Путь к успеху... Технология сотрудничества

Разделы: Внеклассная работа, Краеведение, Руководство учебным проектом


"Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умови рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим."
(Д.Уэбстер)

Взяв класс, каждый классный руководитель задумывается над планированием работы с классом. Мало запланировать и провести мероприятия, преследующие ту или иную цель. Необходимо продумать программу работы. Уже 29 год, как я живу своей работой, своими воспитанниками, родителями учеников, являясь классным руководителем. За это время у меня были выпуски, которых в итоге объединяло всегда одно - это сплочённость, единство и творчество. За эти годы у меня выработалась своя методика воспитательной работы, которой я хочу поделиться с коллегами.

Все ученики разные по способностям, багажу знаний, темпераменту, но мы, учителя, а самое главное мы - воспитатели, должны уметь объединить порученных нам детей в единое целое без ущемления индивидуальности каждого. Но главное интеллектуальное качество, которое надо воспитывать в каждом своем ученике - это продуктивность мышления, то есть способность создавать новое, то, чего раньше не было и это призваны решать самостоятельные работы учащихся на уроках, практические, творческие работы, и, конечно же, работы, связанные с исследовательской деятельностью учащихся, с защитой научно-исследовательских проектов на уроках и во внеурочных занятиях.

Мысль - удивительная сила - созидательное начало, которое есть у каждого ребенка. Она является источником творческого потенциала, который учитель способен раскрыть. Вот почему большое значение в своей воспитательной работе стала уделять созданию учащимися и практическому применению метода проектов, поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Вовлекая учащихся в проектную деятельность, продумываю каждый шаг социализации подростков - то есть воздействия общества на человека, с одной стороны, и активность самой личности - с другой.

«Социализация есть процесс и результат внедрения человека в общество, его адаптация в тех или иных группах, коллективах с выработкой социально-значимых необходимых качеств.»
(К.В.Рубчевский)

Формирование гражданско-полезно-значимой личности является в моей работе, как педагога и воспитателя, главной движущей силой. Я являюсь носителем и исполнителем единой педагогической концепции нашего образования. Эта установка является важнейшей задачей в моей работе. Формирование гражданской позиции у моих учащихся я осуществляю в учебной деятельности в рамках учебных предметов география, краеведение и экология, а также во внешкольной общественно-полезной деятельности.

Для большинства учащихся моего класса главная цель - улучшать окружающую жизнь, бороться с недостатками в ней, сохранять героическое прошлое Родины для истории. С этой целью сверяет свою жизнь и поступки каждый ученик класса. Учащиеся ценят знания, они умеют их добиваться и давать оценку событиям, отношениям, людям.

Инновацией моей педагогической деятельности является включение социального опыта и социальных знаний в мою педагогическую деятельность и использование современных педагогических технологий для формирования гражданской идентичности. Актуальность инновации обусловлена современными тенденциями образования, связанными с необходимостью реализации задач гражданского воспитания школьников в условиях демократизации общества и повышением требований к качеству образовательного процесса, необходимостью совершенствования процесса гражданского воспитания, обеспечивающего социализацию школьников. Моя инновационная деятельность развивалась на основе принципа содружества всех участников образовательного процесса: учителей, учеников, родителей.

Совместные проекты создаются по материалам экскурсий, которые мы ежегодно в течение учебного года совершаем в Детский эколого-биологический центр, в Областной экологический центр нашего города, выезжаем за пределы города с экскурсоводами Детско-юношеского центра туризма и экскурсий нашего города.

Благодаря этим познавательным выездным мероприятиям у многих учащихся класса появилось желание заняться исследовательской работой. Первые исследовательские проекты были посвящены темам изучения природы, затем уже населения, экономики и экологии родного края. Примерами таких проектов служат следующие: «Лекарственные растения Ульяновской области в аптечке школьника», « Перепись учащихся нашей школы в переписи населения всей страны», «Демографический потенциал Ульяновской области. Проблемы и перспективы», «Экологическая оценка рекреационного объекта «Парка имени 40-летия ВЛКСМ», «Куйбышевское водохранилище в жизни ульяновцев».

Начиная работу в русле коллективного проекта, по мере взросления автор проекта берёт на себя всё большую долю ответственности за него, разрабатывая крупные части проекта, а затем переходит к самостоятельному проектированию.

