Духовно-нравственное воспитание школьников через проектную деятельность

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа

Ключевые слова: проектная деятельность, духовно-нравственное воспитание


Проблема нравственного воспитания в социуме, нетерпимого отношения подрастающего поколения к пожилым людям, лицам других национальностей и людям с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний в результате вовлечения ребёнка в проектную деятельность.

Задачи:

  • Создать условия способствующие повышению уровня познавательной активности учащихся, интереса к проектной работе, подготовка к ней;
  • формировать всесторонне развитую личность;
  • развивать познавательный интерес, воображение активность и самостоятельность;
  • повышать научный уровень внеклассной работы, ее связь с учебно-воспитательным процессом.

Новизна:

  • Условия развития творческой личности в педагогическом процессе.
  • Развитие творческих способностей учащихсячерез проектную деятельность.

Гипотеза: Если есть интерес к самому процессу деятельности, то это позволит повысить интерес к результатам деятельности.

На современном этапе развития общества одной из главных задач становится освоение ребёнком общечеловеческих ценностей, среди которых: уважение человеческих достоинств, забота о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть.

На сегодняшний день эта проблема является одной из самых актуальных в России, т.к. наша страна - страна многонациональная, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального поведения.

По нашему мнению, формирование и развитие готовности детей к толерантно ориентированным социальным отношениям на примере проживания совместных ситуаций, которые, возможно, в дальнейшем будут определять их поведение в подобных ситуациях. От того, насколько будет развита у каждого отдельного ребенка способность понимать «особого» человека, настолько окажется достижимой гармонизация межличностных отношений в современном обществе.

В том числе и физическое воспитание имеет большое значение в развитии и формировании личности. Без физической закалки и крепкого здоровья, человек теряет работоспособность, он не в состоянии проявлять настойчивости, волевых усилий в преодолении трудностей, что, безусловно, может мешать ему стать развитой личностью.

Своих учащихся привлекаю к регулярным физическим упражнениям, и занятиям спортом. Веду работу подуховно- нравственному воспитанию и здорового образ жизни.

Также привлекаю детей к творческой деятельности, к самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний в результате вовлечения детей в работу, проектную и исследовательскую деятельность.

Я как учитель склоняюсь к работе над творческими проектами. В результате своей работы мы показываем не только достижения, но и оформляем материал в виде конкретного практического выхода, продукта. Каждый ребенок на уроке может построить шкалу достижений. В график заносятся данные в баллах при выполнении заданий.

Обычно я провожу такую работу в малых группах, на которых обсуждаем основные моменты организации. На данном этапе работы развиваются коммуникативные навыки. В работе использую ролевые игры, которые направленные на интеллектуальное и коммуникативное развитие детей. Они дают положительный эффект, опыта публичного выступления обучающихся.

Для развития познавательной активности провожу интеллектуальные игры, конкурсы, веселые старты, спортивные мероприятия, блиц - игры. Всё это способствует проявлению лидерских качеств, здорового соперничества. В системе ведется работа с детьми о толерантном отношении друг к другу.

Обязательно привлекаются родители, которые оказывают значительную помощь и являются полноправными участниками любой деятельности. Таким образом, удаётся в значительной степени повысить мотивацию детей к выполнению творческой, проектной деятельности.

В современном обществе жизнь требует высокой культуры поведения и общения между людьми, умения поддерживать доброжелательные отношения, тем самым создают комфортную обстановку для себя, утверждая свое достоинство и личностную самоценность.

Важно, чтобы воспитание способствовало формированию самой личности, что отвечает объективным потребностям общества и интересам.

В школе работа направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Я стараюсь создать условия, которые приемлемы в школе для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития. Что нам и позволяет воспитать образованных, творческих и, самое главное, здоровых детей, готовых к созидательной трудовой деятельности и культурной жизни.

Занятия физической культурой способствуют повышению функциональных возможностей организма.

