Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Развитие дикции и артикуляции у детей старшего дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: скороговорки, старшие дошкольники, Артикуляция, дикция


Почему так важно заниматься развитием дикции у детей?

Правильное выговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций. Понятие «дикция» означает четкое произношение слов и звуков. Нечеткая речь негативно отражается на каких-либо достижениях дошкольника, на качестве общения со сверстниками и взрослыми. Он становится резким, нервным, неусидчивым. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе. Нужно осознавать, что правильно поставленная, четкая и грамотная речь - элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.

Важно заметить проблему в дикции на начальных этапах развития речи, примерно в 2-3 года, когда речь начинает очень активно развиваться. Существует много факторов, влияющих на овладение умением четко внятно говорить. Специалисты отмечают, в первую очередь, те из них, которые влияют на развитие дикции. Причинами плохой дикции у детей могут быть:

  • Нарушение произношения звуков;
  • Отсутствие некоторых звуков в речи;
  • Замена глухих звуков на звонкие;
  • Сокращение длинных и сложных слов;
  • Перестановка слогов местами;
  • Смягчение звуков;
  • Замена звуков на сходные по звучанию.

В некоторых случаях плохая дикция взаимосвязана с развитием гиперактивности, неустойчивости внимания и плохого самоконтроля. При прогрессе педагогической науки и медицины многие проблемы, связанные с дикцией достаточно легко поправимы. В большинстве случаев для улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой.

Эффективные упражнения для дикции

Нужно быстро изменять положение языка во рту. Главная трудность при произношении слов - необходимость быстро изменять положение языка во рту. Для освоения этого навыка надо укреплять его мускулатуру и проводить постоянную тренировку.

Упражнения для развития мышц речевого аппарата

1. Упражнения для разминки губ:

  • «Рупор» - необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук «а».
  • «Трубочка» - максимально вытянуть губы вперед. Одновременно с этим произносится звук «у».
  • «Улыбочка» - необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их.
  • «Бублик» - максимально растянуть губы, произнося звук «о».

2. Упражнения для разминки языка:

  • «Лошадка» - необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с цокающим звуком;
  • «Лопатка» - открыть рот, высунуть язык, достать им до подбородка.
  • «Мячик» - надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.
  • «Часики» - необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево.
  • «Иголочка» - максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт.
  • «Грибочек» - дотянутся языком до верхнего неба, так чтобы натянулась уздечка.
  • «Индюшок» - высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в сторону. Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос (на распев произносить разные гласные).
  • «Чашечка» - открыв рот, высунуть язык и свернуть его в форме чашки или кружки.
  • «Барабанщик» - необходимо совершать удары языком по верхним зубам, сопровождая это произнесением звука «д».

3. Упражнения для красивого тембра голоса:

  • «Протяжные слоги» - сделать глубокий вдох. Выдыхая, произносить слоги «бом», «бим», «бон» протяжно (тянуть надо последний звук).
  • «Кью-икс» - произносить слоги «кью» и «икс». Проговаривая «кью» сильно вытянуть губы трубочкой, на слог «икс» растянуть губы в улыбке.
  • «Звукорежиссер» - одну ладонь нужно прижать к уху, вторую поднести ко рту на расстояние несколько см. В этом положении произносить слова, слоги и звуки. Это упражнение помогает понять истинное звучание своего голоса.

Каждой группе упражнений необходимо уделить не менее двух минут. Сначала выполните губные упражнения, а затем, по истечении двух минут, начинайте выполнять языковые. Далее следует приступать к скороговоркам.

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

С малышами Студии раннего эстетического развития «Воображение» для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний я использую специально составленные фразы - чистоговорки, скороговорки для дикции. Слова подобраны таким образом, чтобы научить ребенка произносить практически несовместимые звуки быстро и четко. Несколько раз, повторяя одну и ту же фразу скороговорки для дикции, с каждым разом непослушные ранее звуки поддаются произношению все легче, и неразборчивая речь становится понятной и членораздельной.

Скороговорки

Сначала мы считаем до трёх (раз, два, три). Произносим это около 5 раз медленно, а затем быстрее и быстрее (при этом отчётливость не должна теряться). После дошкольник повторяет данную задачу самостоятельно.

Затем усложняем упражнение: после каждого числительного ставим слово «дрова». Получается небольшой дикционный тренинг: «Раз дрова, два дрова, три дрова». Данную скороговорку следует разучить.

Далее скороговорки, как правило, усложняются. Подбираем скороговорки с учетом психо-физических данных малыша.

Чистоговорки, скороговорки для тренировки дикции

  1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок у быка бела губа была тупа.
  2. От топота копыт пыль по полю летит.
  3. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
  4. Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.
  5. В Чите течет Читинка.
  6. Повар Петр, повар Павел.
    Петр плавал, Павел плавал.
  7. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.
  8. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  9. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
  10. Сачок зацепился за сучок.

Последовательность работы

Следует отметить, что заниматься развитием дикции необходимо со всеми детьми. Необязательно у ребенка должны иметься речевые недостатки. Тренировка речевого аппарата в любом случае не будет лишней. Начинать учить короткие стишки допустимо с того момента, когда ребенок начнет разговаривать. Позволительно использовать элементы игры с мячом. В этом случае после каждого произношения слога разрешается ударять мячом о пол. Если нужной игрушки не окажется рядом, то отстукивания предметом допустимо заменить хлопками в ладоши.

С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить работу в такой последовательности:

Выучить стишок наизусть. Произносить скороговорки для развития речи и дикции детей необходимо медленно. В этот момент достигается четкое проговаривание гласных и согласных звуков. Малыш не только запомнит фразы стихотворения, но и научится правильно произносить все звуки.

Произнести скороговорку беззвучно. На этом этапе вырабатываются правильные движения органов артикуляции.

