Проект на тему «2022 год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России»

Разделы: Внеклассная работа


I. Вводная часть

Проблема: Происходящие в обществе перемены вполне естественно затрагивают многие стороны нашей жизни. Сегодня широко обсуждаются проблемы воспитания и образования подрастающего поколения начиная с раннего детства. Как воспитывать? Как и чему учить?

Наша Россия - многонациональная страна. Поэтому вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой принадлежности, рассматриваются в контексте укрепления и сплочения государства. Президент Российской федерации В.В.Путин подчеркивает, что "взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций".

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Федеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Также он направлен на обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

К сожалению, в наши дни молодое поколение имеет недостаточно знаний о культуре своего народа. Молодёжь не видит в этом проблемы, живут настоящим, не задумываясь, что без прошлого не может быть ни настоящего, ни будущего. Компьютерный век, век новых технологий обделил возможностью возвращаться к своим историческим корням. Взрослые не видят необходимости знакомить детей с культурой своего народа. Многие не проявляют вообще интереса к ней, другие не видят ценности в народном достоянии. В сложившейся ситуации очень трудно сформировать у подрастающего поколения патриотические чувства к Родине, народу, к его культуре. А тем более взрастить в детях желание продолжать наследие своего народа.

В ТЛПО №1 филиала Детское отделение проходят лечение дети разных национальностей. Как и в любом обществе, в детском коллективе тоже возникают свои проблемы. Одна из проблем, это часто возникающие конфликты между детьми разных национальностей. В речи детей появляются обидные высказывания, указывающие на национальную принадлежность. Иногда возникают отказы от участия в национальных праздниках и развлечениях.Знание и понимание детьми общечеловеческих ценностей, воспитание толерантности, отзывчивости , терпимости, формирование у детей умений разбираться в своем внутреннем мире, выработку навыков самоанализа, самокорректировки, идентификации личности в поликультурной среде - является одной из важных задач педагогического коллектива. Важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам. А также, формировать социальную активность, уверенность в своих силах, способность к самовыражению, самоактуализацию, самопрезентацию. Существует необходимость в выработке умений вступать в межкультурный диалог, слушать и говорить, умений спорить, не ссорясь, в поисках истины.

Актуальность: Знакомство с народной культурой было актуально на продолжении всего человеческого рода:

  • Закон РФ «Об образовании» - необходимо уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка, как гражданина страны, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.
  • Культурно-историческая теория Л.С.Выготского - овладение культурой - главный источник развития личности человека.
  • Цель нравственно патриотического воспитания - привитие любви к Родине, к культуре её народа.

Этот проект даст детям знания о наиболее известных народных промыслах, научит гордиться культурным наследием своего народа.

Гипотеза: знакомство с народно-прикладным искусством - путь к истокам народной культуры, формированию основ патриотизма и личностного самосознания. А значит, народная культура будет жить в веках, и пополняться новыми достижениями.

Новизна проекта: Данный проект покажет многообразие культур, объединит и сблизит ребят, покажет общее в многообразии культур.

Цель проекта: развитие у детей устойчивого интереса к народной культуре, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции через ознакомление с народно-прикладным искусством.

Задачи проекта:

Задачи для педагогов (общие):

Образовательные:

  • Расширить представления детей о многообразии изделий народно - прикладного искусства: Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, культурными ценностями народов России, с играми, песнями.
  • Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий этих промыслов.

Развивающие:

  • Формировать представления о социокультурных ценностях;
  • Формировать гражданственно-патриотического отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;
  • Формировать представление о значимости культурного прошлого для будущих поколений;
  • Совершенствовать технические умения и навыки при росписи бумажных силуэтов изделий мастеров народных промыслов;
  • Активизировать и расширять словарный запас детей;
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народно-прикладного искусства.

Воспитывающие:

  • Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство своего народа;
  • Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей Родины, желание дорожить её прошлым, как достоянием;
  • Воспитывать патриотизм и чувство гордости за Отчизну и её культуру.

Задачи для детей

  • Дать элементарные знания о народных промыслах народов России
  • Знакомство с народным бытом России;
  • Знакомство с народно-прикладным творчеством.;
  • Знакомство с особенностями народных игр в России;

Предмет исследования: народно-прикладное искусство.

Адресация проекта: дети, педагоги.

Проблема исследования: у детей, которые мало знают об истоках народной культуры, чувство патриотического самосознания будет на низком уровне. У них не будет сформировано представление о социокультурных ценностях своего народа.

Место проведения проекта: ГБУЗ «МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ», Туберкулезно-легочное педиатрическое отделение № 1.

Направленность развития деятельности: групповая.

Продолжительность: долгосрочная.

Время проведения: 1 раз в неделю.

Ожидаемый результат:

  • Появится устойчивый интерес к культуре нашего народа;
  • Будут иметь представления о народных промыслах, уметь различать изделия разных народных промыслов;
  • Приобретут практические умения и навыки по росписи бумажных силуэтов;
  • Сформируется уважение к историческому наследию народа.

Конечный результат: Выставки изделий народных промыслов, презентация проекта.

Ресурсное обеспечение: предметы быта и игрушки народно-прикладного искусства, альбомы с иллюстрациями, альбомы с конспектами НОД, презентации.

