Цель:
- Закрепить знания детей по теме звуки и буквы.
- Закрепить характеристики звуков.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- Закреплять умение давать сравнительную характеристику звукам.
- Умение различать согласные звуки звонкие и глухие.
- Закреплять умение проводить звуковой анализ слова.
- Закреплять умение детей придумывать слова с заданным звуком в начале, середине и в конце слова.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать речь, мышление, память, внимание.
- Развивать навыки чтения слогов.
- Развивать фонематические процессы.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение слушать воспитателя, сверстников.
- Воспитывать стремление к знаниям, усидчивость, умение работать в коллективе.
Планируемые результаты: имеют представление о звуках и буквах, умело применяют свои знания по освоению грамоты, способны взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Материал для занятия:
- Демонстрационный материал - два игрушечных зайца, слоги БА-ПА, буквы П, Б.
- Раздаточный материал - символ колокольчик и символ наушник, лепестки от ромашек, картинки со звуками Б и П.
Ход занятия
Сегодня у нас ребята необычное занятие. К нам пришли гости, посмотреть как вы занимаетесь.
Ребята, сегодня у нас итоговое занятие по теме звуки и буквы.
Итак, ребята, вспомните, пожалуйста, что такое звук? И что такое буква?
Дети отвечают:
(звуки - мы слышим и произносим)
(буквы - мы видим и пишем)
Какие бывают звуки?
Дети отвечают: (гласные и согласные)
Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Дети отвечают: (гласные звуки тянутся и поются, произносятся только голосом и при этом губы, зубы и язык не создают никакой преграды).
Приведите примеры: давайте протянем гласные звуки: А, О,У,И,Э.
(А согласные не поются, произносятся отрывисто.
Когда мы их произносим зубы, губы или язык образуют преграду).
Приведите примеры: Т,Ф,Х,З.
А какие бывают согласные звуки?
Дети отвечают: (согласные звуки могут быть звонкие и глухие, мягкие и твердые).
Как мы можем проверить согласный звук звонкий или глухой?
(Мы прикладываем ладошку к горлу. Если горло дрожит, значит этот звук звонкий, если нет - глухой).
У вас на столах лежат символы - колокольчик и наушники.
Колокольчик обозначает звонкий звук, а наушники соответственно - глухой звук.
Ребята, если я назову звонкий звук, то вы должны поднять колокольчик, а если я назову глухой звук, то вы должны поднять наушники.
Приготовились: В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.
Ребята, сегодня мы познакомимся со звуками Б и П. А в этом нам помогут зайцы Бим и Пим. Бим любит звук Б, а Пим любит звук П. Я обозначу эти звуки буквами Б и П.
Это какая буква? (Бэ)
А это какая буква (Пэ)
Какие они гласные или согласные? (согласные)
Какие из них звонкие, а какие глухие? (Б - звонкий, П - глухой.)
Зайчики хотят с вами поиграть. Давайте разделимся на две команды, команда Бима и команда Пима.
Итак, Бим и Пим будут следить за командами, какая команда более активная, кто больше отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ зайцы будут давать вам баллы.
Зайцы живут в лесу и очень любят цветы. Давайте мы для них выложим загадочные цветы. Буквы будут серединками цветов, а вам я раздам лепестки. Лепестки, с картинками в названии которых есть звук Б, вы выложите вокруг буквы Бэ, а лепестки в названии, которых есть звук П, вы выложите вокруг серединки буквы Пэ.
Дети выкладывают лепестки, в названиях которых есть заданные звуки.
- Ребята, несколько лепестков остались. Почему? (Потому что там нет этих звуков).
А теперь вы сами будете придумывать слова.
- Команда Бима - придумывает слова, где звук «Б» стоит в начале, в середине, в конце слова.
А команда Пима - придумывает слова, где звук «П» стоит в начале, в середине, в конце слова.
Называем слова и говорим, где находятся звуки.
А теперь я вам загадаю загадку, а вы отгадайте.
«У двух матерей
По пять сыновей
Одно имя всем»
(Пальчики)
Давайте вместе сделаем упражнение для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
А это задание на сообразительность. Будем играть со слогами -ПА, БА.
Игра «Закончи слово». Я начну, а вы закончите.
Например: Я говорю ЖА-, а вы БА и получилось ЖАБА.
Я говорю РЕ-, а вы ПА и получится РЕПА.
Приготовились! Начинаем!
Команда Бима - ШАЙ … (БА), ТУМ … (БА)
Команда Пима - ЛИ… (ПА), ЛАМ…(ПА)
Команда Бима - ВЕР…(БА), ШУ…(БА)
Команда Пима - ШЛЯ…(ПА), ЛА…(ПА)
Молодцы, ребята. Вы наверно устали, зайчики предлагают вам провести физкультминутку.
Физкультминутка
Давайте, ребята, встанем в круг. Поиграем в игру «Наоборот». Правила такие: Я произношу слово и бросаю вам мяч, а вы отбрасывая мяч называете слово с противоположным значением.
Высокий - низкий, добрый - злой, богатый - бедный и т.д.
Ребята, зайчики дали мне конверт. Давайте откроем его и посмотрим, что находится в нем. А здесь две загадки, для команды Бима и для команды Пима.
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
А теперь для команды Пима.
Кто рано встает
Голосисто поет
Детям спать не дает.
(Петух)
А теперь ребята, мы проведем звукобуквенный анализ слов отгадок.
Команда Пима разбирает слово - Блины.
Команда Бима - Петух.
Давайте от каждой команды выйдет 1 игрок разбирать слово. А остальные ребята проверяют, правильно ли разобрали слова.
- Сколько слогов в этом слове? (2 слога)
- Какой первый слог? Какой 2 слог? (1-бли, 2-ны )
- Сколько звуков в 1-м слоге?
- Какой 1-й звук в 1-м слоге - согласный или гласный?
- Твердый или мягкий согласный?
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные?
- Какой 2-й звук?
- Сколько звуков во 2-м слоге?
- Какой 1-й звук, согласный или гласный?
- Твердый или мягкий согласный?
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные?
- А 2-й звук во втором слоге.
Ребята, зайцы для вас составили кроссворд. Они нарисовали рисунки. Давайте посмотрим, что они нарисовали. Рисунок поможет вписать в квадраты 4 слова, которые начинаются с буквы Бэ и Пэ.
Сначала надо найти в этом рисунке слова, которые состоят из трех букв? Из четырех, из пяти, из шести. Сначала разбирает кроссворд команда БИМА, а потом команда ПИМА.
Рефлексивный этап
Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. Зайчикам очень понравилось с вами играть, но им пора идти домой - в лес.
Давайте попрощаемся с зайчатами.
На этом наше занятие закончилось, всем спасибо.