Прошептать. В период тихого произношения важно следить, чтобы все слова произносились четко и быстро.

Повторить медленно. Ребенок должен медленно, но качественно сказать всю фразу или стихотворение по памяти.

Изменить интонацию. Многим детям нравится проговаривать выученные слова грустно или весело, агрессивно или задумчиво. На скорость произношения обращать внимания не стоит. Основная задача на этом этапе - научить ребенка пользоваться собственным голосом.

Сказать быстро. На завершающей стадии требуется проговорить выученное наизусть предложение быстро без остановок несколько раз.

Тексты для старших дошкольников

В эту группу следует отнести материал со всеми звуками русского языка. К шести годам речь у ребенка сформирована полностью и для качественного обучения в школе необходимо иметь правильное произношение. Если малыш слышит и произносит слова неправильно, то после поступления в начальное учебное заведение он будет испытывать большие трудности при письме.

Для разнообразия занятий следует использовать не только знакомые многим родителям шаблонные примеры, но и применять шуточные скороговорки для дошкольников. Они способствуют не только грамотному овладению основами речи, но и создают положительное эмоциональное настроение. В качестве примера можно привести такие стихи:

1.

«Иголка-иголка,
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик».

2.

«В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари -
Очень вкусные угри».

3.

«Карасенку раз Карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
"Раскрась, Карасенок, сказку!"
На раскраске Карасенка -
Три веселых поросенка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят».

Что дают скороговорки для развития речи или польза от быстрого проговаривания

Основная помощь скороговорок заключается в правильном развитии речевого аппарата. В результате систематических занятий подрастающий человек начинает говорить четко, выразительно и понятно. Среди дополнительных достоинств следует выделить:

Способность произносить слова более медленно.

  • Активизацию словаря новыми словами.
  • Развитие памяти.
  • Умение слушать речь других людей.
  • Способность концентрировать внимание.

Спустя несколько месяцев от начала занятий, дошкольник сможет:

  • Строить предложения грамматически правильно.
  • Выговаривать слова спокойно, без криков.
  • Усовершенствовать дикцию.
  • Произносить слова размеренно.
  • Читать книги красиво и бегло.

Проблема дикции у детей актуальна на сегодняшний день. Практически каждый мальчик или девочка имеют нарушение произношения звуков, слогов и слов. Важно уделять особое внимание этой проблеме. Необходимо заниматься с ребенком не только в тот момент, когда проблема уже заявила о себе, но и для профилактики. Регулярный и системный подход поможет справиться с задачей в кратчайшие сроки. Речь ребенка будет чистой и красивой.

Скороговорки для детей, разбитые на несколько категорий

Чистоговорки для детей 5-6 лет.

Ал-ал-ал - заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол - там морковку он нашел,
Ил-ил-ил - друг его попросил,
Ись-ись-ись - ты со мной поделись,
Ал-ал-ал - он морковку другу дал.

Ан-ан-ан - мы стучим в барабан,
Ян-ян-ян - принесли нам баян,
На-на-на - музыка написана,
Та-та-та - она играет тра-та-та.

Ду-ду-ду - растут яблоки в саду,
Ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту,
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа,
Чи-чи-чи - прилетели к нам грачи.

Скороговорки на букву Р для детей.

  1. На дворе трава, на траве дрова
    Не руби дрова на траве двора.
  2. Карл у Клары украл кораллы,
    Клара у Карла украла кларнет.
  3. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  4. Расскажите про покупки, про какие покупки?
    Про покупки, про покупки,
    Про покупочки мои.
  5. Выдра в ведро от выдры нырнула.
  6. Ехал Грека через реку,
    Видит Грека - в реке рак.
    Сунул Грека руку в реку,
    Рак за руку Грека - цап!

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками - самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

Скороговорка на букву Ж

  1. Испугались медвежонка еж с ежихой и с ежонком, стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорка на букву Ч

  1. У четырех черепашек четыре черепашонка.
  2. Четыре чертенка, Четыре черненьких, чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорка на букву Ш

  1. На опушке в избушке живут старушки-болтушки.
  2. У каждой старушки лукошко, в каждом лукошке кошка, кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
  3. Сшила Саша Паше шапку.
  4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  5. Кукушка кукушонку купила капюшон.
    Надел кукушонок капюшон.
    Как в капюшоне он смешон!

Скороговорка на букву Щ

  1. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Сложные скороговорки

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

  1. Жили-были три китайца - Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
    И еще три китаянки - Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
    Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
    Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой - Шах,у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой - Шах-Шарах,у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони - Шах-Шарах-Шарони.
  2. Нет абрикоса, кокоса, редиса,
    Палтуса, уксуса, кваса и риса,
    Компаса нет, баркаса и троса,
    Термоса, пресса, индуса-матроса,
    Баса нет, вкуса, веса и спроса,
    Нет интереса - нет и вопроса.
  3. У Киры и Фиры в квартире был пир:
    Факир ел зефир и Кефир пил Факир.
    А Фира и Кира не пили кефира,
    Не ели зефира - кормили факира.

Другие известные скороговорки

Короткие скороговорки, читать и запоминать которые смогут даже самые маленькие дети.

  1. Мыла Мила мишку мылом,
    Мила мыло уронила.
    Уронила Мила мыло,
    Мишку мылом не домыла.
  2. От топота копыт пыль по полю летит.
  3. Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.
  4. Сонька на санках Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

Используемая литература

  1. Алексеева М.М. К методике обучения звукопроизношению. Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1978.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 1979.
  3. Зуева Л.Н. и др. Думай-говори. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников.
  4. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Л.П.Федоренко. - М. 1984.
  5. Ушакова Т.Н. Пути усвоения родного языка нормальным ребенком// Вопросы психологии.- 1974. - №1.