При выполнении физических упражнений, я слежу за действиями детей, как они работают в коллективе. На уроках ведутся беседы о пользе режима дня, правильном питании, профилактике и предупреждению заболеваний. Также учу детей формированию у них навыков культуры поведения. Считаю что, физическое воспитание формирует всесторонне развитую личность.

С начальных классов прививаю любовь к физическому воспитанию, к своему предмету. Школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности.

Для всех возрастов в учебно-воспитательном процессе большую роль занимает оздоровление. В школе открыт спортивный профильный класс по двум видам спорта: баскетбол, лыжные гонки. На своих уроках, применяю игровые моменты, с использованием наглядности. Через игру воспитывается дисциплина, дети приучаются соблюдать правила, умение контролировать себя.

При показе физических упражнений заостряю внимание на их значение, для чего, и зачем. Как на развитие физических качеств оказывают влияние повседневные занятия физическими упражнениями. Много внимания я уделяю двигательной активности. Не только на уроках но и во внеурочной деятельности. Ведь двигательная активность - это все. Движение - это жизнь. А подвижные игры являются не только прекрасным средством отдыха, а также развивают психическую и физическую сферу личности ребенка.

Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе, должно опираться на индивидуальность. Ведь каждый ученик - это личность, которая создает благоприятные возможности для своего развития, самосовершенствования.

Поэтому мои ученики - моя смена.

Стараюсь своим примером, показать свое отношение к предмету физическая культура. Принимаю активное участие в городских, областных соревнованиях, НПК, конкурсах различного уровня, олимпиадах. Сама готовлюсь к сдаче нормативов ГТО, чтобы у детей было стремление, достигнуть определенных спортивных результатов.

Школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Выводы:

  • сотрудничество родительской общественности и школы на высоком уровне;
  • прослеживается положительная динамика активности родителей.

Проблемы и пути решения: низкая посещаемость школы родителями неблагополучных детей.

Таким образом, в школе решаются следующие задачи, способствующие успешной реализации процесса воспитания:

  • определены приоритетные направления воспитания в соответствии с новыми образовательными стандартами, Концепцией воспитания детей Иркутской области;
  • продолжается формирование единого воспитательного пространства школы через урочную, внеурочную деятельность, в рамках Программы развития воспитательной компоненты;
  • активизировались формы гражданско-патриотического воспитания, массовые воспитательные мероприятия как Ярмарки - благотворительные, Бессмертный полк, Флешь-мобы.
  • совместными усилиями семьи и школы изменяется отношение школьника к учебе, формирование у него мировоззренческих ценностно-смысловых установок, его готовность стать гражданином и патриотом своей Родины.

И хочу закончить словами В.А.Сухомлинского: «Суть физического воспитания в том, чтобы оно способствовало духовному развитию через физическую закалку - к духовной стойкости, твердости, мужеству».

Промежуточные результаты:

  • положительная динамика уровня сформированности толерантности подростков;
  • реализация минипроектов;
  • положительные отзывы учеников, учителей, родителей, социальных партнеров.

Конечные результаты:

  • налажено сотрудничество с партнерскими организациями;
  • организовано педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания у детей основ толерантности;
  • выявлена положительная динамика развития толерантности у обучающихся.
  • повысилась готовность обучающихся к толерантно ориентированным социальным отношениям в обществе.

Литература

  1. Аверин В.А. ««Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 2003.
  2. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой. - М.: Просвещение, 1996.
  3. Артюхова И.С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.
  4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 1989.
  5. Зарецкая И. Цель воспитания - личность, готовая к взаимодействию со средой. //Директор школы - 2003г, № 1.
  6. Рожков М.И., Байбородова ЛВ., Организация воспитательного процесса в школе //М.: Владос, 2001.
  7. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе. Волгоград, Учитель, 2006.
  8. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. ТЦ Сфера, 2005.
  9. Шевердина Н.А. Оздоровительная работа в начальной школе. Феникс, 2008г.