Чем больше собственный вклад в замысел и реализацию проектной жизни (и возможностей влиять на организацию учебного процесса), тем осмысленнее и ответственнее поведение подростка. Если до 7 класса основные формы проектов игровые, то постепенно их заменяют исследовательские, творческие, социальные формы. В это время, возможно, вводить в образовательный процесс крупные проекты, имеющие ярко выраженную социальную направленность, включающие отношение ребёнка к проблемам региона и страны в целом, таким как - демографическим, экологическим, проблемам экономического роста и т.д. Лучшими проектами в этом направлении считаю усилия всех учащихся по созданию проектов в ходе совместно проводимых значимых мероприятиях школы и микрорайона, например, «Мой уютный школьный двор», «Земля у нас одна», « Кто, если не мы», (благоустройство территории школьного двора, микрорайона), «Помоги птицам зимой», «День журавля» «День сурка» (экологические акции в защиту сурков, журавлей, зимующих птиц).

В это время важно помочь подросткам работать над удержанием целей, планированием долгосрочной деятельности, умением осмысливать её результаты и отслеживать «своё» в быстро меняющейся среде.

Оценка и экспертиза проектов проходит несколько этапов. Проекты оцениваются голосованием сначала учащимися класса, затем учащимися параллельных классов; лучшие проекты получают путь на школьные, городские, областные конференции и авторы лучших проектов принимают участие в конкурсах различного уровня, достигая высоких результатов.

Формируя у учащихся умения использовать альтернативные пути поиска новой информации, активно вовлекаю учащихся в творческую деятельность. Знания, полученные в ходе исследовательской деятельности самими учащимися, нередко становятся сильным стимулом к дальнейшему самообразованию, к выбору профессии.

Благодаря сотрудничеству с областными организациями - СДЮТиЭ, Экоцентром, ДЭБЦ вовлекаю учащихся в конкурсы разного уровня.

Ежегодно мои ученики принимают участие, занимая призовые места, в научно-практических конференциях исследовательских работ «Первые шаги в науку»; в Слётах активистов экологического движения в ДЭБЦ:

Так, в рамках Дней защиты Земли от экологической опасности ученики моего класса выступали с проектами по проблемам сохранения Земли как планеты, а более младшие школьники подготовили рисунки - листовки с призывами защитить Землю от бедствий и разрушений. А на Городском Слёте активистов экологического движения грамотами награждены: Умнов Дмитрий - за занятое 1-е место; Цуканова Дарья - за занятое 2-е место; Узякова Диана - за занятое 3-е место в конкурсе творческих работ «Природа вокруг нас».

Мои воспитанники подготовили и успешно защитили немало интересных и оригинальных работ. Проекты были удачно представлены на конкурсах различного уровня и заняли призовые места:

По итогам городской экологической операции «Живая ель» победителем в номинации «Лучший творческий проект «Защитим ель» признан Шарков Артём. Он награждён грамотой Министерства образования Ульяновской области. Королёва Мария стала лауреатом данного конкурса.

В рамках Областного конкурса инновационных проектов детей и юношества «Новое поколение» Кедяркина Наталья, Евтушевская Екатерина и Филина Валерия достойно выступили со своими проектами, став победителями в номинациях: «Человек - живая природа». За научные, творческие способности и исследовательский интерес им были вручены сертификаты и приглашения на учёбу в перспективный ВУЗ нашего города - в УлГУ. Тезисы выступлений учащихся опубликованы в сборнике научных статей «Творчество и гармонизация личности».

По итогам Межрегионального историко-просветительского конкурса исследовательских и творческих работ студентов и школьников «Служение Отечеству: События и имена» - Дипломом 1 степени награждён Ямщиков Константин.

По результатам областной научно-практической школьно-студенческой конференции «Ноосфера» Благодарственное письмо Деканата и Учёного Совета естественно-географического факультета УлГПУ вручено Филиной Валерии и Антоновой Дарьи.

Жизнь класса никогда не прерывается. Завершается одно дело, а уже новое ждет своих организаторов и участников. Класс учится действовать самостоятельно. Планировать, что и как делать. Все собираются вместе и оценивают, что было хорошо, что плохо, что нужно исправить в будущем. Действует не только актив, но и каждый ученик.