Методы проекта:

  • Мастер-классы по ознакомлению с народно-прикладным искусством;
  • Мастер-классы по обучению умениям и навыкам декоративных росписей;

Оценка результатов:

  • Высокий уровень (3 балла): Ребенок называет вид росписи, основные элементы, используемые цвета. Технически правильно выполняет элемент.
  • Средний уровень (2 балла): Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Называет не все элементы, цвета. Допускает незначительную ошибку в выполнении элемента.
  • Низкий уровень (1 балл): Ребенок допускает ошибки. Не может правильно выполнить элемент.

II. Этапы проекта

Целеполагание:

  • Создание творческой группы воспитатели - методист - родители.
  • Определение темы, проблемы, актуальности.
  • Постановка цели, определение задач.
  • Обсуждение проекта в творческой группе.
  • Анализ информации о народно-прикладном искусстве в группе.
  • Выявление уровня знаний детей по проблеме.

Планирование:

  • Составить перспективный план мероприятий.
  • Разработка этапов проекта.
  • Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.
  • Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  • Создание необходимой базы для продуктивной и творческой деятельности детей.

Основной:

  • Разработать альбомы по ознакомлению с народными промыслами на 1 года (НОД);
  • Проведение классных часов, мероприятий, мастер-классов, НОД по ознакомлению с промыслами.
  • Папка-передвижка
  • Интеграция.
  • Организация продуктивных видов деятельности в свободное время.
  • Внедрение проекта в педагогический процесс ДО.
  • Создание презентации.

Заключительный:

  • Организация выставок детских работ.
  • Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

План на 2022 г. (первое полугодие)

период

Тема

Основные задачи

месяц

неделя

Январь

1

Информационный лист для педагогов «2022 год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России»

Приобщения детей к народной культуре органично вплетены во все виды детской деятельности: в играх, в труде, в быту, являются частью образовательной деятельности по изобразительной деятельности, музыке, развитию речи и др.

2

Кл.час «Быт и культура русского народа». «Русь-матушка»;

Познакомить с бытом и культурой русского народа

3

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Квиз

Февраль

1

«Русская народная игрушка»

Приобщение к русскому народному искусству. Расширить представление о народных игрушках.

2

Мастер-класс «Русская народная игрушка» - знакомство с изготовлением игрушек матрёшки

Познакомить с элементом: сеточка. Учить находить лучшее цветовое решение

3

«Театральное представление: «Бабушка, дедушка и дети»
Фольклор татарских сказок

Уважение и почитание старших у балкарского народа

Март

1

Масленица (гулянья на улице)

Знакомство с народным праздником Масленица

2

«Беседа - «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре»

Приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре

3

Хохлома (травяной узор)

Познакомить с элементами хохломской росписи

Апрель

1

«Беседа с детьми «По страницам сказок» устное народное творчество

Познакомить детей со сказками народов России

2

Организация выставки: «Ярмарка изделий хохломских мастеров»

Подведение итогов

3

«Молодец в кафтане, девушка в сарафане»

Рассказ о матрешке. Разучивание частушек

Май

1

«Дымковская игрушка» мастер-класс лепка из глины

Знакомство детей с дымковской игрушкой

2

«Узор на разделочной доске - Городец»

Познакомить с элементами городецкой росписи

3

Балкарская сказка «Как бедняк делил курицу»

Знакомство с балкарским фольклором

Июнь

1

Презентация проекта

Подведение итогов

В рамках реализации проекта«2022 год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России» в ТЛПО 1

Проведены:

  • «Приобщение детей дошкольного возраста культурным ценностям народов России»
  • «Знакомство с народной культурой и традициями России»
  • «Традиции и обычаи народов России».

III. Заключение

Для реализации цели мы использовали проектную деятельность, которая способствовала развитию у детей интереса к народной культуре, формированию гордости за народ и его искусство. В ходе проекта мы с детьми пытались рассмотреть народно-прикладное искусство в росписи известных мастеров России: дымковской, хохломской, городецкой, гжельской. А также учили детей техническим навыкам и умениям росписи бумажных силуэтов. По итогам проведения работы в течение первого полугодия у детей появился интерес к народным промыслам. Они стали узнавать декоративную роспись по элементам. Появилось желание самостоятельно расписать заготовки, мастерить поделки своими руками. Появилась гордость за наследие своего народа. А педагоги, разрабатывая проект, создали презентации, материалы к квизам по народно-прикладному творчеству, организовали выставку предметов народных мастеров.

Вывод:

Цель проекта: «развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции через ознакомление с народно-прикладным искусством» - достигнута.

Гипотеза: «знакомство с народно-прикладным искусством - путь к истокам народной культуры, формированию основ патриотизма и личностного самосознания» - доказана.

Результатами, итогом проекта стали выставки детских работ, которые показали у детей живой интерес к народно-прикладному искусству и выявили умения расписывать предметы-заготовки разными видами росписями. Они показали, что у детей сформированы элементарные представления о социокультурных ценностях своего народа.

Список использованной литературы

  1. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры: Программа, разработки занятий и мероприятий. - Волгоград: Учитель, 2008. - 181 с.;
  2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие - 2 изд., перераб. и доп. - Спб. Детство-Пресс, 2010 - 280 с.;
  3. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство - детям. - М.: Просвещение, 1976. - С.48-62;
  4. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования. - 2-е изд., - М.; Мозаика - Синтез, 2006. - 168 с.