Роль наглядности и практической деятельности в обучении детей с умеренной умственной отсталостью

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: дети с умственной отсталостью


В школе VIII вида обучаются дети не только с легкой степенью умственной отсталости, но и дети с выраженным недоразвитием интеллекта (с умеренной и глубокой степенью умственной отсталости).

Категория детей с выраженной умственной отсталостью представляет собой разнородную группу обучающихся, для которых характерно позднее развитие и снижение интеллекта, нарушение всех сторон психики, мышления, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Как правило, интеллектуальные нарушения сопровождаются выраженной неврологической патологией. Детям, страдающим умеренной умственной отсталостью, присуще системное недоразвитие речи.

Обучение детей с умеренной умственной отсталостью должно идти на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами, учебная работа должна быть посильна для детей. Возможности развития у детей с интеллектуальным недоразвитием ограничены, но не надо учитывать только имеющийся уровень познавательных способностей учеников и приспосабливать к нему учебные задания, всемерно облегчая их. Ведь «под влиянием пессимистического взгляда на умственно отсталых детей происходит обычно снижение требований, заведомое сужение, сокращение границ и пределов которые ставит себе воспитание этих детей. Возникают минималистические тенденции, стремление свести воспитательные задачи по отношению к этим детям до возможного минимума, ограничить самым необходимым» (Л.С.Выготский). Обучение должно строиться таким образом, чтобы дети справлялись с работой, преодолевая определённые трудности, требующие пусть небольшого, но постоянного увеличения степени самостоятельности.

В классах обучаются дети разных клинических групп, поэтому необходимо учитывать типологические особенности и потенциальные возможности каждого ребенка, чтобы для конкретного ученика определить содержание и объём заданий. Это позволяет осуществлять важнейший в процессе обучения детей с недоразвитием интеллекта принцип индивидуального подхода.

Особое внимание в работе с этими детьми следует уделять принципу практической направленности обучения. По мысли Л.С.Выготского, «практический интеллект может явиться точкой приложения компенсации, средством выравнивания других интеллектуальных функций». Поэтому коррекционно-воспитательная работа с детьми с умеренной умственной отсталостью должна базироваться на таких видах занятий, как самообслуживание, предметно - практическая деятельность и ручной труд, в процессе проведения этих занятий можно развивать речь, корригировать недостатки их мышления, психических процессов, формировать целенаправленные движения и положительные эмоции.

Для повышения эффективности процесса обучения, работу с детьми с умеренной умственной отсталостью следует строить с учетом особых принципов, которые очень важны для категории этих детей. Прежде всего, это принцип расширения социальных связей. Дети испытывают большие трудности в усвоении общепринятых норм поведения, в овладении навыками общения, поэтому «социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания» (Л.С.Выготский). Положительные привычки, способствующие интеграции детей в общество, необходимо вырабатывать методом многократных упражнений, предъявляемых требований. На занятиях надо создавать условия, вызывающие необходимость речевого общения детей. Принцип интегрированного обучения вытекает из необходимости возможно более разностороннего изучения предметов окружающего мира, привлечения для этого разных анализаторов, включения изучаемых объектов в различные виды деятельности.

Следует всемерно расширять ограниченный опыт умственно отсталых детей, развивать их восприятие, умения устанавливать связи между предметами. Такое обучение предполагает параллельное прохождение одних и тех же тем на разных уроках с помощью разных средств и методов. Необходимо расширять межпредметные связи. При реализации межпредметных связей в коррекционно - педагогической работе с детьми с недоразвитием интеллекта наибольший эффект даёт сочетание наглядных и практических методов обучения. Особое значение имеют экскурсии и игровая деятельность, выступающая одной из главных форм практического метода. При этом, учитывая недоразвитие интеллекта детей, на начальных годах обучения сначала их обучают игровой деятельности как таковой и лишь затем игра выступает как метод обучения. Например, с Ильёй мы до сих пор обучаемся игровой деятельности.

Для улучшения обучения детей с умеренной умственной отсталостью необходима замедленность и повторность в процессе обучения. Одним из основных симптомов умственно отсталых детей является малая подвижность нервных процессов, что обусловливает замедленность их психических процессов - восприятия, запоминания, воспроизведения, мышления. В соответствии с этим обучение строится в замедленном темпе. Для умственно отсталых детей характерна слабая познавательная восприимчивость и низкая продуктивность воспроизведения предъявленной информации. Коррекция в этом случае осуществляется путем неоднократных предъявлений одних и тех же знаний, а также повторного обращения к раннее усвоенному материалу. Деятельность ребенка необходимо постоянно стимулировать, развивать его эмоционально - волевую сферу, познавательные процессы. Стимулы должны вызывать преимущественно позитивное эмоциональное отношение, поэтому весь процесс обучения детей с умеренной умственной отсталостью должен быть окрашен положительным фоном.

Таким образом, учитывая основную цель и принципы процесса обучения детей с умеренной умственной отсталостью, используя эффективные методы обучения, учитывающие своеобразие познавательной деятельности таких детей, варьируя формы занятий, можно создать условия для их успешной социализации.

Основные требования к методике обучения детей с умеренной умственной отсталостью.

1. Использование игровой формы как доминирующей. Игра не как развлечение, а как средство обучения.

2. Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения

3. Использование подражательности, свойственной детям, с умственной отсталостью.

4. Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.

5. Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведётся по каждому элементу, затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.

6. Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.

7. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время

8. Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.

9. Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Каждый ребёнок выполняет задание в соответствии со своими психофизическими возможностями и с необходимой помощью педагога. Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

Создание «эмоционального благополучия» на уроках.

При подготовке уроков нужно учесть, что дети с тяжёлым недоразвитием интеллекта могут усвоить только элементы письма, счёта, некоторые навыки слогового чтения. На большее они просто не способны. Всегда нужно учитывать уровень психофизических возможностей детей. Главное - создание у детей социальных контактов, тех необходимых навыков, которые пригодятся им в семье, при контактах в ближайшем окружении.