятия
Воспитатель:
- О ком мы сегодня говорили на занятии?
- Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились.
- Как можно классифицировать птиц одним словом?
- Как можно помочь птицам зимой?
- Год 2022 - год какой птицы?
Воспитатель:
Дети птиц ловить не надо!
Обижать птенцов не надо!
Будут птицы на свободе
- Вредных гусениц не станет ни в саду, ни в огороде.
Сделай гнездышко-домишки на ветвях для птичек малых.
Да следи, чтоб коршун хищный не ломал, не разорял.
На этом наше занятие окончено, вы молодцы!