Самостоятельная работа учащихся при обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Реалии современной жизни требуют более глубокого изучения иностранных языков. В данное время обучение иностранным языкам (ИЯ) в нашей стране представлена на всех уровнях образовательной системы, начиная от дошкольного до продвинутого, и приобрело массовый характер. Цель обучения ИЯ - это формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), систематизация знаний, расширение лексического запаса и овладение общей речевой культурой. Надо отметить, что через изучение ИЯ учащиеся приобщаются к богатству всей мировой культуры.

Практическая деятельность обучения показывает, что не возможно обеспечить преподавание и освоение ИЯ без самостоятельной работы (СР) самих учащихся, вдумчивого, внимательного выполнения заданий, без непосредственного управления учителем. Многие отечественные авторы Ю.К.Бабанский, Е.В.Захарова, Н.И.Пустовалова, Р.М.Микельсон занимаются проблемами СР учащихся. Ю.К.Бабанским выделены методы организации СР на основании степени самостоятельности в приобретении новых знаний, формировании новых умений и навыков (1 с.78). СР на уроке ИЯ требует большой предварительной работы на всех этапах школьного обучения ИЯ, включая профильно-ориентированный уровень, предполагает развитие у учащихся навыков рационального выполнения домашних заданий, формирование навыков и умений работы с учебником, книгой для чтения, пособиями, справочниками и словарями, аудиоматериалами - при этом требуется систематический контроль над ходом самостоятельной работы, выявление затруднений и ошибок учащихся. Помощь в исправлении ошибок, обязательное поощрение детей в СР стимулирует и воодушевляет детей на достижение новых целей.

В СР учащихся при изучении ИЯ акцентируется внимание не столько на углублении и расширении знаний, полученных на уроках сколько на поддержании и совершенствовании иноязычных коммуникативных умений. Неоценимую помощь как учителю, так и учащемуся оказывают ИКТ и Интернет. Имеется в виду СР с различными программами для развития фонетических, лексических и грамматических навыков речи: формирование навыков аудирования, говорения, чтения и письма.

Подобная работа требует больших временных затрат и усилий со стороны учащихся. По мнения педагогов и методистов эффективность СР зависит не столько от его объема, сколько от грамотной организации, продуманного сочетания с другими видами и формами работы. Чтобы СР учащихся была результативной, следует учитывать: отношение учащихся к предмету, состояние здоровья, уровень работоспособности, соблюдение здоровьесберегающих технологий, степень сложности учебного материала, уровень сформированности навыков СР, общую загруженность учащихся по другим изучаемым предметам.

Все перечисленные выше условия требуют от учителя правильной организации СР учащихся. Предлагаемые учителями упражнения развивают самостоятельность учеников. Специальная система упражнений включает копирующие, воспроизводящие и творческие виды СР. Один из видов работы направлен на выработку приемов анализа и группировки учебного материала и предлагает работу с упражнениями - заданиями по тексту. Например, «Подчеркните предложения, в которых выражена основная мысль текста», «Выпишите ключевые слова из текста», «Подберите синонимы/антонимы к слову…» и т.п. Воспроизводящий вид упражнений включает использование приемов языковой и смысловой трансформации и состоит из заданий, таких как: «Дайте сокращенный/расширенный вариант прочитанного текста», «Передайте содержание текста от лица одного из героев», «Правильно ли поступил главный герой?».

Творческий вид СР самый сложный и направлен на расширении знаний об ИЯ и культуре, он носит поисковый проблемный характер. Этот вид работы предполагает овладение навыками оценивания и выражения собственных мыслей в устной и письменной формах. Для этого вида работы рекомендуются такие задания как: «Приведите собственную точку зрения по данной проблеме», «Подтвердите/опровергните положения прочитанного текста» и др. По мнению автора Муриевой М.В.: «Важно определить соответствие тематике и проблематике текстов возрасту, интересам и возможностям учащихся. (2 с.108)

Предложенные упражнения - задания успешно опробированы на всех этапах школьного обучения ИЯ. Вывод: ИКК школьников формируются не только на занятиях, но и в процессе самостоятельной подготовки. Таким образом СР учащихся играет важнейшую роль в успешном овладении изучаемого ИЯ и его культуры.

Список использованной литературы

    • Бабанский Ю.К. Оптимизация педагогического процесса М. 1999 с.290.
    • Муриева М.В. Работа с иноязычными текстами на профильно-ориентированном уровне в сборнике: Наука сегодня: Теоретические и практические аспекты. Материалы международной научно-практической конференции в 2 ч. Научный центр «Диспут» Вологда 2017. с.107-108.