Проектная деятельность на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык, проектная деятельность, метод проектов


Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка (ИЯ). Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование языковой компетенции. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации, способную решать поставленные перед ней языковые задачи. Но встает вопрос о том, как помочь развить такую личность, как мотивировать на подобные действия?

Одной из основных задач учителя является развитие у обучающихся интереса к учению и творчеству, так как интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных образовательных технологий в учебном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Современные образовательные технологии дают возможность формировать у школьников ключевые компетенции (познавательные, коммуникативные, информационные).

Проектная деятельность является важным компонентом системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода. Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании: особое внимание к индивидуальности человека, его личности; чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся. Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Многолетний опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызывает у них созерцательный, но никак не познавательный интерес к предмету. И чтобы разбудить в школьниках активность, необходимо предложить им проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Применительно к уроку иностранного языка, проект - это организованный учителем и выполняемый учащимися самостоятельно комплекс действий, которые завершаются созданием творческой работы.

Важно, что в ходе выполнения проекта, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Проекты существуют различных видов и требуют актуализации знаний из различных образовательных областей, способствуя интеграции учебных предметов; это и включение иностранного языка в другие виды деятельности: исследовательскую, трудовую, эстетическую. Работа над проектом - это сочетание самостоятельной работы ученика с работой в паре, группе, коллективе по решению какой-либо проблемы. Это требует умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал, систематизировать его, обсудить с членами группы, как лучше представить и, наконец, выступить на самой презентации, будь то конференция или итоговый урок.

Основные цели введения в школьную практику метода проектов это:

  • реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
  • продемонстрировать уровень обученности иностранному языку;
  • показать умения отдельного ученика (или группы учеников) использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
  • подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики - это особая форма ее организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

  • тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран;
  • проблема, предлагаемая ученикам, должна быть сформулирована так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
  • не менее важным является необходимость вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.

Каждый проект соотносится с какой-то определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Работая над проектом, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, учащиеся могут использовать рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

Проектная методика - один из наиболее эффективных способов составить представление об уровне сформированности метапредметных умений обучающихся. Метод проектов позволяет обратить внимание учащихся на актуальные вопросы и проблемы современной жизни.

Например, при работе над проектом «Глобализация и моя страна» в 9-м классе ученики обращаются к вопросам о том, что такое глобализация, какие предпосылки привели к бурному развитию этого процесса, в какой степени он затрагивает школьника лично, в каких областях нашей жизни (экономике, политике, культурной жизни, быту) он проявляется. Ученик рассматривает проблему не абстрактно, а в тех ее проявлениях, которые затрагивают жизнь его страны, города, семьи. Таким образом, происходит осознание себя в контексте «Я и общество», «Я и мир», появляется понимание глобальных процессов, которые происходят в мире, а значит, и возможность принять эти процессы и адаптироваться к ним, влиять на них.

В то же время при выполнении проекта школьник приходит к четкому пониманию практической ценности владения английским языком, т. к. английский язык в данном случае используется как инструмент для получения необходимой информации с целью решения определенных социально, профессионально и личностно значимых задач. Очевидно, что владение не только родным, но и еще одним языком международного общения существенно расширяет доступ к информации как по количественным, так и по качественным параметрам. У ученика появляется возможность получать информацию из разнообразных источников, освещающих одни и те же события с различных точек зрения, что помогает критически оценивать информацию. Критическое мышление подразумевает, что, воспринимая внешнюю информацию, ученик оценивает ее с точки зрения адекватности/достоверности содержания, их убедительности и достаточности, а также логичности выводов.

В ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения, происходит непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур, создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Подготовить, оформить и представить проект - дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника. Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре.

Включение учащегося в различные виды деятельности с использованием иностранного языка создаёт возможность разностороннего развития личности. Использование методов проектов позволяет формировать в процессе самостоятельной и групповой работы индивидуальное восприятие мира, широкое использование субъективного опыта в интерпретации и оценки фактов, явлений, событий на основе личностно-значимых ценностей и внутренних установок, сверяя их с мнениями и оценками других и используя иностранный язык как средство познания и общения. Работа над проектом обязательно проходит при гибкой поддержке учителя.

Определяющая роль проектной деятельности в формировании положительной мотивации к изучению английского языка заключается в том, что:

  • учащиеся ощущают рост языковых умений и навыков, являясь активными участниками образовательного процесса, самостоятельно определяя форму представления учебного материала и его содержательное наполнение;
  • чередование творческих заданий разного вида и уровня сложности позволяет снимать возникающие в процессе учения мотивационные блокировки;
  • учебное творчество, представленное в различных видах, позволяет ученикам с самыми разными способностями и склонностями найти возможность самореализации в ситуации успеха;
  • творческие задания дают возможность непосредственного участия школьников в деятельности, что стимулирует их к дальнейшему развитию и самосовершенствованию;
  • выполнение заданий возрастающего уровня сложности приводит к преобразованию познавательных мотивов учения от простых форм (любопытство, любознательность) к более сложным (интерес, интеллектуальные мотивы).

Литература

    Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В.. Метод проектов при обучении учащихся иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 1. - С. 5-11.
  1. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2015. - 22 с.
  2. Соловьева Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2015. - 43 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010. № 1897.