I. Вводная часть
Проблема: Происходящие в обществе перемены вполне естественно затрагивают многие стороны нашей жизни. Сегодня широко обсуждаются проблемы воспитания и образования подрастающего поколения начиная с раннего детства. Как воспитывать? Как и чему учить?
Наша Россия - многонациональная страна. Поэтому вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой принадлежности, рассматриваются в контексте укрепления и сплочения государства. Президент Российской федерации В.В.Путин подчеркивает, что "взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций".
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Федеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Также он направлен на обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.
К сожалению, в наши дни молодое поколение имеет недостаточно знаний о культуре своего народа. Молодёжь не видит в этом проблемы, живут настоящим, не задумываясь, что без прошлого не может быть ни настоящего, ни будущего. Компьютерный век, век новых технологий обделил возможностью возвращаться к своим историческим корням. Взрослые не видят необходимости знакомить детей с культурой своего народа. Многие не проявляют вообще интереса к ней, другие не видят ценности в народном достоянии. В сложившейся ситуации очень трудно сформировать у подрастающего поколения патриотические чувства к Родине, народу, к его культуре. А тем более взрастить в детях желание продолжать наследие своего народа.
В ТЛПО №1 филиала Детское отделение проходят лечение дети разных национальностей. Как и в любом обществе, в детском коллективе тоже возникают свои проблемы. Одна из проблем, это часто возникающие конфликты между детьми разных национальностей. В речи детей появляются обидные высказывания, указывающие на национальную принадлежность. Иногда возникают отказы от участия в национальных праздниках и развлечениях.Знание и понимание детьми общечеловеческих ценностей, воспитание толерантности, отзывчивости , терпимости, формирование у детей умений разбираться в своем внутреннем мире, выработку навыков самоанализа, самокорректировки, идентификации личности в поликультурной среде - является одной из важных задач педагогического коллектива. Важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам. А также, формировать социальную активность, уверенность в своих силах, способность к самовыражению, самоактуализацию, самопрезентацию. Существует необходимость в выработке умений вступать в межкультурный диалог, слушать и говорить, умений спорить, не ссорясь, в поисках истины.
Актуальность: Знакомство с народной культурой было актуально на продолжении всего человеческого рода:
- Закон РФ «Об образовании» - необходимо уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка, как гражданина страны, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.
- Культурно-историческая теория Л.С.Выготского - овладение культурой - главный источник развития личности человека.
- Цель нравственно патриотического воспитания - привитие любви к Родине, к культуре её народа.
Этот проект даст детям знания о наиболее известных народных промыслах, научит гордиться культурным наследием своего народа.
Гипотеза: знакомство с народно-прикладным искусством - путь к истокам народной культуры, формированию основ патриотизма и личностного самосознания. А значит, народная культура будет жить в веках, и пополняться новыми достижениями.
Новизна проекта: Данный проект покажет многообразие культур, объединит и сблизит ребят, покажет общее в многообразии культур.
Цель проекта: развитие у детей устойчивого интереса к народной культуре, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции через ознакомление с народно-прикладным искусством.
Задачи проекта:
Задачи для педагогов (общие):
Образовательные:
- Расширить представления детей о многообразии изделий народно - прикладного искусства: Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, культурными ценностями народов России, с играми, песнями.
- Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий этих промыслов.
Развивающие:
- Формировать представления о социокультурных ценностях;
- Формировать гражданственно-патриотического отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;
- Формировать представление о значимости культурного прошлого для будущих поколений;
- Совершенствовать технические умения и навыки при росписи бумажных силуэтов изделий мастеров народных промыслов;
- Активизировать и расширять словарный запас детей;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народно-прикладного искусства.
Воспитывающие:
- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство своего народа;
- Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей Родины, желание дорожить её прошлым, как достоянием;
- Воспитывать патриотизм и чувство гордости за Отчизну и её культуру.
Задачи для детей
- Дать элементарные знания о народных промыслах народов России
- Знакомство с народным бытом России;
- Знакомство с народно-прикладным творчеством.;
- Знакомство с особенностями народных игр в России;
Предмет исследования: народно-прикладное искусство.
Адресация проекта: дети, педагоги.
Проблема исследования: у детей, которые мало знают об истоках народной культуры, чувство патриотического самосознания будет на низком уровне. У них не будет сформировано представление о социокультурных ценностях своего народа.
Место проведения проекта: ГБУЗ «МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ», Туберкулезно-легочное педиатрическое отделение № 1.
Направленность развития деятельности: групповая.
Продолжительность: долгосрочная.
Время проведения: 1 раз в неделю.
Ожидаемый результат:
- Появится устойчивый интерес к культуре нашего народа;
- Будут иметь представления о народных промыслах, уметь различать изделия разных народных промыслов;
- Приобретут практические умения и навыки по росписи бумажных силуэтов;
- Сформируется уважение к историческому наследию народа.
Конечный результат: Выставки изделий народных промыслов, презентация проекта.
Ресурсное обеспечение: предметы быта и игрушки народно-прикладного искусства, альбомы с иллюстрациями, альбомы с конспектами НОД, презентации.
Методы проекта:
- Мастер-классы по ознакомлению с народно-прикладным искусством;
- Мастер-классы по обучению умениям и навыкам декоративных росписей;
Оценка результатов:
- Высокий уровень (3 балла): Ребенок называет вид росписи, основные элементы, используемые цвета. Технически правильно выполняет элемент.