С удовольствием мой класс принял участие в городских конкурсах «Птицы на кормушке» - 1 место занял Диков Антон, «Зимующие птицы» - 2 место заняла Жигалина Валерия.

Участие класса с проектами во Всероссийском Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» приносит свои плоды. Опубликованы работы учащихся: «Великие имена в истории Симбирского края», «Чудодейственная сила природы», «Памяти великого земляка. Аркадий Аркадьевич Пластов», «Памяти великого земляка. Роль Н.М.Языкова в литературном движении его времени», «Демографический потенциал Ульяновской области. Проблемы и перспективы региона», «Виртуальная экскурсия по малой Родине. История Ульяновска в памятниках архитектуры», «Проблема загрязнения воздушной среды города Ульяновска автомобильным транспортом и пути её решения». Участникам Фестиваля были вручены дипломы и сборники работ.

Благодаря участию в данном фестивале мои ученики становятся исследователями, учёными, изобретателями!

Ежегодно юные исследователи моего класса принимают участие в научно-практических конференциях детских исследовательских работ « Первые шаги в науку», проводимые на базе Детского Эколого-биологического Центра. На конференциях были представлены экологические проекты и первые научные работы участников по номинациям: биология, экология, ботаника, зоология и география. Каждый проект был интересен по-своему. Очень интересен в этом плане проект идеи создания экологически чистого стирального порошка, применяемого в походах и экспедициях. Защитники данного проекта предложили собирать каштаны, высушивать их, перемалывать в порошок и использовать при стирке загрязненных в походе изделий. Другие работы были посвящены демографическим проблемам и проблемам загрязнения окружающей среды Ульяновской области и страны, что было отражено в их названиях «Демографический портрет моей школы в истории переписи нашей страны»и «Проблемы загрязнения окружающей среды Ульяновской области». По итогам конференций участникам были вручены благодарственные письма и сборники докладов с тезисами исследовательских работ, представленных на данном мероприятии.

У класса есть одно или несколько дел, которые приносят по-настоящему большую пользу людям - младшим, взрослым, стране. Ребята не могут обходиться без такой работы. Ребята умеют работать над собой - воспитывать в себе волю и принципиальность, трудолюбие и ответственность.

Одним из главных результатов своей работы считаем тот факт, что с выводами проведенных исследований были ознакомлены не только ученики школы, родители, но и большинство населения микрорайона Верхняя терраса.

Так, в областной экологической операции «День журавля», объявленной Министерством образования Ульяновской области и областным детским экологическим центром, принимали участие все учащиеся класса. В рамках проведения Операции с обучающимися класса были подготовлены и проведены ряд мероприятий, призванные привлечь внимание общественности к проблемам сохранения журавлей и их местообитаний. Школьники подготовили проекты, провели заседания за круглым столом, подготовили прайс листы в защиту журавлей и вручили их жителям микрорайона. Примером для своих детей и внуков были и родители, и бабушки, все те, кто откликнулся на призыв принять участие в этой акции.

По результатам данной операции дипломом Министерства образования Ульяновской области за 1-е место в номинации «Журавлиный праздник» награждён коллектив обучающиеся нашей школы.

«Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.»
(Фёдор Достоевский)

Создание в классе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся.

Ученики вносят свой вклад в жизнь сообщества, собирая данные, заботясь об окружающей среде, выполняя общественные работы - в ходе этого они с новой точки зрения смотрят на события общественной жизни. В ходе создания совместных проектов отношения одноклассников друг к другу изменяются к лучшему. Появляется замечательное чувство: МЫ - СИЛЬНЫ, КОГДА МЫ - ВМЕСТЕ! Созданные ценности помогают другим достичь успеха. Помогает ли проектная деятельность учеников ощутить себя успешными людьми? Безусловно, да! Она позволяет им реализовать свои способности и лучшие качества, стать самостоятельнее, ответственнее. Лидер ведёт за собой группу, а тот, кто раньше робел на уроке, уже участвует в представлении проекта на защите. Каждый ученик ощущает значимость своего вклада в общее дело, каждый получает частичку общего успеха!

Реализация совместных научно-исследовательских проектов приносит успех как отдельно каждому ученику, так и успех, и радость всему классному коллективу. Именно в этом плане проектная деятельность выступает как главное средство не только обучения, но и воспитания подрастающего поколения.