- Средний уровень (2 балла): Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Называет не все элементы, цвета. Допускает незначительную ошибку в выполнении элемента.
- Низкий уровень (1 балл): Ребенок допускает ошибки. Не может правильно выполнить элемент.
II. Этапы проекта
Целеполагание:
- Создание творческой группы воспитатели - методист - родители.
- Определение темы, проблемы, актуальности.
- Постановка цели, определение задач.
- Обсуждение проекта в творческой группе.
- Анализ информации о народно-прикладном искусстве в группе.
- Выявление уровня знаний детей по проблеме.
Планирование:
- Составить перспективный план мероприятий.
- Разработка этапов проекта.
- Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- Создание необходимой базы для продуктивной и творческой деятельности детей.
Основной:
- Разработать альбомы по ознакомлению с народными промыслами на 1 года (НОД);
- Проведение классных часов, мероприятий, мастер-классов, НОД по ознакомлению с промыслами.
- Папка-передвижка
- Интеграция.
- Организация продуктивных видов деятельности в свободное время.
- Внедрение проекта в педагогический процесс ДО.
- Создание презентации.
Заключительный:
- Организация выставок детских работ.
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
План на 2022 г. (первое полугодие)
период
|
Тема |
Основные задачи |
|
месяц |
неделя |
||
Январь |
1 |
Информационный лист для педагогов «2022 год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России» |
Приобщения детей к народной культуре органично вплетены во все виды детской деятельности: в играх, в труде, в быту, являются частью образовательной деятельности по изобразительной деятельности, музыке, развитию речи и др. |
2 |
Кл.час «Быт и культура русского народа». «Русь-матушка»; |
Познакомить с бытом и культурой русского народа |
|
3 |
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
Квиз |
|
Февраль |
1 |
«Русская народная игрушка» |
Приобщение к русскому народному искусству. Расширить представление о народных игрушках. |
2 |
Мастер-класс «Русская народная игрушка» - знакомство с изготовлением игрушек матрёшки |
Познакомить с элементом: сеточка. Учить находить лучшее цветовое решение |
|
3 |
«Театральное представление: «Бабушка, дедушка и дети»
|
Уважение и почитание старших у балкарского народа |
|
Март |
1 |
Масленица (гулянья на улице) |
Знакомство с народным праздником Масленица |
2 |
«Беседа - «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре» |
Приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре |
|
3 |
Хохлома (травяной узор) |
Познакомить с элементами хохломской росписи |
|
Апрель |
1 |
«Беседа с детьми «По страницам сказок» устное народное творчество |
Познакомить детей со сказками народов России |
2 |
Организация выставки: «Ярмарка изделий хохломских мастеров» |
Подведение итогов |
|
3 |
«Молодец в кафтане, девушка в сарафане» |
Рассказ о матрешке. Разучивание частушек |
|
Май |
1 |
«Дымковская игрушка» мастер-класс лепка из глины |
Знакомство детей с дымковской игрушкой |
2 |
«Узор на разделочной доске - Городец» |
Познакомить с элементами городецкой росписи |
|
3 |
Балкарская сказка «Как бедняк делил курицу» |
Знакомство с балкарским фольклором |
|
Июнь |
1 |
Презентация проекта |
Подведение итогов |
В рамках реализации проекта«2022 год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России» в ТЛПО 1
Проведены:
- «Приобщение детей дошкольного возраста культурным ценностям народов России»
- «Знакомство с народной культурой и традициями России»
- «Традиции и обычаи народов России».
III. Заключение
Для реализации цели мы использовали проектную деятельность, которая способствовала развитию у детей интереса к народной культуре, формированию гордости за народ и его искусство. В ходе проекта мы с детьми пытались рассмотреть народно-прикладное искусство в росписи известных мастеров России: дымковской, хохломской, городецкой, гжельской. А также учили детей техническим навыкам и умениям росписи бумажных силуэтов. По итогам проведения работы в течение первого полугодия у детей появился интерес к народным промыслам. Они стали узнавать декоративную роспись по элементам. Появилось желание самостоятельно расписать заготовки, мастерить поделки своими руками. Появилась гордость за наследие своего народа. А педагоги, разрабатывая проект, создали презентации, материалы к квизам по народно-прикладному творчеству, организовали выставку предметов народных мастеров.
Вывод:
Цель проекта: «развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции через ознакомление с народно-прикладным искусством» - достигнута.
Гипотеза: «знакомство с народно-прикладным искусством - путь к истокам народной культуры, формированию основ патриотизма и личностного самосознания» - доказана.
Результатами, итогом проекта стали выставки детских работ, которые показали у детей живой интерес к народно-прикладному искусству и выявили умения расписывать предметы-заготовки разными видами росписями. Они показали, что у детей сформированы элементарные представления о социокультурных ценностях своего народа.
Список использованной литературы
- Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры: Программа, разработки занятий и мероприятий. - Волгоград: Учитель, 2008. - 181 с.;
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие - 2 изд., перераб. и доп. - Спб. Детство-Пресс, 2010 - 280 с.;
- Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство - детям. - М.: Просвещение, 1976. - С.48-62;
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования. - 2-е изд., - М.; Мозаика - Синтез, 2006. - 168 с.